Московский Государственный Университет Технологий и Управления
Контрольная работа
По дисциплине: "Товароведение и экспертиза однородных групп товаров"
Выполнила: Николаева О.А.
Группа: 2
Специальность - 080401 "Товароведение и таможенная экспертиза товаров"
Проверил преподаватель: Барауля Е.В.
г. Ростов-на-Дону 2010г.
Товароведная классификация непродовольственных товаров
Непродовольственный товар: продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
Важнейшими классификационными признаками непродовольственных товаров являются:
назначение (обувные, одежные товары);
исходные материалы (резиновая и кожаная обувь);
особенности конструкции (костюмы и комплекты одежды);
способ производства (посуда выдувная и прессованная).
В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.п.
Объектом классификации в товароведении является товар.
Высшей ступенью классификации товаров является класс.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (таблица 1). Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной классификации.
Класс товаров - это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
|
Подкласс - множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.
Подгруппа - подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товара - совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товара - совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.
Таблица 1.1. - Общая классификация непродовольственных товаров.
№ п/п | Класс: непродовольственные товары или промышленные товары | |
Подклассы | Группы однородных товаров | |
Товары | ||
Текстильные и одежно-обувные | ||
Текстиль | ||
Одежда | ||
Обувь | ||
Галантерейные и ювелирные | ||
Галантерейные | ||
Ювелирные | ||
Гигиенические | ||
Парфюмерные | ||
Косметические | ||
Культурно-бытовые | ||
Часы | ||
Канцелярские | ||
Транспортные средства | ||
Спортивные | ||
Музыкальные | ||
Фото - и кинотовары | ||
Аудио - и видеокассеты | ||
Книги, журналы | ||
Товары для отдыха | ||
Хозяйственные | ||
Мебель | ||
Посуда | ||
Бытовая техника | ||
Бытовые химические товары | ||
Стройматериалы | ||
Сельскохозяйственные товары | ||
Нефтепродукты и смазочные материалы | ||
Нефть | ||
Нефтепродукты | ||
Смазочные материалы | ||
Биотовары | ||
Цветы | ||
Зоотовары | ||
Предметы ухода за ними и корма |
|
Классификация играет важную роль в любой области человеческой деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.
Для классификации товаров используют два метода: иерархический и фасетный.
При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.
В качестве примера на рис.1.1. изображена иерархическая система классификации клеев.
Клеи классифицируют на:
- природные;
- синтетические;
Природные клеи (1) подразделяют на:
- животные;
- растительные;
- минеральные.
Рис.1.1. Классификация клеев
В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).
К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т.д.
Подобным образом классифицируются другие виды клеев, например, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термопластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т.д.
При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.
|
Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.
Вышеуказанная группа "Клеи" может быть, например, с использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 1.2.
Рис.1.2. Схема классификации клеев по назначению:
- клеи для древесины;
- клеи для кожи;
- клеи универсальные;
- клеи канцелярские;
п - прочие
В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации.
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.
Выше перечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные товары и керамические товары.
Общую группу товаров культурно-бытового назначения нередко разукрупняют на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т.д.
В связи с тем, что в торговой практике достаточно широко используется организация торговли с учетом потребностей покупателей в торговой классификации предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам (например, "Товары для детей", "Одежда", "Товары для строительства", "Товары для дома" и т.п.).
Классификация товаров необходима для автоматизации учета и обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, а также при планировании масштабов деятельности и составлении прейскурантов и каталогов.