Приложение №1
Анкета для родителей.
- Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
- Сортируете ли вы мусор для утилизации?
- Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
- Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
- Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
- Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
- Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
- Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
- Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
- Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
- Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.
Приложение №2
Наблюдение, экскурсия
В течение нескольких дней обращать внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки, или экскурсии вокруг детского сада проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Беседа на тему: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети»
Цели и задачи: Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов, учить разумно использовать различные материалы, активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы). Материал и оборудование: Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылочки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока). Видеозапись «Японский подход к проблеме мусора». Клеенка. Таз с водой. Резиновые перчатки. Предварительная работа: Разучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», помощь дворнику в уборке территории детского сада. Домашнее задание: Понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой вид мусора преобладает в мусорном ведре? Посмотреть рубрику «Очумелые ручки» и вместе с родителями, сделать костюм к предстоящему дефиле «Мусорная мода». Ход: Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется мусор? (Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, исписанные тетради и многое – многое другое). Воспитатель: Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей). Как назвать мусор другими словами? (Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал). Воспитатель: Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку). Воспитатель: Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо? (Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку). Воспитатель: Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр.), кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится все больше, расходы на их переработку постоянно увеличивается. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки. Особую опасность представляют неконтролируемые свалки: мусор и отбросы нередко держать высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней. Огромная мусорная свалка находится недалеко от города. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в теплые края? (Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках). Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придется спасать себя от мусора. Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачев в стихотворении «Мусорная фантазия»
|
|
Дети (поочередно): Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро, могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в садик на ракете – Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты... Вот тогда не полетят в Новый год снежинки. А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в детский не летим в ракете, лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! (А. Усачёв)
|
Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопились отходов за сегодняшний день?
(Дети надевают резиновые перчатки. Воспитатель расстилает на полу клеенку и выкладывает на нее содержимое корзины).
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили. Как думаете, сколько денег мы выбросили. Как думаете, сколько денег было затрачено на ее изготовление? Из чего она сделана? Из чего получают картон (Ответы детей.) Картон, фольга, краски, использованные при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших её, - стоят чуть дешевле упакованных в нее конфет. На изготовление этих баночек для сока (показывает) тоже затрачено много труда и денег. Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы? (Они сделаны из разных материалов. Их по – разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы). Воспитатель: Давайте рассортируем мусор.
(Дети группируют предметы по материалу, из которого они сделаны).
Воспитатель: Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как-то использовать (Предложения детей.) В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты? (Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого).
Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Все ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (Предложения детей)
Чтобы узнать, кто из нас прав, проведите дома опыт: закопайте в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставите ящик на улицу. Через два месяца раскопайте землю и посмотрите, что произойдет с этими предметами.
Воспитатель: В, американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатываются и используются вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей.
Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (Предложения детей.) Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами? (Газеты расстилают на полу во время ремонта, растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки). Воспитатель: В, вашей семье собирают и сдают макулатуру? Что такое металлолом? Как его перерабатывают? (Ответы детей.) А что делать со стеклянной бутылкой? (Её можно вернуть в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко и кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые). Воспитатель: Как можно использовать пластиковые бутылки? (Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Воспитатель: Можно ли как-нибудь использовать сломанные игрушки? (предположения детей.) А, сейчас посмотрим, как используют мусор в далёкой стране Японии.
Просмотр видеозаписи «Японский подход к проблеме мусора» (использование мусора при создании инсектария (зоопарка для насекомых) на одном из искусственных островов, построенном из отходов).
Воспитатель: Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!
ОД на тему: "Загрязнение окружающего воздуха грозит глобальным потеплением"
Цель и задачи: Обогатить опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой; Закрепить представления о чистоте окружающего нас воздуха, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого; Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воздуха. Материалы и оборудование: 2 глобуса, обтянутых прозрачной и серой тканью, свеча, эмалированная емкость, макет тающего ледника, леска, трубочка, шар, набор картинок. Словарная работа: Развивать словарный запас детей; Активизировать в речи детей слова: воздушная оболочка Земли, атмосфера, загрязненный воздух. Методы и приёмы: Экспериментирование, беседа, рассказ, игровой прием. Ход: Воспитатель: Он невидим и прозрачен, окружает он тебя. Им, ребята, все мы дышим, без него нам жить нельзя! Что же это такое? (Воздух). Да, воздух находится вокруг нас, без него невозможна жизнь. Если без еды человек может прожить 40 дней, без воды 7 дней, то без воздуха человек не проживет и несколько минут. Давайте задержим дыхание.
(Дети задерживают дыхание).
Воспитатель: Всего несколько секунд мы можем обходиться без воздуха. Воздух окружает нашу планету Земля. Посмотрите на глобус. Глобус - это модель нашей планеты Земля, а прозрачная ткань, показывает воздушную оболочку нашей Земли – атмосферу. Она чистая и прозрачная.
Посмотрите опыт №1: (Воспитатель зажигает под белой фаянсовой емкостью свечу, белая емкость покрывается копотью).
- Что появилось на емкости? (Сажа, копоть).
- Откуда на емкости появилась копоть? (При горении выделилась сажа).
- Куда улетает грязный воздух? (Грязный воздух поднимается вверх).
Воспитатель: Да, при горении выделяется сажа, зола, дым, копоть. Это только при горении одной свечи, а представьте, сколько костров горит на всей планете, а если горит свалка, где множество пластиковых бутылок, различных коробочек, целлофановых пакетов, пленки, резиновых шин. Эти продукты горения особенно ядовиты для воздуха.
-Что же еще загрязняет воздух на нашей планете? (ответы детей)
Дым фабрик и заводов, автомобили, курящие люди и т. д. Вспомните, какой грязный воздух, с каким неприятным запахом вырывается из выхлопной трубы вашего автомобиля. Им же невозможно дышать. Эти ядовитые вещества загрязняют воздух нашей планеты Земля. Грязный воздух поднимается вверх, окутывая нашу планету.
Посмотрите опыт №2: (Длинная леска привязывается под потолком, на леску одевается трубочка, к трубочке скотчем приклеивается надутый шар, закрепленный скрепкой. Когда скрепка снимается, шар с силой поднимается вверх).
Воспитатель: Вот так выбрасываются в атмосферу воздух, загрязненный вредными химическими веществами различных заводов и фабрик, выхлопными газами автомобилей, копотью. Давайте посмотрим на другой глобус. Примерно так выглядит воздушная оболочка нашей Планеты Земля. Полупрозрачная ткань - это грязный воздух, который окружает Землю. (Показывается глобус, покрытый серой полупрозрачной тканью). А, какой вред приносит грязный воздух, мы с вами сейчас разберем с помощью опыта.
Посмотрите Опыт №3: Воспитатель: Давайте рассмотрим мини-парник и открытый ящик с посаженными растениями салата. И в том и в другом заранее были посажены семена салата.
- Где семена выросли быстрее, в мини-парнике или в открытом ящике? (быстрее семена выросли в парнике).
- Скажите, дети, а для чего же нужен парник? (Солнечный луч проходит через крышу парника, согревает Землю внутри него, и тепло не убегает из парника, растениям в нем всегда тепло и достаточно влаги).
- Посмотрите на глобус, который окружает грязный воздух.
Грязный воздух – это тоже как бы парник, ловушка для тепла. Солнечные лучи должны нагреть нашу Землю, а потом снова уйти в атмосферу, но грязный «плащ нашей планеты» не пускает их обратно. Поэтому на Земле, как и в парнике, становится теплее, начинают таять вечные ледники и льды Антарктиды и Арктики.
Посмотрите опыт №4: Воспитатель: Смотрите, ребята, в условиях загрязненного воздуха, (снег в бутылке), а он на нашем макете символизирует ледники, в результате нагревания (настольной лампы), которая символизирует солнечные лучи (которые не могут вернуться в атмосферу), начинает таять. Вода стекает в океан, уровень воды в океане растет и может затопить самые низкие места на нашей планете. Воспитатель: Теперь, вы знаете, что загрязняет воздух. Давайте мы с вами создадим город, где все будут дышать чистым, свежим воздухом. Посмотрите, что из изображенного на картинках, мы возьмем в наш город с чистым воздухом. Выберите картинки, на которых нарисованы, предметы, которые не загрязняют воздух и наклейте их на нашу картину города.
(Дети работают и объясняют, почему они взяли ту или иную картинку).
Воспитатель: Конечно, отлично очищают воздух растения. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.- А кто мне скажет почему вы выбрали растения? (Растения выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем больше кислорода. Растения поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а также разные вредные вещества). Воспитатель: Я надеюсь, теперь вы поняли, что, загрязняя воздушную среду, мы подвергаем нашу жизнь опасности. Из-за варварской деятельности человека, из-за загрязнения, в последнее время участились разрушающие ураганы, смерчи и наводнения. Люди стали чаще болеть, т. к. дышат грязным воздухом.И мне хочется, чтобы вы задумались о чистоте воздуха на нашей планете и не разжигали бы вредных костров, и когда выросли бы, заботились о чистоте нашей планеты и строили бы настоящие чистые города.
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ! БЕРЕГИТЕ ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ, БАБОЧКУ НА ЛИСТЬЯХ ПОВИЛИКИ, НА ТРОПИНКАХ СОЛНЕЧНЫЕ БЛИКИ. БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!
Экологическая песня-переделка (на мотив песни «Три белых коня») Погибли рыбы, камыши завяли.
Радужный слой, не видно дна.
Это за городом речка чистая,
Это за городом речка чистая.
Ну, а в городе – грязна, грязна, грязна.
Припев: И уносят всех нас, и уносят всех нас
В дымящую грязную даль
Три грязных коня, эх, три грязных коня: Воздух, Земля и Вода.
Навек засох лес, мазутом пропахши,
Птицы навек умолкли тут.
Только трубы, без конца дымящи, Только трубы, без конца дымящи,
Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут.
Погибли рыбы, камыши завяли.
Один я грязи не боюсь.
Это за городом грустил немало, Это за городом грустил немало,
Ну, а в городе смеюсь, смеюсь, смеюсь.
Подборка стихов Экологическое Земля дымила дымом, Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом И взрывами тряслась.
Земля леса рубила, Земля леса сжигала,
Земля леса топила, Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила: - А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно, Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду И чистенькую воду!
Нормальную погоду! Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина ■)
Про рыбалку Мы ходили на рыбалку, Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку, А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки, Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо – От машины колесо.
Мне попались две подмётки, Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама, И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый: Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды Рыбы попросту помрут. (А. Ерошин)
Прогулка Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло, Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо... – Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли –
Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели... Отдохнули – и ушли! И остались на полянке
У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки –, мусора гора!
Мы приехали на речку Понедельник провести,
Только чистого местечка Возле речки не найти! (С. Михалков)
Мусорная фантазия Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в садик на ракете – Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты... Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в детский сад не летим в ракете, лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! (А. Усачёв)
Не надо мусорить в лесу! Не надо мусорить в лесу, Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен, То отдых в нём вдвойне приятен! (М. Крюков)
Недалекое будущее Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису... Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было! (А. Игнатова ■)
Благодарность Приехала как-то семья на пикник – В реке поплескаться, пожарить шашлык. Лес встретил их щедро, как добрых друзей: Малиной попотчевал, пел соловей. И как благодарность, на месте стоянки... Остались пакеты, бутылки и банки. Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко. Ему бы за вредность давать молоко! (А. Сметанин ■)
На городском субботнике На городском субботнике Отличные работники. Прибрать сегодня город пришли и стар, и млад. Собрались пенсионеры чистить улицы и скверы. Вам помощники нужны? Предложения слышны. Это вышла наша группа на уборку в первый раз. Только слышится: – Давай! На работу налетай! Кто-то мусор собирает, кто-то деревца сажает, кто-то в клумбах копошится, всюду радостные лица. На городском субботнике все дворники, все плотики. Даже беспокойный мэр помогать пришёл в наш сквер. Никто ни с кем не ссорится, у всех работа спорится. Наша группа решила на «пять» Город к празднику прибрать. (Н. Анишина ■)
Костёр Костёр забытый, под золой Не полыхал огнём. Хоть был, казалось, не живой, дремала искра в нём. Гуляка-ветер, озорник, Проснувшись по утру,
губами смелыми приник К дремавшему костру. Спросонья задрожал костёр,
и, разгоняя тьму, Он руки робкие простёр В объятия к нему. И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре, Как грива рыжего коня На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь, Будил ответный жар, Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар… Он рос и силу набирал Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал Деревья и кусты. Трещали, рушились стволы,
В его аду горев, И были капельки смолы, Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё И с ужасом в душе, Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей, Стараясь обогнать беду – (Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу, И падая в дыму… Того виню я в драме сей,
Тому я шлю укор, Кто по халатности своей Не загасил костёр. Земли родной храня красу, Покой лесов храня, Ты ради баловства в лесу
Не разводи огня, Чтоб чьи-то души не украв, С собою быть в ладу,
Чтоб искра твоего костра Не принесла беду. (Т. Шашева)
Сказка «Енот, который живёт на облаке» из серии «Мусорный дождь»