Наряду с SP – представителями, около 38% населения составляют SJ, что составляет 80 млн жителей США. По типологии Юнга, существует 4варианта психологических портретов: ISFJ – Хранитель традиций, ESFJ – Торговец, ISTJ – Опекун и ESTJ – Администратор. Эти 4 вида имеют и сходства, и различия, особенно в чувстве долга. SJ существуют, главным образом, для того, чтобы быть полезным обществу, к которому они принадлежат.
Эпиметей, брат Прометея и Атланта, передает дух SJ стиля настолько, насколько Дионис олицетворяет SP стиль. Миф о более известном брате, Прометее, гласит, что Прометей посоветовал своему брату Эпиметею не принимать никаких даров от их отца – Зевса. Прометей последовал своему совету и отказался жениться на красивых женщинах, которых выбирал для него Зевс. Эпиметей, в свою очередь, последовал примеру брата, когда Зевс предложил ему жениться на Пандоре, на что Зевс разразился в полной ярости.
Напуганный ужасным наказанием Прометея, которое придумал Зевс, Эпиметей поспешил пересмотреть свое решение и женился на Пандоре, хотя он был полностью осведомлен об опасностях, которые нес этот подарок – самая красивая женщина на земле. Вскоре Пандора уступила любопытству и обнаружила золотой сундук, который она привезла с собой с Олимпа, но Зевс запретил ей его открывать. Но Эпиметей находился со своей женой даже после того, как она подняла крышку запрещенного сундука и на землю хлынули все беды человечества: старость, тяжелый труд, болезни, безумие, зло и гнев. Эпиметей, также как и Пандора, страдал от всех бед, но никогда не отказывался от нее; даже напротив, он принял свою судьбу с чистой совестью, отыскивая пути, которые бы защитили его от этих бед.
|
Когда Эпиметей согласился жениться на Пандоре по просьбе Зевса, он обрел житейскую мудрость. Он узнал, как использовать общественное мнение с целью контроля и гармонии в мире. Таким образом, благодаря своему послушанию, Эпиметей обрел уверенность в своей чистой совести. Он страдал от всех болезней человечества, но также получил сокровище- надежду (и предчувствия), единственное благо в сундуке Пандоры.
Таким образом, людям типа Эпиметей важно служить кому-нибудь, быть для кого-то полезным. SJ должны чувствовать себя обязанными кому-то и нужными; для них привязанность не является обязательным условием или желанием, но они чувствуют себя виноватыми за это в случае отрицания или пренебрежения к их чувству долга. Он должен отдавать, не получая, и заботиться, не получая заботу о себе.
Есть в SJ что-то родительское, и это можно выявить еще в детстве. Если мы посмотрим на только что образованный класс детского класса, мы сможем с легкостью выявить около дюжины пятилетних детей, которые так и ждут указаний что им следует делать. Остальные дети (в основном это представители SP c небольшим количеством NF и NT) просто проживают свои счастливые часы детства. Школа создана для SJ представителей, и они же ею, главным образом, управляют, чтобы из резвящихся детишек выросли серьезные молодые родители с чувством долга, которые только стремятся узнать, что им следует делать.
К тому времени SJ еще в школе изменят свое мировоззрение от братского до родительского. Он, конечно, будет чувствовать себя обязанным в течение многих лет, в течение всего детства (пока не найдет источник заработка). Это не желание независимости; скорее это неосуществленное желание быть полезным, как если бы SJ не терпится быть кому-то полезным.
|
Заметим, что SP вынуждены быть свободными и независимыми, в то время как SJ должны чувствовать себя обязанными кому-то и нужными.. Это можно было бы назвать взаимовыгодным соотношением. На самом же деле может оказаться, что характер SJ можно лучше осветить в его сравнении с SP характером. Действительно, особенности характера SJ становятся значительно отчетливее в сравнении с SP. Для SJ важна стоическая, "рабочая" этика, а для SP - эпикурейская, "игровая". Следует подчеркнуть, что и то, и другое - этика: оба варианта равноправны и обладают собственной ценностью. Несколько забегая вперед, отметим, что много хорошего можно сказать и об этических конструкциях NF и NT.
Далее. Если SP поддерживают братские взаимоотношения, основываясь на идеях равенства, то SJ с их "родительским" чувством ответственности свойственно стремление к иерархическим структурам. Для SJ иерархия составляет фундамент общественного здания. Должны быть четкие правила, нормирующие взаимоотношения не только в городе, в школе, в организации или в церкви, но и в семье. Каждый должен играть соответствующую ему роль; нужны начальники и подчиненные. SP же подобного мнения не придерживаются. По их мнению, все люди равны, вне зависимости от того, к каким социальным группировкам они принадлежат. А как же правила игры?
И потом, даже при самом поверхностном взгляде на SJ можно обнаружить пессимистически окрашенные поступки, в отличие от оптимистичности SP. Девиз бойскаутов «Будь готов!» должно быть был придуман сильным представителем SJ; SJ, несомненно, придумали бойскаутов и стоят во главе бойскаутов по всей стране. Помимо всего прочего, SJ действительно готовы. Многие действия SJ направлены на подготовку к неудачам и препятствиям, которые могут произойти. Мы не должны делать вывод, что SJ мрачно прогнозируют бедствие и катастрофу (хотя цыпленок Цыпа был настоящим представителем SJ); скорее нам следует воспринимать его готовым к ошибкам и недостаткам. Лучше что-то отложить на черный день.
|
«Муравей и Кузнечик» Эзопа показывает нам блестящую аналогию взаимоотношений SJ и SP. В басне Муравей старательно и прилежно переносит большие крошки хлеба к месту запасов, пока Кузнечик отдыхает на траве на пути Муравья, играя на скрипке, жует табак и напевает «Мир должен мне жизнь». Муравей, не сбавляя шаг, продолжает свою тяжелую работу и ругает Кузнечика за то, что тот не готовится к приближающейся зиме. «Работай со мной, - призывает он Кузнечика,- и мы вместе сделаем запасы на зиму, и никто не пострадает от холода или голода». Кузнечик отвечает: «А если мы продолжим в этом бешеном ритме, вместо запасов мы заработаем язву, высокое давление или колит. Присоединяйся ко мне, и мы будем вместе радоваться теплому лету, изобилию еды и напевать веселые песни». Каждый, разумеется, остался при своем занятии. Когда наступит долгая, холодная и голодная зима, Кузнечик постучит в дверь Муравья, замерзший и голодный, а Муравью останется только пустить его в свой уютный и теплый дом. Такая же ситуация с SJ и SP – они часто женятся друг на друге и разыгрывают эту вечную драму.
Еще одна цитата, касающаяся Эпиметейского пессимизма: по закону Мeрфи, «в любой момент что-то может пойти не так» или «все занимает больше времени и стоит дороже». Только SJ мог придумать такой закон.
Стремление SJ быть полезными можно рассмотреть на примере чувства голода. SJ обладает большим аппетитом, чем остальные. Принадлежность к социальной единице является существенным в его стиле. Узнать SJ-человека совсем несложно по его социальным интересам. Значительно чаще, чем представители других типов, SJ являются основателями, членами или сторонниками разнообразных общественных организаций, будь-то клуб, ассоциация, церковная община или политическая структура. Для SJ социальная иерархия - вещь, ценная сама по себе, равно как для SP самостоятельной ценностью обладает действие. С другой стороны, SP может присоединиться к социальной единице, но он требует и ожидает, что эта единица, в свою очередь, исполнит его потребности.
С возрастом для SJ все большее значение приобретают традиции. Поищите представителя типа SJ в семье, клубе, церкви или компании, соблюдающего традиции. Если традиций нет, SJ создаст их и будет бережно поддерживать. Если же традиции есть, то никто не знает их лучше, чем пунктуальный SJ. Нетрудно заметить, что на традиционных праздниках веселятся обычно представители других типов. Однако это не возбуждает неприязни в сердцах SJ. Им не нужна благодарность за их организаторские старания. Для SJ поддержание традиции само по себе является достаточной наградой за труды.
SJ также обладают обостренным чувством выявления неблагодарности и недооценки, как в случае отдачи, помощи и заботы. Однако странно то, что он не может попросить благодарности или признательности, так как это их обязанность - отдавать, служить и заботиться. Он чувствует себя обязанным, ответственным и занятым. Чувствовать иначе – значит быть бесполезным и безучастным. Получать заботу – неразумное желание, которое должно быть спрятано ото всех. SJ отправляется на вечеринку и, чтобы хорошо провести время, помогает хозяину с закусками и уборкой. С другой стороны, посмотрим на SP, организующего вечеринку, который заметил, что SJ гости больше не выполняют его желаний. Действительно, он это начал, но кто это закончит!
Выбор профессии SJ не представляет собой загадки. Общественные и государственные организации зовут его к себе, и он не может пройти мимо них. Преподавание в школе, бухгалтерский учет, банковский труд, работа в области медицины, в службе безопасности, менеджмент, торговля - вот примерные области, где SJ чаще всего находят себе применение. Заметьте, что общей чертой всех вышеперечисленных профессий является направленность на сбережение чего-либо. SJ - консерватор, и это его свойство не зависит от обстоятельств. Он "бережет" что угодно тем или иным образом, в то время как его антипод SP тратит в любых условиях что угодно. SJ - основатель и краеугольный камень общественного здания, и пока он на месте, все остальные могут спокойно жить и развлекаться.
Стремление сохранить что-либо может найти свое выражение в желании занять официальный пост. И официальное лицо - SJ будет укреплять свой авторитет (где бы ни пришлось) бережливостью, стремлением сохранить для потомства и передать по наследству все, что только возможно.
Наследство и наследственность занимают не последнее место в жизни настоящего Эпиметея. Преходящее, временное и выгодное кажется оскорблением общему, муниципальному или семейному наследству. Хотя это может и не быть аморальным или незаконным, они, по крайней мере, могут рассматриваться с долей подозрения. Им свойственны перемены, а это означает потерю наследства. SJ, наравне с остальными, прекрасно осознает, что перемены неизбежны, необходимы и иногда даже желательны; но им следует противостоять, когда они происходят за счет проверенного и надежного, принятого и одобренного. Лучше когда изменения появляются как следствия медленной эволюции, чем внезапной революции. Являясь консерватором наследства, SJ – враг революции.
Титулы и звания много значат для SJ. Особенно важным становится обладание чем-либо, признанное и оцененное окружающими. Официальный статус, основанный на обладании материальными средствами, для SJ значит гораздо больше, чем абстрактные законы и принципы (ценности NT-типа) или яркая эмоциональность и поиски смысла жизни (главное для NF-людей). Действительно, чтобы лучше понять характер, необходимо обратить внимание на "родительский, практический" подход SJ к решению проблемы "иметь - отдавать - получать". Обладание не только дает SJ ориентир для оценки собственной позиции на социальной лестнице, но также поддерживает чувство ответственности перед людьми, способствовавшими приобретению общественного положения SJ-представителем.
SJ - летописцы общества, они не только пишут историю, но и преподают обществу уроки истории. Одним из наиболее поучительных уроков истории является закон о взаимоотношении свободы и равенства. С ростом свободы равенство уменьшается, и наоборот, стоит разрастись равенству, как оно ограничивает свободу. К сожалению, мало кто твердо верит в это, зато большинству людей история предоставила шанс оценить следствия данного закона "на собственной шкуре". Утописты, например, обещали одновременно свободы и равенства сполна, да еще и братство гарантировали в придачу. За "школьные" двойки утопистов по истории заплатили не только французские коммунары и декабристы, но и тысячи Корчагиных во всем мире. SJ свойственно инстинктивное знание этой истины, чем они успешно и пользуются, рассматривая иерархию (неравенство) как единственный путь к свободе. "Тень иерархии" можно заметить даже в отношении SJ к старшим, уважая седины которых SJ рассчитывают на подобное же отношение к себе на склоне лет.
Если истории отведена роль определять наши будущие действия, то для регулирования насущных процессов, относящихся к созданию устоев общества и их поддержанию, должны существовать четкие правила и законы. SJ так же упорно отстаивают правила, на которых зиждется общественное здание, как охраняют они иерархическую лестницу - путь SJ к свободе. Правда, у Эпиметеев могут быть разные представления о правилах, которыми должно руководствоваться общество, но какой бы ни была система правил для SJ, они отдают все свои силы на поддержание этих правил.
Нет предела той ответственности, которую SJ готовы возложить на свои плечи. Если есть еще хоть какая-то неоконченная работа, SJ просто обязан взять на себя ее завершение, даже если он и так перегружен. И другие частенько пользуются неспособностью отказаться от сверхурочной работы. "Джейн справится с этим", - говорят они, не особенно задумываясь над тем, отчего же это Джейн в последнее время так устает, так озабочена и выглядит выжатой, как лимон. Им и в голову не приходит по заслугам оценить ее удивительное чувство долга. В связи с подобной недооценкой SJ могут впадать в глубокую депрессию. Например, такой выдающийся SJ, как А. Линкольн, так описал свое состояние:
"Я - самое ничтожное существо на свете. Если бы все, что я чувствую сейчас, распределить на всех людей планеты, на Земле не осталось бы ни одного смеющегося лица. Не знаю, стану ли я когда-нибудь лучше. Похоже, что нет".
По иронии судьбы стремление SJ возложить на себя груз ответственности не всегда приносит им признание окружающих. Бывает, что люди, обязанные SJ, отворачиваются от них после того, как использовали все ресурсы SJ до конца. Окружающим и невдомек, что SJ заслуживают значительно большей благодарности за свои труды. Иногда в этом бывает повинна строгая и непреклонная мина SJ, скрывающая их доброе и не знающее слов отказа сердце. «Дом о семи фронтах» Натаниедя Готорна олицетворяет эту серьезность:
Хмурый вид Мисс Хепсиба сделал ей плохую услугу, укоренивший ее характер как сварливая старая служанка… «Какой же злой я кажусь!» она должно быть часто шепчет себе и, в конечном счете, вообразила себя таковой… Но ее сердце никогда не злилось. Оно было полно нежности, чувствительности и трепета; в то время как ее лицо казалось таким мрачным и даже жестоким.
Забота об окружающих (особенно о стариках и детях), как и внимание по отношению к руководителям и авторитетами - еще одно яркое свойство SJ. Принятые в обществе правила являются непреложным законом для SJ, воспитывающих потомство в духе общества иной морали. И на работе SJ тоже хотели бы видеть, что все делается установленным способом.
Исходя из приверженности SJ социальным нормам и правилам, они часто находят свое призвание в бизнесе, в системе обслуживания, в медицине, в банковской или посреднической деятельности. Нетрудно заметить, что всем этим занятиям присуща общая черта - служение и наличие четких нормативных правил, определяющих характер профессиональной деятельности. Множество воспитателей, учителей начальных и средних школ, библиотекарей являются SJ. Школа представляет собой отлаженную организацию, обладающую четкой системой ценностей и сводом правил, передаваемых в неизменном виде детям. Поэтому роль школьного учителя - образец стиля жизни SJ.
"Ты заходишь в класс и чувствуешь всю силу, данную тебе системой. Ты говоришь детям, что им делать и как им это следует делать, что читать и как понимать прочитанное, что думать и как интерпретировать факты. Ты можешь дать им почувствовать себя виноватыми, потому что они не знакомы с чем-то или чего-то не прочли. Учителя играют в эту игру постоянно. И я согласен с этим полностью.
SJ также тяготеют к профессиям, где требуется проявлять заботу о ком-либо, например, в больнице. Большинство медсестер в основном SJ, в частности SFJs. Сферы жизни, помогающие бедным и больным, являются под особой ответственностью у SJs.
SJ - столпы социальной и экономической жизни. Они привыкли трудиться в полную силу за свое жалованье и не принимают иного подхода. Эпиметеи обычно стараются бороться с теми людьми или явлениями, которые не вписываются в систему социальных отношений, принятых в обществе. Нарушителю следует дать понять, что он не прав, чтобы он непременно исправился.
Сами SJ стараются делать все по распорядку, в нужное время и в нужном месте, отдавая дань ежедневному стремлению служить и принадлежать социальной группе. Вчерашние заслуги сегодня не актуальны. Каждый день SJ берет на себя новые обязательства, чтобы быть уверенным в своей нужности.