Особенности фольклорного звукоизвлечения.




Тема 10.Особенности звукоизвлечения.

В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных. Гласные в пении должны произноситься четко, чисто, по тембру одинаково, с округлением.

Степень округления в академическом и народном пении различна. В зависимости от нужной характеристики звука, а также от индивидуальных свойств голоса округление проходит в разных «ключах». Так, академическое пение отличается ясной, и ярко выраженной округленностью звука, которое достигается пением упражнений на гласные у(ю) и о(ё), собирающие звук, округляющие его.

Народное пение характеризуется так называемой открытой манерой. Но и в ней должен присутствовать элемент округления гласных. В противном случае пение будет плоским, резким, «белым», неприятным по тембровой окраске. Такое пение не имеет ничего общего с подлинно народным исполнением.

Когда говорят о специфике академической манеры пения, прежде всего имеют в виду характерную окрашенность его – округленное, прикрытое звучание, которое легко достигается, если перед певцами поставить задачу округления гласных. Обычно это достигается путем формирования «открытых» гласных а (я), э (е), и, ы по образцу «прикрытых». Здесь полезно исполнение упражнений на гласные у, ю, ё и слоги ду, ку, лю, лё. Корректировка "открытых" гласных на манер "прикрытых" осуществляется мысленно. Например: поём "а", а думаем "о"; поем "и", думаем "ю"; поем "е", думаем "ё" и т. д.

Такая постоянная мысленная поправка исполнения "открытых" гласных на характер звучания "прикрытых" дает эффект единой окрашенности всех исполняемых гласных. Этим и достигается единая манера в пении, которой должен владеть каждый коллектив, независимо от его певческой манеры исполнения.

Особенно важно научиться использовать элемент округления в народном пении, которое характеризуется в принципе открытой грудной манерой. Манера выполнения округления в народном пении, а следовательно, и результат – характер звука – иной, чем в академическом пении. Если в академическом исполнении прием округления ярко выражен, то в народном округление звука едва заметно. Оно не должно повлиять существенным образом на яркий, светлый, открытый и близкий звук. Эту границу в степени округления, в характере звука надо научиться распознавать на слух, чтобы вокально грамотно ориентировать певцов.

Прием округления необходим певцам и для того, чтобы преодолеть регистровую перестройку голоса. Как известно, наибольшей трудностью для певца является переход из одного регистра в другой, исполнение так называемых переходных звуков. Эта трудность всегда возникает в том случае, если для исполнения взято произведение большого диапазона. Тогда – то и приходится использовать прием округления верхних звуков, который помогает осуществить механизм звукообразования на переходных нотах, перестроиться на другой регистр (например, перейти из грудного регистра в смешанный – микстовый, а из него – в головной).

Чтобы звук всегда был ровный и единообразный, надо стремиться к пению на соединении регистров – грудного и головного. Грудное резонирование придает голосу мощь, силу, компактность, а головное – блеск, яркость, полётность. Когда певец соединяет в пении оба регистра, его голос приобретает все перечисленные качества. Так, например, в высоких нотах, которые по своей природе легко звучат в головном регистре, всегда должны присутствовать грудные обертоны, иначе пение будет напоминать «головное» не опёртое напевание. Чтобы добиться компактности, наполненности звучания в верхнем регистре, надо просить певцов спеть как бы «басовито», «сердито». И наоборот, звуки нижнего регистра петь легко, ощущая высокую «головную» позицию; тогда в грудном мощном звучании появится полётность, серебристость.

Особенности фольклорного звукоизвлечения.

Кроме этой основной установки, чрезвычайно важен характер звукоизвлечения на протяжении всего диапазона голоса. Значительные изменения в звукоизвлечении от нижнего к верхнему регистру касаются, прежде всего, соотношения низких (грудных) и высоких (головных) обертонов на каждом звуке диапазона (принцип "соединения регистров"). Этот принцип, хорошо известный в области академического вокала, был отмечен и ведущими специалистами народного хора, которые определяют его как основной в системе воспитания профессиональных певцов своего направления. Так, Н.К. Мешко, руководитель Государственного Северного народного хора, объясняет этот принцип следующим образом: "…Суть соединения регистров в том, чтобы на всем протяжении диапазона сохранять связь головного и грудного резонирования, в естественной пропорции на каждом звуке: чем ниже звук, тем больше низких – грудных обертонов, чем выше, тем больше высоких – головных. Но их взаимосвязь должна быть неразрывной. Она, как мы знаем, обеспечивается высокой позицией, которая достигается постепенным округлением и сужением звука, при движении в верхний регистр и интонационно – смысловой (МЯГКОЙ по своей природе) атакой СВЕРХУ… Чем уже и выше звук, тем больше давление на диафрагму и ниже опора звука… Графически это можно представить в виде треугольника – невысокого, с широким основанием в нижнем регистре и узко вытянутого вверх в высоком, с повышением давления на основание" (Мешко, Искусство… стр. 29). Нам представляется, что это описание достаточно убедительно и, в целом, его осознание не будет бесполезным для певцов фольклорного направления.

Таким образом, одной из главных задач вокальной техники становится построение правильной амплитуды ощущений: опора дыхания – направленность звукового потока ("звукового столба") – нахождение необходимых резонаторов. Именно координация этих параметров рождает свободное активное состояние владения вокальным звуком, необходимое в любом локальном стиле. Ровность, естественность звучания, гибкость голоса определяются умением сочетать низкие и высокие обертоны на каждом звуке всего диапазона, "осветлять" и "облегчать" звук вверху, делая его более объемным в низком регистре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: