Глухие: п,п(ь), ф,ф(ь), к, т,т(ь), ш, щ, с,с(ь), ц, х, ч.




Дикция и орфоэпия в хоровом пении

Хоровое пение - это искусство, которое объединяет музыкантов)' и поэзию. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных/га орфоэпии - сохранение норм произношения принятых в данном литературном языке. От качества дикции в значительной степени зависит вокальная сторона исполнения.

Принято различать три вида произношения:

- бытовая

- сценическая

- вокальная.

Вокальная произношение близка к сценической.

Бытовая характерна быстрыми глиссандо, отсутствием устойчивости отдельных тонов, определенности высоты звука, отсутствием ритмической организации.

В пении большое значение уделяется вокальному тону. Произношение ритмически строго организовано, дыхания значительно более длительное, чем в бытовой речи и подчиняется требованиям музыки.

Специфика вокальной дикции в нейтрализации гласных, в более длительном держании звука и гласных, в быстром произношении согласных с отнесением их в середине слова до последующего гласного.

Характер вокальной дикции полностью зависит от характера музыки, содержания произведения, его образов.

При исполнении произведений в быстром темпе, следует облегчать силу звука. Слова произносить легко, "близко" и довольно активно при минимальном движении артикуляционного аппарата.

В драматических произведениях, торжественных гимнах, слова произносятся значительно, при более активной артикуляции.

В спокойных, мелодических сочинениях текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твердо.

Все певцы должны овладеть навыком единообразной артикуляции.

Наиболее частым недостатком является нечеткое произношение концов слов, "западание" согласных в конце слов.

Вторым недостатком является низкое интонирование согласных, в результате чего возникают "подъезды"- глиссандо в начале звука. Согласные должно произносить на высоте гласных, к которым они принадлежат.

Для достижения четкой дикции некоторые руководители хоров требуют утрированного произношения согласных. В отдельных случаях это допускается, но при частом использовании этого приема теряется вокальность, кантилену.

На качество произношения текста влияют теситурні условия и сила звука. В высокой тесситуре произносить текст сложнее, чем в средней. Лучшие условия произношения текста - умеренная сила звука.

При исполнении хоровых произведений зарубежных и русских классиков важным является знание правил вокальной речи, которая имеет свои особенности.

В русском алфавите 5-ть основных гласных: -а, -о, -у, -э, -и; 4-и йотованных: -я, -е, -е, -ю и -ы. Йотованные гласные являются сложными: они состоят из основного гласного и согласного звука "и", который произносится очень коротко, после него четко артикулируется основной громкий.

Основные гласные всегда произносятся ясно и чисто.

 

- Безударные "а" и "э" ослабляются динамически, и произносятся менее ярко и ясно, чем ударные.

- Безударная "о" в большинстве случаев произносится как "а", кроме слов иностранного происхождения.

- Безударная "я" произносится как "я(е)" ("гря(е)да", "памя(е)ть"), но в конце слова "я" произносится чисто.

- Произношение безударного "е" с примесью "и" в пении допускается лишь на очень коротких длительностях.

- Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно.

Согласные делятся на несколько групп:

сонорные -м, н, л, р - звуки, которые можно петь.

Шесть первых согласных рус. алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок: б, в, г, д, ж, з. Остальные, кроме сонорных-глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Каждому из твёрдых и смягчённых звонких согласных звуков соответствует твёрдый и смягчённый глухой согласный звук.

Сонорные все смягчаются, но парных глухих не имеют.

Глухие - ц, х, ч - не имеют парных звонких.

Фонетический ряд согласных звуков следующий:

Звонкие:б,б(ь), в,в(ь), г, д,д(ь), ж,ж(ь), з,з(ь), м,м(ь), н,н(ь), л,л(ь), р,р(ь).

Глухие: п,п(ь), ф,ф(ь), к, т,т(ь), ш, щ, с,с(ь), ц, х, ч.

Полугласный "й" относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения согласных в пении.


Некоторые, чаще встречающиеся. Правила произношения согласных в пении:

1. Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также "оглушаются".

"Наш параво(с) летит (ф) перё(т)" "До(щщ) идёт".

2. Зубные согласные (д, з, с, т) перед мягкими согласными смягчаются:
"д(ь)венадцать", "гос(ь)ть", "вет(ь)вей", "каз(ь)нь".

3. "Н" и "нн" перед мягкими согласными произносятся мягко: стран(ь)ник, но перед "л" согласный "н" обычно произносится твёрдо или полумягко: "сонливый".

4. "Ж" и "ш" перед мягкими произносятся твёрдо: "прежде", "вешние".

5. Удвоенное "ж" в сценической речи и в пении обычно смягчаются: "Ну, жужжи скорей".

6. Возвратные частицы "ся" и "сь" произносятся твёрдо, как "са" и "с".

7. В ряде слов сочетания "чн" и "чт" произносятся как "шн" и "шт": "коне(ш)но", "ску(ш)но", "скворе(ш)ник", "(ш)тобы".

8. В сочетаниях "стн", "здн", "т" и "д" не произносятся: "гру(сн)о", "по(зн)о".

9. Сочетания "сш" и "зш" в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твёрдое долгое "ш"; а на стыке двух самостоятельных слов - как написано: бе(шш)умно, но - произнёс шёпотом.

10. Сочетания "сч" и "зч" произносятся как долгое "щ": (щщ)астье,
и(щщ)е(с), изво(щщ)ик.

В разговорной речи иногда встречаются просторечия, местные говоры, профессионализмы. В пении такое произношение не должно иметь место, кроме тех случаев, в основном - прямой речи, когда стилизация предусматривается содержанием произведения и обычное литературное произношение не соответствует художественной задаче.


Литература.

1. А.Гуменюк "Український народний хор". Київ. 1969

2. В.Краснощёков "Вопросы хороведения". М., Музыка 1969

3. С.Попов "Основы роботы самодеятельного хора" М., 1961

4. Л.Шамина "Работа с самодеятельным хоровым коллективом". М., 1981

5. К.Виноградов "Работа над дикцией в хоре". M., 1967

6. В.Мухин "Вокальная работа в хоре" - статья.

\



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: