Страны Центральной и Восточной Европы в 1945-1985 гг.




СТРАНЫЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

(1945 г. - НАЧАЛО XXI в.)

 

Страны Центральной и Восточной Европы в 1945-1985 гг.

2. Страны Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х - начале 2010-х гг.

 

Страны Центральной и Восточной Европы в 1945-1985 гг.

 

Общие тенденции развития

Понятие «Центральная и Восточная Европа» является геополитическим и очерчивает политически сформированный регион, находившийся в послево­енные десятилетия под влиянием и контролем со стороны СССР.

В ходе антифашистской борьбы широкие слои населения в Центральной и Восточной Европе объединились в Национальные (Народные) фронты, которые сформировали свои правительства в 1943-1945 гг. в Болгарии, Польше, Венгрии, Румынии и Чехословакии. В послевоенные годы они осуществили ряд демократических преобразований: введение всеобщего избирательного права; наказание военных преступников; национализацию собственности нацистских преступников и их пособников; восстановление разрушенной экономики; решение насущных социальных проблем. В Албании и Югославии с 1945 г. власть принадлежала коммунистам.

В странах Центральной и Восточной Европы утвердился строй, который коммунисты называли «народной демократией».

Решающий вклад Красной армии в ос­вобождение Европы от нацистской оккупации, пребывание советских войск в странах Центральной и Восточной Европы создали предпосылки для утверж­дения в регионе советской модели послевоенного строя. СССР оказывал все­стороннюю поддержку компартиям стран в их борьбе за власть. Коммунисты, опираясь на поддержку Москвы, получили контроль над государственным аппаратом, что позволяло им держать под контролем подготовку и проведение парламентских выборов. За короткое время коммунисты создали фактически однопар­тийные правительства. В 1947-1948 гг. они сравнительно легко установили свою власть в странах Центральной и Восточной Европы.

В 1949 г. во всех странах регио­на был официально провозглашен курс на построение основ социализма. Преобразования в сфере экономики включали в себя ускоренную ин­дустриализацию, проводившуюся на основе национализации промышленно­сти, сферы финансов и торговли; система управления всеми отраслями про­мышленности концентрировалась в руках государства, устанавливались обязательные для выполнения государственные планы экономического раз­вития; вводилась командно-административная распределительная система; фактически произошла ликвидация частной собственности, свободных рыночных отношений, конкуренции; аграрная реформа переросла в распреде­ление земель и завершилась в большинстве стран коллективизацией. В политической сфере вся власть концентрировалась в руках компартий, представительская и судебная власть потеряли самостоятельность; многопартийная система в странах региона или ликвидировалась (Венгрия, Румыния, Югославия, Албания), или только декларировалась (ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария); практически были ликвидированы предприниматели и самостоятельные крестьяне, большая часть населения оказалась занятой в государственном секторе экономики.

Свое влияние в странах региона СССР стремился закрепить заключением двусторонних соглашений с ними еще в ходе войны. Эти договоры о взаимопомощи были направлены про­тив нацистской Германии. С приходом войск Красной армии на территорию стран Центральной и Восточной Европы политика восточноевропейских госу­дарств была поставлена под контроль Москвы. Важным ин­струментом влияния СССР стало создание в 1947 г. Информационного бюро (Коминформбюро), в которое вошли представители компартий семи восточноевропейских стран, а так­же Италии и Франции.

В январе 1949 г. для совместного решения экономических проблем Болгария, Венгрия, Польша, Ру­мыния, СССР и Чехословакия провозгла­сили образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В феврале к СЭВ присоединилась Албания, а позже - ГДР. СЭВ в разное время сотрудничал с Ку­бой, Вьетнамом, Монголией, Югославией, Анголой, Ираком, Мексикой, Никарагуа, Мозамбиком, Эфиопией, Афганистаном и некоторыми другими странами. Страны, которые входили в состав СЭВ, получали льгот­ные условия в торговле с СССР, постав­лявшим им, в первую очередь, нефть, газ и другие природные ресурсы. СЭВ прекратил свою деятельность в 1991г.

В ответ на создание в 1949 г. НАТО Советский Союз стремился создать под своей эгидой военно-политиче­ский союз стран Восточной Европы. В мае 1955 г. в Варшаве прошла конфе­ренция стран восточного блока, закончившаяся подписанием восемью страна­ми Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сроком на 20 лет (в 1975 г. Договор был продлен еще на 20 лет). Его подписали СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия.

С образованием ОВД началось блоковое противостояние в мире, происходи­ло наращивание вооруженных сил. СССР нес главные расходы по содержанию ОВД и фактически полностью определял политику этой организации. Этот военно-политический союз был распущен в 1991 г.

В середине 1950-х гг. в результате форсированной индустриализации в странах Центральной и Восточной Европы были достигнуты успехи в развитии тяжелой промышленности. Но принудительная коллективизация вела к снижению объемов сельскохозяйственного производства; медленно развивалась легкая промышленность. Не хватало продуктов питания и товаров первой необходимости.

Смерть Сталина в 1963 г., разоблачение культа личности и либерализация общественной жизни в СССР повлекли обострение политической борьбы в регионе. В Польше (1956 г.) дело дошло до забастовок и вооруженных столкновений. А в Венгрии (1956 г.) произошла народная революция.

После кровавых событий в Польше и Венгрии в 1950-е гг. руководство стран Центральной и Восточной Европы было вынуждено пойти на реформы. Были прекращены массовые репрессии. Проводились реформы по ослаблению административного диктата над экономикой. Происходила либерализация в сфере культуры, идеологии, образования; расширялись контакты с западными странами.

В начале 1960-х гг. в большинстве стран региона были начаты новые попытки экономических реформ. Не отказываясь от принципов экономической модели социализма, предусматривалось предоставление предприятиям относительной экономической самостоятельности, сокращение плановых показателей, усиление материальной заинтересованности в результатах труда. Наиболее последовательно реформы проходили в Венгрии и Югославии, но возможности развития стран региона оказались исчерпанными.

В середине 1960-х гг. все громче заявляла о своей самостоятельной внешней политике Румыния. Порвала связи с СССР Албания, где негативно восприняли разоблачение культа личности Сталина.

После поражения «Пражской весны» в 1968 г., событий в Польше (1970 г.) и Югославии все в большей степени проявлялся репрессивный характер тоталитарных режимов в Восточной Европе. Экономические реформы практически остановились, за­рождавшиеся рыночные отношения или ликвидировались, или сильно огра­ничивались. Чтобы подавить недовольство трудящихся, правящие компартии усиливали армию, органы внутренних дел.

Польша

В ходе освобождения Польши от нацистской оккупации в 1944-1945 гг. конфронтация между Армией Крайовой и Армией Людовой поставила Польшу на грань гражданской войны. Однако, в соответствии с решениями Крымской конференции, в Польше начался процесс формирования правительства национального единства. 28 июня 1945 г. было образовано Временное правительство национального единства, в состав которого вошли представители Польской рабочей партии (ПРП), Польской социалистической партии (ПСП), Польской крестьянской партии (ПКП), а также Партии людовцев и Социал-демократической партии. Правительство социалиста Э. Осубка-Моравского признали СССР, США, Великобритания. Эмигрантское правительство в Лондоне перестало существовать. Новое правительство развернуло репрессии против бывших бойцов Армии Крайовой, что вызвало вооруженное сопротивление национально-патриотических сил Польши. В стране фактически вспыхнула необъявленная гражданская война.

Новое правительство, несмотря на провозглашение его, коалиционного ха­рактера, было просоветским по своей сути. Нахождение в Польше частей Крас­ной армии, огром­ная материальная и финансовая помощь, которая предоставлялась СССР, постепенно склоняли чашу весов в пользу левых сил.

На парламентских выборах 1947 г. правительственный блок одержал победу. Крестьянская партия во главе с С. Миколайчиком фактически была разгромлена. Президентом Польской Республики и председателем Государственного совета был избран Б. Берут. Вскоре он стал и лидером польских коммунистов.

В декабре 1948 г. состоялось поглощение коммунистами остатков Польской социалистической партии и была создана новая коммунистическая партия - Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), где преобладали сталини­сты. Был провозглашен курс на построение основ социализма. Государство получило новое название - Польская Народная Республика (ПНР).

Коммунистическая власть стала преобразовывать кооперативные предприятия в государственные, ликвидировала малые предприятия. В мае 1953 г. развернулись репрессии против влиятельной в польском обществе католической церкви. Обострились социальные противоречия, росло недовольство властью. В июне 1956 г. на заводе Цигельского (г. Познань) вспыхнула забастовка, которую поддержали работники других предприятий. Рабочие разоружили охрану тюрьмы, освободили 257 заключенных, захватили оружие, атаковали здания правоохранительных органов. Политбюро ЦК ПОРП приняло решение об использовании армии для «восстановления порядка». В ходе столкновений погибло 55 человек, 575 получили ранения.

В. Гомулка, ставший членом ЦК, резко выступил против насильствен­ной коллективизации в польском селе. Вскоре он был избран первым секре­тарем ЦК ПОРП. Новая власть прекратила репрессии в стране. Быстрыми темпами развивалась легкая и пищевая промышленность, торговля, сфера ус­луг. Прекратилась коллективизация. Происходила либерализация в культуре и духовной жизни общества. Однако уже в 1960-е гг. вновь стали сказываться застойные явления в экономике, прогрессивные реформы затормозились.

Мощный взрыв общественного недовольства в 1970 г. вызвало повышение цен на основные продовольственные товары. На верфях Гданьска, Щецина, Гдыни начались забастовки, сопровождавшиеся стихийными нападениями на магазины. Манифестации стали приобретать массовый характер, но власть, применив силы войск и милиции, подавила выступления.

Эти события вызвали всеобщее возмущение в стране. В. Гомулка и глава правительства Ю. Циранкевич вынуждены были уйти в отставку. Первым се­кретарем ЦК ПОРП был избран Э. Терек.

В 1976 г. значительно выросли цены на продовольствие. В условиях снижения жизненного уровня населения летом 1980 г. начались новые забастовки, центром которых вновь стали города Балтийского побере­жья - Гданьск, Гдыня, Щецин. В сентябре в забастовках участвовало около 1,2 млн человек. Правительство вынуждено было пойти на переговоры с ба­стующими и дать согласие на образование независимых профсоюзов, альтер­нативных официальным прокоммунистическим профсоюзам. В Гданьске был создан общенациональный профсоюз «Солидарность» - первое независимое общественное объединение в странах Восточной Европы. Его возглавил один из руководителей забастовочного движения, электрик судоверфи Л. Валенса.

«Солидарность», вокруг которой группировались демократические силы Польши, требовала не только улучшения социального положения трудящихся, но и осуществления экономических реформ, отказа ПОРП от ее законодательно закрепленной руководящей роли в государстве и проведения демократических выборов. Апогея борьба между ПОРП и «Солидарностью» достигла в сентябре 1981 г., когда Л. Валенса был избран лидером независимого профсоюза на общенациональной конференции. Кремль требовал от своих союзников решительных действий. В ночь на 13 декабря 1981 г. Государственный совет во главе с В. Ярузельским создал Военный совет национального спасения, который получил всю полноту вла­сти. В стране было введено военное положение. Запрещались собрания, ми­тинги, забастовки, были закрыты границы страны, арестованы лидеры «Со­лидарности» во главе с Л. Валенсой.

Военное положение и ограничения гражданских свобод были отменены уже в июне 1983 г. Значительный подъем национально-демократического движения вызвал визит в Польшу главы католической церкви - Папы Иоанна Павла II, поляка по происхождению. Власть стремилась удержать ситуацию под контролем. Но попытки проведения экономических реформ в условиях со­хранения тоталитарного режима потерпели очередной крах.

Венгрия

Во время Второй мировой войны (в декабре 1944 г.) на вос-
токе страны, где находились советские войска, антифашистскими силами был создан Венгерский Национальный фронт независимости (ВНФН). Политсовет ВНФН сформировал коалиционное правительство и назначил премьер-министром генерала Б. Миклоша. 20 января 1945 г. правительство Б. Миклоша подписало соглашение о перемирии с СССР, США, Великобританией и объявило войну Германии. В начале апреля 1945 г. завершилось полное ос­вобождение Венгрии Красной армией от гитлеровских войск, и власть ВНФН распространилась на всю страну.

На парламентских выборах в ноябре 1945 г. безоговорочную победу одер­жала Партия мелких сельских хозяев (ПМСХ). Эта партия и сформировала новое правительство. 1 февраля 1946 г. парламент провозгласил Венгрию ре­спубликой. ПМСХ выступила против революционных и насильственных ме­тодов в осуществлении реформ, защищала частную собственность, отстаивала демократические принципы. Конфронтация Венгерской коммунистической партии (ВКП) и ПМСХ стала неизбежной.

