КомплекснАЯ оценкА финансово-БЮДЖЕТНОГО состояния регионОВ
Провести исследование финансового состояния региона, используя данные региональных законов об областном бюджете (например, Закон Челябинской области от 26.12.2017 №636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов»), материалы территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (например, «Челябинская область в цифрах»).
Результаты анализа представить в табличной форме, сделать вводы относительно финансово-бюджетного стояния региона.
Оценка бюджетного потенциала региона (таблица 1):
– коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом, показывающий финансовую самодостаточность бюджета региона за счет его обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами для покрытия расходов (исключая межбюджетные трансферты). Чем выше значение коэффициента, тем выше его собственная финансовая самодостаточность и самостоятельность;
– коэффициент обеспеченности налоговым потенциалом, показывающий потенциал регионального бюджета в части собираемости всех налогов (включая федеральные налоги, которые по нормативам частично «оседают» в региональном бюджете). Чем выше значение данного коэффициента, тем выше собираемость налогов в регионе;
– индекс налогового потенциала региона, показывающий сумму налоговых доходов (региональных налогов, полностью зачисляемых в бюджет региона, и налогов, зачисляемых по нормативам отчислений от федеральных налогов и сборов), приходящихся на одного жителя региона;
– коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом показывающий уровень расходов бюджета, которые могут быть покрыты за счет неналоговых доходов. Чем выше значение коэффициента, тем результативнее осуществляются сделки с государственным имуществом, собирается плата за негативное воздействие на окружающую среду и иные неналоговые доходы.
|
Таблица 1
Оценка обеспеченности региона бюджетным потенциалом и его самодостаточности
Наименование показателя | Формула для расчета показателя |
Коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом (КБП) | (1) где НД – налоговые доходы бюджета, руб.; ННД – неналоговые доходы бюджета, руб.; Р – общая сумма расходов бюджета, руб.; МБТ – межбюджетные трансферты общего характера в составе расходов регионального бюджета, руб. |
Коэффициент обеспеченности собственным налоговым потенциалом (КНП с) | (2) где НДИО – налоговые доходы по налогу на имущество организаций, руб.; НДТН – налоговые доходы по транспортному налогу, руб.; НДНИБ – налоговые доходы по налогу на игорный бизнес, руб. |
Индекс налогового потенциала региона (ИНП) | (4) где Ч – численность населения в регионе, чел. |
Коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом (КННП) | (5) |
Оценка сбалансированности бюджета региона представляет оценку соотношения доходов и расходов регионального бюджета, дефицита/профицита и его расходов, а также определение равномерности расходования бюджетных средств в течение года. Основные показатели представлены в таблице 2. Эти показатели характеризуют следующее:
– коэффициент общей сбалансированности показывает, в какой степени совокупность доходов бюджета покрывает совокупность расходов бюджета. Допустимым значением должно быть значение равное или более единицы;
|
– коэффициент собственной сбалансированности показывает достаточность собственных доходов регионального бюджета для покрытия всех расходов. При этом в состав собственных доходов российская нормативная база (Бюджетный кодекс) включает налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Допустимым должно быть значение равное или более единицы;
– коэффициент чистой сбалансированности показывает покрытие доходов расходами без учета доходов в виде безвозмездных поступлений и расходов в виде межбюджетных трансфертов. Допустимым значением должно быть также значение равное или более единицы;
– коэффициент выполнения нормативного значения дефицита бюджета диктует Бюджетный кодекс, который предъявляет жесткие требования к максимально возможному размеру дефицита регионального бюджета – не более 15%. Расчет этого коэффициента покажет уровень дефицита бюджета относительно его доходов без учета безвозмездных поступлений.
Таблица 2