При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности.




Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Школа №49 г.Донецка»

Лукаш Наталья Витальевна

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкостью его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.

Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

a) Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

b)

c) Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся учащихся в системе образования;

d) Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся учащихся;

e) Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход? Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельности подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Таким образом, стандарты нового поколенья смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся учащихся. В процессе деятельности обучающиеся осваивают УУД, развиваются как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Естественно, появляется вопрос: Как и какими средствами деятельности можно реализовать системно-деятельностный подход, чтобы заинтересовать детей. Обратимся к теории данного подхода.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно- деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а в деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы:

мотивация   Пробное действие   затруднение   Реализация проекта   самоконтроль   самооценка

Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

· Принцип деятельности- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и личностных способностей, обще учебных умений.

· Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

· Принцип целостности – предлагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 

 

· Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

· Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

· Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

· Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знаний и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяются фронтальная форма организации) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма)
Осуществление контроля Учитель контролирует выполнение учащимися контрольной работы. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются самостоятельная и взаимная формы организации деятельности)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание Учитель оценивает работы на уроке. Учащиеся учувствуют в оценке деятельности по ее результатам (само оценивания, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводиться рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще-задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока – основной формы организации обучения. С помощью, каких технологий можно реализовать деятельностный подход на уроке?

1. Механизмом реализации системно-деятельностного подхода является такие технологии, как:

ü Информационные и коммуникативные технологии (коммуникации – общение);

ü Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

ü Технология, основанная на реализации проектной деятельности;

ü Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;

ü Технология деятельностного метода

Деятельностный метод - метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Этапы урока Организующая роль учителя
1. Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1. Актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2. Тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1. Организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение. 2. Выявление причины затруднений учащихся по учебному материалу (каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа).
4. Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5. Реализация построенного проекта Организует:обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
8. Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешенных затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру все чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею » и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: