Материал для комментариев




Тема: Памятники архитектуры

Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество»».

Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не глядя, можете сказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идёте из дома в школу.

Как называется страна, в которой родился человек? (Родина.)

Верно, наша общая родина – Донбасс. Но, ещё у каждого из нас есть город или село, в котором он родился, и это место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва – это и есть его малая родина.

- Все ли из нас знают, где родились? Можете вы назвать этот город, село? Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.

· Есть ли в вашем городе красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?

· Чем вам нравятся эти здания?

· Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?

· Что это за здания?

· Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.

Памятники архитектуры – это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.

- Чем отличаются друг от друга городские сооружения?

- В чём заключается их различие?

- Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чём заключается их различие?

- Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чём заключается их различие?

Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами, находить в них различие и особенности построения каждого здания.

- Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. (Архитекторы, строители.)

Профессия «архитектор» имеет ещё другое название – «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое - «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.

Зодчий – автор проекта, по которому ведётся строительство.

Зодчество – наука и искусство создавать здания.

Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий».

К памятникам архитектуры надо относится бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его облику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие материалы для этого использовались.

В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной.

https://www.youtube.com/watch?v=GJMtuHpARdk

Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады.

Фасад – это передняя часть здания.

У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нём говорится о разных профессиях, в том числе и архитектора, зодчего.

… Я бы строить дом пришёл,

Пусть меня научат!

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Это будет перед,

Называется фасад.

Это - каждый разберёт:

Это – ванна, это – сад.

- Как называется передняя часть здания? (Фасад.)

- Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет большое число этажей, преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон.)

Материал для комментариев

1. Покровский собор, или Храм Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея. Храм построен в серединеXVI века по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством. Существует много версий о создателях собора. Ранее считалось, что его строили двое зодчих – Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку – Постинку Яковлеву по прозвищу Барма, который потом также возводил Кремль в Казани.

Вид собора необычен для русской церкви, на Руси чаще строились пятиглавые церкви, а этот собор – девятиглавый. Он построен так, что восемь храмов окружают самый большой, девятый, и все они объединены общим основанием и переходами из одного храма в другой. Главы церквей увенчаны куполами-луковицами, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похоже один на другой.

Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете, предание о том, что Москва строилась на семи холмах, так Покровский собор находится на главном холме – Кремлёвском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной площади, он является настоящим центром нашей столицы.

А вот ещё одна из самых известных достопримечательностей России, которая для многих является символом Москвы. Перед Покровским Собором с 1931 г. размещается бронзовый памятник героям России – Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.

 

 

2. Дом Пашкова – одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлём, на Ваганьковском холме, на возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории Кремля, за кремлёвскими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII века и его считают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан – поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил название, а потом он был приобретён в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны – Государственной Российской библиотеке. Архитектором дома считается П. Баженов.

У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине - центральный корпус, а по его краям – боковые флигели, поэтому он имеет вид городской усадьбы. Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус ещё и вазами по периметру крыши и верхней постройки на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружён богатым садом, в котором был пруд, в позолоченных клетках жили экзотические птицы.

 

3. Новое здание МГУ – высотное здание, которое было возведено в 1949-1953 гг., группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышов и др.). В то время это было самое высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем, составляет 240 м, в нём 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы – на Воробьёвых горах. В главном здании МГУ размещается несколько учебных факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в боковых флигелях – общежития для студентов, квартиры для профессоров. Главное здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого – звезда с колосьями, её диаметр – 9 м. Чуть ниже – часы, также диаметром 9 м.

Перед зданием МГУ, на площадке Воробьёвых гор с видом на Москву – реку устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому, всех кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.

 

4. Деревянный архитектурный комплекс размещён на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. В 1966 г. Здесь был основан музей под открытым небом, куда привезли большое количество построек из разных районов Карелии – часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером – строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах – уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на специальной доске: «Здание является памятником архитектуры, охраняется государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже стоят на земле несколько веков – Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца России.

 

 

Создание проекта здания

Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.

- Каково предназначение будущего здания?

- Из каких частей оно будет состоять?

- Как его можно украсить?

 

При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.

Теперь вам надо нарисовать свою идею.

Материал можете взять любой – карандаши или краска. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.

Для начала сделайте наброски простым карандашом. Затем - разукрасьте.

- Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)

- Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)

- Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.)

- Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)

Физкультминутка

Пока ваши работы высыхают, проведём физкультминутку.

(Дождик, дождик, что льёшь?

(Четыре хлопка в ладоши.)

Погулять нам не даёшь.

(Четыре притопа каждой ногой по очереди.)

Дождик, дождик, полно лить,

(Четыре хлопка в ладоши.)

Нашу землю, лес мочить.

(Четыре прыжка на месте.)

После дождичка на даче

(Ходьба с высоким подниманием бедра.)

Мы по лужицам поскачем.

(Прыжки на месте через лужицы.)

Завершение работы

- Какие здания называют памятниками архитектуры?

- Приведите примеры памятников архитектуры?

- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём?

- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?

- Чем он вам понравился?

- Что такое фасад?

- Как государство относится к памятникам архитектуры?

- Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?

Принадлежности для рисования уберите, воду из-под акварельных красок вылейте.

Молодцы! Отличная работа! Вы настоящие архитекторы!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: