Упражнения и методические рекомендации к их использованию.




1. Настройка голосового аппарата.

К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.

Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть(ощущение небольшого зевка).

Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию(дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.(упр. № 1, упр. №2)

Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц. (упр. №3)

Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. (упражнения № 4 №5) Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)

2 Воспитание хорошего унисона.

Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.

Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания.) Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.(упр. №6)

3. Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.

Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

Маленькие певцы должны брать воздух носом (не поднимать плеч) и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.

Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука: - маленький вдох- произвольный выдох - маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати - короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь

Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги-вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.

Дыхательное упражнение.

Исходное положение- прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три»- более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.

Упр. №7 и №8 исполняется на одном дыхании в умеренном темпе, ровно, связно и легко.

4.Правильное формирование гласных.

Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.

Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.

Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пении поскольку разными людьми произносится по разному.

При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.

Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.

Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.

Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно способствует выравниванию их звучания. (упр.№ 9)

5.Активная артикуляция. (хорошая дикция, четкое произношение согласных).

Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.

Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно. (упр. №10, упр. №11, упр. №12)

Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.

6.Ровное звучание голоса на всем диапазоне.

Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.

Простейшие из них – соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.(№, №)

На начальном этапе полезно гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.(особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.

Пение таких упражнений как № 13 и № 14 является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.

7.Элементарные навыки многоголосия.

Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием.

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)

После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению.

И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. (упр. № 15, упр. №16)

Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам.

На начальном этапе полезно исполнение канонов.(упр. №18)

Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.

Более сложное упражнение – с использованием параллельного движения в голосах. Примером такого упражнения является упр. №17 (на параллельные терции).

Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.

При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение. (упр. № 19)

Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.

К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: