Правила работы в респираторе.
- Не стеснять грудь и живот ремнями, чтобы не мешать нормальному дыханию;
- чередовать работу с периодами отдыха, правильно дозируя физическую нагрузку, чтобы не допустить срыва дыхания и большего, чем предусмотрено, расхода кислорода;
- если при незначительной нагрузке появилось учащенное дыхание или головная боль, стук в висках, кислый привкус во рту, что свидетельствует об избытке углекислого газа в системе респиратора, необходимо немедленно продуть дыхательный мешок кислородом с помощью байпаса;
- прекратить работу или замедлить движение в случае появления учащенного поверхностного дыхания, вызванного чрезмерным физическим или нервным напряжением, сделать несколько глубоких вдохов, чтобы дыхание пришло в норму;
- при большой физической нагрузке, командир должен правильно ее дозировать, следить, чтобы респираторщики недопускали срыва дыхания и большего, чем предусмотрено, расхода кислорода;
- не злоупотреблять возможностью пользования байпасом, так как это приводит к быстрому расходованию кислорода;
- через каждые 40-60 минут работы удалять слюну и влагу из соединительной коробки с помощью слюноудаляющего насоса;
- контролировать запас кислорода в баллоне по манометру;
- не разговаривать через загубник;
- не выключаться из респиратора, даже кратковременно.
Выполняя работу в респираторе при температуре воздуха ниже нуля, наденьте на холодильник крышку и соблюдайте следующие меры предосторожности:
- не допускайте охлаждения респиратора при выезде на ликвидацию аварии, перевозите его в утепленном автомобиле;
- ведите работы в респираторе только с тщательно просушенными узлами воздуховодной системы;
|
- снаряжайте регенеративные патроны химпоглотителем с нижним пределом влажности;
- входите в загазированную среду только после подогрева дыханием соединительной коробки, дыхательных клапанов и химпоглотителя;
- не выключайтесь из респиратора при отдыхе в местах с температурой окружающей среды ниже О°С;
- не превышайте установленную продолжительность работы в респираторе, обусловленную Уставом ВГСЧ по организации и ведению горноспасательных работ.
Выполняя работу в респираторе при температуре окружающей среды +27°С и выше применяйте охлаждающие элементы;
Неисправности респиратора
При работе в респираторе в непригодной для дыхания атмосфере могут возникнуть его неисправности. При невозможности переключения в другую газозащитную аппаратуру необходимо действовать следующим образом:
- Повышенное сопротивление на выдохе может создаваться вследствие пережима шланга или при нарушении работы избыточного клапана. При этом необходимо осмотреть шланг выдоха и устранить его пережим;
- Повышенное сопротивление на вдохе может создаваться вследствие пережима шланга вдоха, а также прекращения работы редуктора или легочного автомата. При этом необходимо добавить кислорода в систему респиратора байпасом, осмотреть шланг вдоха и устранить причину пережатия;
- При неисправности избыточного клапана необходимо снизить скорость движения, не производить глубоких вдохов и, освобождая периодически носовой зажим, делать выдох в атмосферу;
- При выходе из строя редуктора или легочного автомата необходимо снизить скорость движения, не производить глубоких вдохов и периодически наполнять кислородом дыхательный мешок байпасом так, чтобы в начале вдоха мешок был наполнен кислородом. При движении по горизонтальным и вниз по наклонным выработкам нажимать на байпас рекомендуется через 15-20 вдохов, а при движении вверх по наклонным выработкам через 10-15 вдохов. При этом необходимо контролировать давление кислорода в баллоне.
|
Выход из строя редуктора или легочного автомата, полное расходование запаса кислорода, включение в респиратор с закрытым вентилем баллона могут быть причинами недостатка кислорода в системе респиратора и, как следствие привести к кислородному голоданию.
- При выходе из строя клапана вдоха на каждом выдохе необходимо пере жимать шланг вдоха;
- При выходе из строя клапана выдоха никаких манипуляций производить не следует, т.к. при этом особой угрозы нет;
- При выходе из строя обоих клапанов на каждом выдохе необходимо пережимать шланг вдоха. При движении необходимо снизить скорость, избегать глубоких вдохов и контролировать давление кислорода в баллоне;
- При повреждении дыхательных шлангов необходимо немедленно закрыть место повреждения шланга рукой, наполнить кислородом систему респиратора с помощью байпаса и при возможности заклеить порыв изоляционной лентой;
- При повреждении манометра или капиллярной трубки необходимо немедленно закрыть перекрывной вентиль.
Во всех случаях при выходе из строя респиратора необходимо работы в загазированной среде прекратить и выйти на свежую струю воздуха.
|
По команде "Сделать беглую проверку респиратора":
- снять чехол с загубника;
- взять загубник в рот;
- проверить герметичность респиратора путем отсасывания из его системы воздуха до отказа с выпуском через нос. После отсоса воздуха задержать дыхание на 3–5 сек. После этого попытаться сделать еще один вдох. Невозможность дальнейшего отсасывания свидетельствует о герметичности респиратора;
- снять разрежение в респираторе путем выдоха воздуха в его систему;
- проверить исправность легочного автомата, для чего, открыв вентиль баллона до отказа и повернув маховичок на пол-оборота назад, сделать один-два глубоких вдоха, выдыхая воздух через нос. Отсутствие сопротивления на вдохе и резкий шипящий звук поступающего в дыхательный мешок кислорода свидетельствует об исправности легочного автомата;
- проверить исправность аварийного клапана путем нажатия на его кнопку. Наличие шипящего звука свидетельствует об исправности аварийного клапана;
- проверить исправность избыточного клапана путем двух-трех выдохов в систему респиратора, вдыхая воздух через нос. Отсутствие значительного сопротивления на выдохе и шипящий звук свидетельствует об исправности избыточного клапана;
- выпустить загубник изо рта;
- проверить давление в кислородном баллоне по манометру и закрыть вентиль баллона;
- выпустить кислород из кислородоподающей системы нажатием кнопки аварийного клапана;
- проверить исправность сигнального приспособления;
По команде "Сделать беглую проверку и включиться в респиратор":
- сделать беглую проверку; - после проверки исправности избыточного клапана, не вынимая загубника изо рта, проверить давление в кислородном баллоне по манометру;
- снять каску и зажать ее между коленями, надеть головной гарнитур и каску;
- сделать несколько вдохов из системы респиратора до срабатывания легочного автомата, выпуская воздух через нос;
- надеть носовой зажим;
- присоединить головной гарнитур к мундштучной коробке (застегнуть ремешки, поддерживающие соединительную коробку);
- проверить исправность сигнального приспособления.
- при задымленной атмосфере надеть противодымные очки.