После «объединения» коммунистов с Социал-демократической партией Вен­грии (СДПВ) в 1948 г. была создана новая коммунистическая партия - Венгер­ская партия трудящихся (ВПТ). Лидер ВПТ М. Ракоши, отстаивая принципы сталинизма, форсировал «социалистические преобразования» в стране. Оппо­зиционные коммунистам политические партии были вскоре ликвидированы.

В выборах в Государственное собрание (парламент) в 1949 г. могли участво­вать только одобренные коммунистами кандидаты. По новой Конституции страна стала называться Венгерская Народная Республика (ВНР).

Коммунистический режим форсированными темпами проводил индустриа­лизацию, вводилось централизованное планирование экономической деятель­ности. В сельской местности проводилась кол­лективизация.

В Кремле в целом понимали необходимость коррекции явных пороков режима М. Ракоши. В мае 1953 г. венгерские лидеры были вызваны в Москву для получения инструкций. Члены Президиума ЦК КПСС буквально продик­товали гостям мероприятия по изменению методов деятельности ВПТ. Долж­ность первого секретаря ЦК ВПТ была оставлена за М. Ракоши, а на должность премьер-министра был рекомендован И. Надь, который и стал главой прави­тельства. С 1953 г. И. Надь стал главным критиком курса Ракоши.

И. Надь выступил против проведения насильственной коллективизации, его правительство снизило налоги. Началась демократизация общественной жизни. Но в противоборстве с Ракоши Надь про­играл и утратил должность премьер-министра. Его обвинили в «ревизионизме» и «национа­лизме».

Имя Ракоши вызывало общую ненависть. В июле 1956 г. М. Ракоши был смещен с долж­ности первого секретаря ЦК ВПТ. Его преем­ники пытались проводить реформы, однако на­пряжение в обществе нарастало.

Под влиянием польских событий 1956 г. в Будапеште проходили многотысячные студенческие митинги. Оппозиция требовала проведения сво­бодных выборов, освобождения политзаключенных, введения многопартий­ной системы, реформ в сельском хозяйстве и формирования правительства во главе с реформатором И. Надем. На сторону протестующих перешла столичная полиция и некоторые части столичного гарнизона. Премьер-министром был назначен И. Надь. В то же время с целью «восстановления порядка» Венгрия обратилась к СССР с просьбой ввести войска в Будапешт. 25 октября перед пар­ламентом собралось 10 тыс. человек. Власть открыла огонь по демонстрантам, около ста человек было убито. На улицах и площадях столицы начались бои.

28 октября 1956 г. правительство И. Надя объявило о прекращении огня и начало переговоры с СССР о выводе советских войск из Венгрии. К 30 октября советские войска были выведены из столицы, органы госбезопасности расфор­мировали. Но волнения вышли из-под контроля. Прервалось железнодо­рожное сообщение, прекратили работу аэропорты, закрылись магазины и банки. Восстание перекинулось на другие города Венгрии. В стране нарастал хаос.

1 ноября И. Надь заявил, что Венгрия выходит из ОВД, и обратился в ООН с просьбой признать ее нейтральным го­сударством. После этого в ночь на 4 ноября 1956 г. советские войска вошли в столицу Венгрии.

Было объявлено о создании Венгерского революционного рабоче-крестьянского прави­тельства во главе с Я. Кадаром. Правительство выступило с обращением к соотечественникам, в котором говорилось о необходимости защи­тить «власть народа и независимость страны от западных государств и «контрреволюционеров». Я. Кадар обратился за помощью к СССР.

21 ноября И. Надь, скрывавшийся в югославском посольстве, был аресто­ван и вывезен в Румынию, а позднее - казнен.

События 1956 г. оказались поучительными для нового венгерского руко­водства. Я. Кадар, оставаясь сторонником марксизма-ленинизма, избрал путь национального согласия, компромиссов и постепенных реформ.

Венгрии удалось в начале 1960-х гг. завершить кооперирование в сельском хозяйстве, проходившее уже без силового давления. В отличие от других стран региона, в Венгрии не было продовольственных проблем. В 1960-е гг. в стране было упразднено директивное планирование и внедрялись экономические ме­тоды хозяйствования. Государственная и кооперативная собственность урав­нивались в правах. Рынок быстро наполнился товарами.

В 1960-1970-е гг. происходила либерализация общественной жизни. В Венгрии, первой из стран региона, при проведении выборов стали выдвигать по несколько кандидатов на один депутатский мандат, что существенно рас­ширило функции местного самоуправления. Однако реформаторский курс с середины 1970-х гг. себя исчерпал, а кризисные явления нарастали. Кроме того, топливно-энергетический кризис и рост цен на нефть имели негативные последствия для венгерской экономики. К середине 1980-х гг. экономика оказалась в тяжелом состоянии, обостряв­шемся большим внешним долгом (18 млрд дол.). Но руководство страны до конца 1980-х гг. не решалось на коренные преобразования.

Болгария

На завершающем этапе Второй мировой войны в Болгарии сформировался антифашистский Отечественный фронт (ОФ), объединивший коммунистическую Болгарскую рабочую партию (БРП), Болгарскую рабочую социал-демократическую партию (БРСДП), Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС) и влиятельную политическую группу «Звено».

В начале сентября на территорию Болгарии вступили войска Красной ар­мии. 9 сентября 1944 г. в Софии коммунистами был осуществлен государствен­ный переворот. К власти пришел Отечественный фронт, сформировавший правительство, в котором преобладали коммунисты. Они сразу начали репрес­сии против своих недавних партнеров по Отечественному фронту.

После парламентских выборов в ноябре 1945 г. коммунисты сформирова­ли однопартийное правительство. Оппозиционные партии эти выборы бойко­тировали. США и Великобритания не признали результаты выборов и пра­вительство ОФ. На новых выборах осенью 1946 г., в которых участвовали и представители оппозиции, победу одержали болгарские коммунисты, их правительство возглавил Г. Димитров. Подписав в 1947 г. мирный договор с Болгарией, западные страны фактически признали новую власть.

На референдуме 1946 г. по вопросу сохранения монархии большинство бол­гарских граждан высказались за ее ликвидацию. 9-летний царь Симеон II вме­сте с членами своей семьи покинул пределы страны. Вскоре государство полу­чило новое название - Народная Республика Болгария (НРБ).

В 1947 г. был фактически запрещен БЗНС. В 1948 г. Болгарская рабочая партия и сторонники союза с коммунистами из БСДРП объединились в Болгарскую коммунистическую партию (БКП). БСДРП была распущена. Правящая БКП провозгласила своей целью строительство социализма.

После смерти Сталина в коммунистическом руководстве Бол­гарии развернулась борьба за власть в стране между сталинистом В. Червенковым и новым выдвиженцем Т. Живковым. Москва сделала ставку на Живкова.

Режим Живкова не делал никаких попы­ток соотнести динамику индустриализации с решением социальных проблем. При отказе от глубоких внутренних реформ ставка делалась на максимальное сближение с СССР, демон­страцию полной политической лояльности. 1960-1970-е гг. были отмечены определенны­ми экономическими успехами. Но развитие экономики происходило главным образом экстенсивным путем на строго централизованной, плановой основе.

В середине 1980-х гг. в Болгарии начался глубокий кризис. Сотни предприятий стали убыточными, себестоимость произведенной про­дукции росла, а качество ее оставалось низким; импорт намного превышал экспорт. С 1985 г. Болгария вынуждена была ввозить зерно, картофель, лук и другие продовольственные товары. Нарастание кризиса привело к паде­нию жизненного уровня населения, росту коррупции. В то же время Живков утверждал, что в стране создано «монолитное единство болгарской нации», что явно противоречило действительности. Грубо наруша­лись права турецкого населения (в Болгарии проживало более 1 млн турок): велось наступление против ислама, запрещались мусульманские обряды, а людей вынуждали принимать болгарские фамилии и имена. В стране зарождалась оппозиция.

Румыния

20 августа 1944 г. советские войска начали наступление на Бухарест.
23 августа началось антифашистское восстание в столице. Король Румынии
Михай I отдал приказ об аресте главы фашистского правительства маршала
И. Антонеску и сформировал антифашистское коалиционное правительство.
На следующий день новое правительство объявило войну Германии. В октябре 1944 г. на базе патриотического антифашистского блока был создан Национально-демократический фронт (НДФ), в котором доминирующее влияние имели коммунисты и социал-демократы. СССР оказывал всестороннюю моральную, финансовую и военную поддержку левым силам.

6 марта 1945 г. было создано коалиционное правительство НДФ. В стране начались преобразования, в том числе аграрная реформа.

Однако уже в октябре 1945 г. (раньше, чем другие компартии в Восточной Европе) РКП провозгласила курс на «мирное перерастание народно-демо­кратической революции в социалистическую». В 1946 г. на парламентских выборах победу одержали коммунисты. В 1947 г. представители оппозиции были изгнаны из правительства, а сами оппозиционные партии вскоре были распущены. Король Михай I, оказавшись в изоляции, вынужден был отречься от престола. Страна была провозглашена Румынской Народной Республикой (РНР).

В 1948 г. коммунисты поглотили социал-демократов. Созданная на базе объединения двух партий Румынская рабочая партия (РРП) строила свою деятельность на основе идеологии марксизма-ленинизма. Во главе партии сто­ял сталинист Г. Георгиу-Деж.

С начала 1950-х гг. Румыния взяла курс на развитие
тяжелой промышленности на экстенсивной основе. К 1962 г. была завершена сплошная коллективизация.

Руководство Румынии в конце 1950-х гг. стало осуществлять курс на выход из-под влияния СССР. Стремление Румынии к возвращению к национальным источникам, к «независимости и самостоятельности» усиливалось на фоне эко­номических успехов. В 1958 г. из Румынии были выведены советские войска.

После смерти в марте 1965 г. Г. Георгиу-Дежа первым секретарем ЦК Румынской компартии был избран Н. Чаушеску.

В конце 1960-х гг. новый лидер Социалистической Республики Румыния (СРР), сторонник «национальной модели» социализма прибегал к косметиче­ским мероприятиям с целью либерализации в сфере экономики и культуры, спекулировал на вопросах независимости и суверенитета, пытался играть на национальных чувствах румын, призывая создать процветающее государство, независимое во внешней политике от СССР, стран Варшавского договора. При­зывами встать на защиту родины «от возможного советского вмешательства» Чаушеску получил симпатии внутри страны и на Западе.

Под лозунгами защиты независимости Румынии велась борьба за утверждение диктатуры компартии. Для защиты своего режима Чауше-
ску создал мощный карательный аппарат и систему всеобъемлющего контро-
ля над мыслями и действиями людей. Захватив власть в партии и государстве, Чаушеску опирался на своих родственников.

В 1986-1989 гг. индустрия работала с нулевым приростом; средняя уро­жайность сельскохозяйственных культур была в 3-4 раза ниже объявленной. В глубоком кризисе находилась нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Росла внешняя задолженность Румынии от Запада.

Вождь принимал меры «затягивания поясов» и всевозможных ограниче­ний, но сам имел 21 роскошный дворец, 41 резиденцию в уездах, 20 охотничьих домиков, прекрасно оборудованные лечебные корпуса на курортах страны. Холодные квартиры, в которые лишь на 3-4 часа подавались газ и горячая вода; магазины, работавшие только при дневном свете; пустые мясные прилавки и овощные рынки - такой был вид развитого социализма в стране. При этом в Румынии закрепилось официальное название этого периода - «золотая эпоха Чаушеску».

Однако в стране нарастало недовольство существующими порядками. В 1987 г. в Брашове вспыхнул «хлебный бунт», жестоко подавленный.

Чехословакия

5 апреля 1945 г. в г. Кошице было объявлено о создании
коалиционного правительства Национального фронта, в котором преобладали коммунисты. В мае 1945 г. правительство переехало в Прагу. В своей деятельности оно предусматривало возрождение демократических принципов, сохранение многопартийной системы, ликвидацию последствий нацистской оккупации, обеспечение равноправия чехов и словаков, проведение аграрной реформы. Широкие права имел президент Э. Бенеш, но государственный аппарат формировался под контролем коммунистов, которые заняли в нем ключевые должности. На выборах в Законодательное собрание в мае 1946 г. наибольшее количество мандатов получили коммунисты. Новое правительство страны возглавил лидер Коммунистической партии К. Готвальд.

В феврале 1948 г. под руководством К. Готвальда было сформировано новое правитель­ство, контролируемое коммунистами.

Национальное собрание 9 мая 1948 г. приняло новую конституцию страны, провозгласившую образование государ­ства «народной демократии», но в действительности знаменовавшую установ­ление коммунистической диктатуры. Э. Бенеш отказался подписать новую конституцию и ушел в отставку. Основной Закон вошел в силу только после избрания президентом страны К. Готвальда. Началась повальная национали­зация промышленности. Вскоре было объявлено о проведении коллективиза­ции в сельской местности. Противников новой власти репрессировали.

Экономические успехи (национальный доход в 1960 г. вырос по сравнению с 1948 г. вдвое) позволили коммунистам констатировать, что в стране построены «основы социализма». Страна получила новое назва­ние - Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР). КПЧ играла руководящую роль в политической системе. Руководство компартии и страны возглавил А. Новотный.

В 1960-е гг. стали проявляться негативные тенденции в экономике и полити­ке, свойственные тоталитарным режимам; процветали коррупция и злоупотре­бления властью. В январе 1968 г. новым лидером партии был избран А. Дубчек, а президентом ЧССР вскоре стал популярный в обществе генерал Л. Свобода. С приходом нового руководства началась «Пражская весна» - демократиче­ские преобразования в стране. Реформаторы провозгласили необходимость строительства «социализма с человеческим лицом», пытаясь соединить со­циалистическое общество с рыночной экономикой и демократией. В апреле 1968 г. реформаторское руководство КПЧ приняло «Программу действий». Она включала в себя утверждение реальной многопартийности и демократических свобод; сокращение административного аппарата; введение самоуправления в обществе через трудовые коллективы; внедрение основ рыночной экономики; федеративный уклад государства, обеспечение равенства чехов и словаков; многостороннее сотрудничество со всеми странами мира. Либерализация в общественной жизни выражалась в свободной работе средств массовой информации, активизации деятельности партий. В обществе крепли антикоммунистические настроения.

События в ЧССР встревожили Москву. После того, как давление не дало результатов, советские руководители вместе со своими единомышленниками из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши 21 августа 1968 г. ввели в Чехословакию войска. А. Дубчек и другие реформаторы были арестованы органами безопас­ности СССР и отправлены в Москву. В столице СССР на руководителей КПЧ осуществлялось давление с целью свертывания демократических реформ.

В 1969 г. к власти в Праге пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПЧ вместо А. Дубчека был избран Г. Гусак, ставший впоследствии президентом страны.

1970-1980-е гг. ознаменовались наступлением реакции. Отказ от реформи­рования экономики привел к углублению системного кризиса.

Югославия

В октябре 1944 г. был освобожден Белград. Народно-освободительная армия Югославии (НОЛЮ) продолжала наступление, оттесняя
гитлеровцев и хорватских усташей на запад. В мае 1945 г. югославские партизаны вошли в столицу Хорватии Загреб и города Адриатического побережья. Независимость и единство государства были восстановлены. Глава королевского правительства И. Шубашич вынужден был согласиться на образование единого югославского правительства вместо временного коммунистического правительства (Национального комитета освобождения Югославии, созданного в 1943 г. на освобожденной территории страны) и эмигрантского правительства в Лондоне.

В марте 1945 г. И. Броз Тито в соответствии с рекомендациями Крымской конференции сформировал Временное народное правительство Демократиче­ской Федеративной Югославии (ДФЮ), которое признали СССР, США и Ве­ликобритания. Большинство членов правительства были сторонниками Тито.

На выборах в Учредительную Скупщину (парламент) в ноябре 1945 г. КПЮ получила 90% голосов. Страна оказалась под властью коммунистов.

29 ноября 1945 г. Учредительная Скупщина провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой (ФНРЮ). В этот же день была приня­та Декларация о ликвидации монархии. Новая конституция страны, принятая 31 января 1946 г., объявила Югославию социалистическим государством. За­креплялся принцип федеративного устройства ФНРЮ, в состав которой вош­ли 6 союзных республик: Сербия (включая два автономных края - Воеводина и Косово), Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. В стране была узаконена однопартийная система.

Еще в 1945 г. правительство Тито национализировало значительное коли­чество крупных предприятий, банков, месторождений полезных ископаемых. Были конфискованы земли и собственность «пособников врага», владе­ния римо-католической и православной церквей.

В первые послевоенные годы главным союзником ФНРЮ оставался СССР. Однако в отличие от других руководителей восточноевропейских государств Тито стремился про­водить самостоятельную политику. В 1948 г. отношения между Югославией и СССР резко ухудшились. Тито обратился к Сталину с просьбой не вмешива­ться в работу органов власти Югославии. В ответ советский лидер выступил с осуждением югос­лавского руководства, которое он обвинил в «связях с Западом, предательстве интересов социализма, в ревизионизме марксистско-ленинского учения, троц­кизме и национализме». Коминформбюро исключило КПЮ из своих рядов.

Сначала югославские руководители были растеряны и только оправдыва­лись, но вскоре стали осуждать политику сталинского руковод­ства. Полностью прервались контакты между ВКП(б) и КПЮ. Тито пошел на усиление связей с государствами НАТО, которые пообещали за­щитить Югославию в случае нападения СССР. Кремль в 1949 г. в одностороннем порядке разорвал Договор о дружбе и со­трудничестве с Югославией. По указанию Москвы страны «народной демокра­тии» также прервали отношения с Югославией. Только в середине 1950-х гг. началась постепенная нормализация советско-югославских отношений.

После разрыва отношений с СССР в Югославии стали ис­кать свой путь построения социализма. В 1950 г. заводы и фабрики переда­вались в управление рабочим. В 1953 г. власть отказалась от политики насиль­ственной коллективизации сельского хозяйства. За правящей партией Союз коммунистов Югославии (СКЮ) сохранилось право выработки генеральной линии развития страны, но бороться за ее осуществление она должна была не командно-административными методами, а методами убеждения. Все в боль­шей степени в стране развивался идеологический и политический плюрализм. Страна стала назы­ваться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).

Внедрение самоуправления с элементами рыночной экономики привело к позитивным изменениям в экономике; ведущими отраслями стали радиоэлек­троника, машиностроение, химическая, легкая промышленность.

Внедряемая в стране система самоуправления сохранила авторитарные черты, что наглядно проявилось в культе личности Тито и его неограниченной власти. В мае 1974 г. Скупщина СФРЮ избрала его президентом Югославии без ограничения срока мандата. Тогда X съезде СКЮ, он был избран пожизненным председателем СКЮ.

Конституция 1974 г. существенно расширила права союзных республик и автономных краев, систему самоуправления. Вокруг новых политических центров в республиках началось формирование этнобюрократических кланов, что для многонациональной Югославии имело трагические последствия.

Основными, как и в прошлом, стали противоречия между хорватским и серб­ским бюрократическими кланами. С отстранения в 1966 г. от всех должностей одного из лидеров СКЮ А. Ранковича началась борьба за ликвидацию превос­ходства сербов в федеральных органах власти. 1968-1971 гг. были насыщены выступлениями албанцев в Косово, демонстрациями белградских студентов, обострением ситуации в Хорватии, стремившейся к отделению от СФРЮ. Стремилась к выходу из состава СФРЮ и Словения - наиболее развитая в эко­номическом отношении республика федерации. По конституции 1974 г., на­ряду с расширением прав республик, почти равные с ними права были предо­ставлены автономным краям Косово и Воеводина, входившим в состав Сербии. Конституция объективно способствовала ослаблению центральных органов федерации.

После смерти в 1980 г. И. Броз Тито центробежные тен­денции усилились. В мае 1981 г. беспорядки начались в наиболее отсталом в экономическом отношении крае Сербии - Косово, где 90% населения состав­ляли этнические албанцы. Они требовали создания албанского края с предо­ставлением ему статуса республики в составе Югославии. Именно косовские события 1981 г. стали началом кризиса югославской государственности.


2. Страны Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х - начале 2010-х гг.

 

Польша

В феврале - апреле 1989 г. состоялись заседания «круглого стола», в которых участвовали представители правящей партии, «Солидарности», официальных профсоюзов и католической церкви. Вскоре по итогам выборов было сформировано некоммунистическое правительство, которое возглавил представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий.

В июле 1989 г. парламент страны избрал главой государства В. Ярузельского. Главой правительства стал главный редактор журнала «Со­лидарность» Т. Мазовецкий. Впервые с 1948 г. руководителем правительства стал не коммунист. Вместо Польской Нар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: