СИСТЕМА С ВЫБЫВАНИЕМ (ОЛИМПИЙСКАЯ)




ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫРОЗЫГРЫША

В зависимости от цели соревнований, конкретных условий их проведения (количества участников, времени, отведенного на соревнования, наличия спортивных залов и площадок) избирается наиболее подходящий способ или система розыгрыша. В настоящее время в спортивных играх используются два основных способа: круговая система с чередованием полей и система розыгрыша с выбыванием (после одного или двух поражений). В отдельных случаях применяется сочетание обеих систем, получившее наименование «Смешанная система розыгрыша». Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА

Этот способ организации соревнований считается самым полноценным, поскольку отличается наибольшей объективностью. Соревнования здесь проводятся по принципу "каждый встречается с каждым". Если соревнования проводятся в 2 круга, то команды встречаются между собой по два раза на своем и на чужом поле. Это исключает какие-либо случайности, позволяет определить силу каждого участника, места участников с первого по последнее. Места команд определяются по количеству очков, начисляемых за победу, ничью согласно Положению о соревновании.

К недостаткам этой системы относят необходимость проведения большого количества игр, а значит, и большего времени для проведения соревнований.

СИСТЕМА С ВЫБЫВАНИЕМ (ОЛИМПИЙСКАЯ)

Система соревнований с выбыванием применяется, как правило, при большом количестве участвующих команд, когда соревнования надо провести в короткий срок. Проигравшая команда выбывает из соревнования. Общее количество игр определяется по формуле:

X = n (n – 1),

где X - количество встреч; n - количество участников.

К недостаткам данной системы относится то, что команды не имеют возможности встретиться с каждым соперником, а значит, и определение победителя носит менее объективный характер. По данной системе определяются, как правило, только призовые места.

Команда состоит из 10 игроков, тренера. В соревнованиях туровой системы (больше 5 игр подряд) на игры заявляется 12 игроков; в процессе матча количество замен не ограничено.

Игроки должны иметь два комплекта формы различного цвета с личными номерами (от 4 до 15) из материала, отличающегося по цвету от майки. Толщина цифры 2 см, высота на груди 10 см, а на спине 20 см.

Замена игрока осуществляется у судейского стола, когда игровые часы остановлены и команда владеет мячом. Если заменяется игрок команды, владеющей мячом, то в это же время разрешается замена и в другой команде.

Не разрешается менять игроков, участвующих в спорных бросках или пробивающих штрафные броски. Во втором случае возможна замена после успешного выполнения последнего броска.

Наказания при нарушении правил. При одновременном пребывании на площадке больше 5 игроков назначают техническое замечание виновному игроку. Замена более 20 сек. лишает команду одного минутного перерыва.

 

29. Судьи и их обязанности. Жесты и навыки, необходимые судье по баскетболу.

Обязанности перед игрой Судьи должны вместе появиться на игровой площадке за 20 минут до начала игры и не позднее чем за 5 минут до начала второй половины. Это то минимальное количество времени, которое необходимо для того, чтобы надлежащим образом проверить игровое оборудование и наблюдать за разминкой команд. Старший судья ответственен за прием готовности игровой площадки к игре, проверку игровых часов и всего технического оборудования, а также протокола. Он также должен выбрать игровой мяч. Старший судья также должен проконтролировать, чтобы секретарь правильно подготовил протокол, а также обеспечить, чтобы за 10 минут до начала игры тренеры подтвердили свои согласия с фамилиями и соответствующими номерами членов команд и фамилиями тренеров, подписали протокол и отметили стартовые пятерки. Когда имеет место предигровое представление игроков, тренеров и судей зрителям, рекомендуется, чтобы оно начиналось за 6 минут до начала игры. В этот момент судьи должны подойти к секретарскому столику. Как только все игроки, тренеры и судьи представлены зрителям (рис. 1), старший судья дает свисток и жестом демонстрирует, что до начала игры остается 3 минуты. Теперь игроки могут приступить к заключительной фазе предигровой разминки (рис. 2). За полторы минуты до начала игры старший судья дает свисток и контролирует, чтобы все игроки закончили разминку и немедленно вернулись в зоны скамеек своих команд (рис. 3). Старший судья должен убедиться, что все готовы к началу игры, и никто из игроков не имеет запрещенных предметов экипировки. Требуется, чтобы старший судья знал, кто является капитаном каждой из команд на площадке.


30.Основное время игры Понятие чистого, грязного времени. Правила 3-х секунд, 5-и секунд, 8-и секунд, 24-х секунд в баскетболе.

 

Три секунды

Игрок не должен оставаться более трех секунд подряд в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует живой мяч на площадке и игровые часы включены.

Исключение должно быть сделано Игроку, который:

Пытается выйти из ограниченной зоны.

Находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер по команде производит бросок и мяч покинул или покидает руку (руки) бросающего.

Находясь в ограниченной зоне менее трех секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.

Для того, чтобы Игрок рассматривался находящимся вне ограниченной зоны, он должен расположить обе ноги на полу вне этой зоны.

5 секунд

Плотноопекаемый Игрок

Игрок, который держит живой мяч на площадке, считается плотно опекаемым, когда его соперник находится в активной защитной стойке на расстоянии не более одного (1) метра.

Плотноопекаемый Игрок должен передать, бросить по кольцу, покатить или повести мяч в течение пяти (5) секунд.

Восемь секунд

Каждый раз, когда Игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение восьми (8) секунд перевести мяч в свою передовую зону. Тыловая зона команды включает в себя корзину команды, лицевую часть щита и ту часть площадки, которая ограничена лицевой линией за своей корзиной команды, боковыми линиями и центральной линией. Передовая зона команды включает в себя корзину соперника, лицевую часть щита и ту часть площадки, которая ограничена лицевой линией за корзиной соперника, боковыми линиями и краем центральной линии, ближайшим к корзине соперника. Мяч переходит в передовую зону команды, когда он касается передовой зоны или касается Игрока или Судьи, который частью своего тела находится в контакте с передовой зоной.

Двадцать четыре секунды

Каждый раз, когда Игрок получает контроль над живым мячом на площадке, попытка броска по корзине должна быть реализована его командой в течение двадцати четырех (24) секунд.

Чтобы считать бросок по корзине произведенным, должны быть выполнены следующие условия:

Мяч должен покинуть руку (руки) Игрока при броске по корзине до того, как прозвучал сигнал устройства 24-секунд и

После того, как мяч покинул руку (руки) Игрока при броске по корзине, он должен коснуться кольца до того, как прозвучал сигнал устройства 24-секунд.

Отсутствие броска по корзине в течение 24 секунд при контроле мяча командой фиксируется звуковым сигналом устройства 24 секунд.

Когда бросок по корзине произведен близко к окончанию 24-секундного периода и сигнал устройства 24 секунд звучит, а мяч находится в воздухе после того, как покинул руку (руки) бросающего, и мяч входит в корзину, попадание должно засчитываться.

 

30. Характеристика технических приемов, необходимых для игры в баскетбол.

31. Характеристика приемов овладения мячом в защите и порядок их изучения(баскетбол).

32. Характеристика способов ведения мяча и методика его обучения, (баскетбол).

33. Показать схематично заслон для игроков задней линии и указать способы его избегания, (баскетбол).

34. Структура учебно-тренировочного занятия. Характеристика частей учебно-тренировочного занятия (вводной, подготовительной, основной, заключительной).

35. Особенности проведения занятий по баскетболу в общеобразовательной школе, спортивной секции, вузе.

36. Особенности подготовки детей различного возраста в связи с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме. Особенности методики проведения урока по баскетболу в младших классах.

37. Особенности методики проведения урока по баскетболу в средних классах.

38. Особенности методики проведения урока по баскетболу в старших классах.

39. Особенности применения кругового метода в тренировке по баскетболу.

 

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся.

Организуют занятия по методу круговой тренировки следующим образом. На первом уроке учитель должен объяснить ученикам, что круг состоит из 10 «станций», причем на каждой из них упражнение выполняется в течение 15 секунд. Продолжительность перехода от станции к станции рассчитана так, чтобы все ученики могли детально познакомиться с каждым заданием. При этом следует периодически проверять достигнутые результаты. Дети информируются, в чем состоит функция «контролера», и учатся делать записи в «карточке достижений».

40. Особенности методики обучения технике в баскетболе (этапы, основные задачи, средства и методы).

41. Реализация принципа систематичности в обучении баскетболом.

 

Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опи­раться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний.

 

42. Реализация принципа возрастающей нагрузки в обучении баскетболом.

 

Принцип постепенности органически связан с предыдущим прин­ципом и формулируется в виде методологического правила: «от про­стого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обес­печивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимаю­щихся и дальнейшему его усложнению. Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных ус­ловиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие из­меняется от пассивной до активной формы.

 

43. Виды, формы и средства контроля на уроке по баскетболу.

 

44. Этапы многолетней подготовки в баскетболе.

Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе.

Прежде всего, это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высших достижений

Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.

Баскетболиста - мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.

Многолетнее обучение требует учета особенностей возрастного развития, и, в связи с этим, тщательного подбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

45. Классификация и методика обучения технике ведения в баскетболе.

 

Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном

скоростей и направлений движения. Целесообразность применения ведения мяча диктуется конкретной игровой ситуацией и определяется необходимостью:

- организации стремительной контратаки или преодоления прессинга после овладения мячом на своей половине площадки;

- ухода от плотной опеки защитника с целью создания условий для завершения атаки (проход-бросок или проход-«откидка»);

- постановки заслона при взаимодействии с партнером для выведения его на бросок или для длительного контроля над мячом при игре на удержание счета.

Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение) применяется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении.

Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение), напротив, используется, если защитник находится в непосредственной близости и существует угроза выбивания мяча.

Ведение мяча со зрительным контролем не эффективно в игровых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов.

Ведение мяча без зрительного контроля дает возможность следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Обучение ведению мяча.

1. Объяснение и показ.

2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах.

4. Ведение на месте с различной высотой отскока.

5. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

6. Ведение на месте с элементами жонглирования:

- чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п.;

- с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;

- со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.

7. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке.

8. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.

9. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: