РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЗМА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ




 

В число крупнейших монопольных объединений, действующих на российском рынке включают компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:

- имеют объем продаж более 10 млрд долл.;

- занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.

По данным статистики, этому требованию в России отвечают 28 объединений, том числе 22 компании как лидеры по объему выпуска и 6 – как отраслевые лидеры [6, с. 13].

Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными.

Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.

С начала нынешнего десятилетия вплоть до первой половины 2008 года при активной поддержке государства капитализация была основным критерием деятельности компаний. При этом государство приветствовало обращение бизнеса к иностранным источникам финансирования, подчеркнул главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Яков Паппэ. По его мнению, рост курса акций компаний, по всей вероятности, воспринимался как объективный показатель успеха, а иностранное финансирование было дешевым и никак не угрожало финансовой стабильности. Покупка иностранных активов расценивалась как демонстрация возрождающейся экономической мощи России.

Поэтому серьезных проблем в отношениях государства с большей частью крупнейших компаний не возникало. Поддерживались даже такие сделки, в результате которых иностранные стратегические партнеры получали 50%-ную долю в ведущих российских компаниях (широко известные примеры – ТНК и Ilim Pulp) [8, с. 3].

Анализируя ситуацию в отношениях государства с большинством крупных компаний с 2003 г. до первой половины 2008 г., необходимо, в частности, отметил, что в этот период, несмотря на беспроблемность деловых связей власти и крупного бизнеса, в России была проведена национализация целого ряда предприятий. Причем каждый акт национализации имел собственные специфические причины, далеко не всегда экономические. «Тем не менее в целом данный процесс соответствовал представлениям власти о «командных высотах» и «стратегических позициях» в экономике», – подчеркнул Я. Паппэ [Цит. по 8, с. 3].

Среди национализированных компаний – ЮКОС, основные активы которого приобрела «Роснефть», и «Сибнефть» (ныне «Газпромнефть»), выкупленная Газпромом по рыночной цене у частного владельца.

Во второй половине 2008 г. возникла новая ситуация. Финансовый кризис лишил крупные компании зарубежного инвестирования и остро поставил вопрос о возврате кредитов. В результате государство получило право влиять на крупнейшие компании и стало владельцем блокирующего пакета акций «Норильского никеля», 44% акций «Вымпелкома» [8, с. 3].

И этот процесс, по мнению ученого, будет продолжаться.

По-иному складываются отношения государства с крупнейшими компаниями – монополистами в сфере отраслей инфраструктуры. Все объединения данного типа полностью или преимущественно находятся в собственности государства и под его доминирующим влиянием. В обозримый период, то есть до середины 2010 г., такая ситуация должна сохраниться. Возможные трансформации будут связаны с организационным (но не корпоративным) разделением монопольных и конкурентных составляющих, условиями допуска независимых производителей к инфраструктуре, правилами регулирования тарифов.

По мнению Я.Паппэ, радикальные изменения, такие, как приватизация «Связьинвеста» и коренная реформа железнодорожного транспорта по модели нефтяной промышленности, в указанный период маловероятны.

Продолжая этот анализ, ведущий научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ирина Колесник поделилась результатами исследования проблем эволюции крупнейших российских компаний, проведенного сотрудниками Центра. В качестве объекта анализа были взяты следующие типы крупнейших компаний: естественные монополии (Газпром и РЖД), государственные монополии (Росспиртпром) и корпорации, которые отвечают требованиям закона «О некоммерческих организациях», а также авиастроительная и судостроительная корпорации. Эти холдинги выпадают из общего ряда некоммерческих объединений, но их появление в 2007 г. оказалось в русле событий того времени.

В ходе правового, экономического и политического анализа создания и принципов деятельности государственных корпораций были выявлены следующие результаты.

Во-первых, правовое поле для деятельности государственных корпораций, созданных федеральными законами, неоправданно широко. Более тщательно описаны механизмы регулирования ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», созданных указами Президента Российской Федерации. ОАО «Российские железные дороги» учреждено постановлением Правительства Российской Федерации, деятельность этого акционерного общества в значительной степени ограничена федеральными законами и правительственными решениями.

Во-вторых, значительный объем имущества и денежные средства передаются в собственность государственным корпорациям безвозмездно. Исключение составляет Росатом. В случае ликвидации этой компании ее имущество должно быть возвращено в государственную собственность. ОАО «Российские железные дороги», будучи коммерческой организацией, чья основная цель – извлечение прибыли, вообще не может распоряжаться значительной частью своего имущества, что серьезно сужает ее деятельность.

В-третьих, отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных корпораций. По мнению исследователя, годового отчета и ежеквартального доклада в правительстве, которые они представляют, недостаточно для действенного контроля за их работой. В то же время ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром», как того требует Федеральный закон «Об акционерных обществах», максимально открыты по финансовой информации.

В-четвертых, на государственные корпорации не распространяется бюджетное законодательство, законодательство о государственных закупках и ряд других нормативных актов.

Падение мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой экономики. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка электроэнергии сократилась почти на 6% [8, с. 3].

Главной опасностью кризиса монополий многие экономисты называют резкое сокращение инвестиций, которое не позволит России быстро преодолеть спад экономики.

«Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года, по предварительным данным, упало на 5,86%», - заявил вчера в Госдуме глава Минэнерго Сергей Шматко [Цит. по 8, с. 3].

Самое значительное снижение потребления электроэнергии произошло в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе Урала за четыре месяца падение потребления составило 8%, в системе Средней Волги - 10,8%, - отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян [8, с. 3].

Падение производства в электроэнергетике можно считать относительно небольшим на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе-мае Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Более чем на 10% упали и пассажирские перевозки, Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов [1, с. 14].

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса.

«Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса», - предупреждает партнер консалтинговой компании «Интерком-Аудит» Александр Верхов [Цит. по 8, с. 3].

Между тем сокращение инвестиций для некоторых монополий оказалось почти двукратным: РЖД сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей. Мосэнерго сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30% [1, с. 15].

Не многим лучше обстоят дела и в «Газпроме».

Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди всех отраслей российского ТЭК.

Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» - экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина снизила импорт газа на 40%, отмечает руководитель отдела исследований газовой отрасли ИПЕМ Алексей Белогорьев [Цит. по 8, с. 3].

На первый план для «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита.

Суммарный объем необходимых инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010-2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа.

Таким образом, подводя итог всему вышестказанному,
можно сделать ряд следующих выводов.

Финансовый кризис больно ударил по деятельности многих крупнейших российских монополистов, в частности были свернуты многих крепные инвестиционные программы.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: