Образ инквизиции в истории и мировой культуре




Выполнили: Фоменко Роман и Михайлов Дмитрий, гр. 7131

 

 

· Введение. Стр. 2

· Образ инквизиции в истории. Стр. 2-7

· Образ инквизиции в художественных культуре. Стр. 7-9

· Образ инквизиции в кинематографии. Стр. 9-10

· Заключение. Стр. 10

 

Введение:

 

При слове «Инквизиция» у большинства сразу возникают негативные образы и ассо-циации, и многие считают, что время святой инквизиции это тёмные века нашей истории. Гонения, распри, страх – всё это несомненно имело место быть, но к сожалению большая часть людей слишком сильно сгущают краски и винить их за это нельзя. Образ инквизиции, преподносимый нам через кино и литературу, зачастую не блещет радужными наст-роениями или хотя бы каким-нибудь позитивным настроем. Нет, он наоборот слишком мрачен и жесток, и не редко вовсе лишён правдоподобия.

Поэтому мне бы хотелось расставить несколько точек над «i». Я продемонстрирую, как святая инквизиция выглядит в глазах истории, а так же в нашей современной культуре. Для этого я обращусь к мнениям различных современников инквизиции, таких как инквизитор Луис Парамо и его книга «О происхождении и развитии святой инквизиции» и Марино Марини, приближённый папы Пия IX, а так же мнения исследователей и историографов, таких как историк Томас Уолш или Михаил Покровский. Негативный образ инквизиции нам дают и произведения писателей, Олдос Хаксли и Шарль де Костерпрекрасные тому примеры. В гравюрах и картинах тоже мала позитивного настроя на эту тематику. А так же я затрону и кинематографию, где особое место отведу кинокартине «Имя розы», снятой по одноимённой книге Умберто Эко.

 

Образ инквизиции в истории:

 

Существуют самые различные мнения о том, что, собственно говоря, следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.

Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инакомыслящих - вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви - от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считают еретиками.

Некоторые исследователи толкуют этот вопрос еще шире, считая, что инквизиция является характерным атрибутом не только католической, но и протестантской и православной церквей.

Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим термином деятельность особых трибуналов католической церкви, преследовавших еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII вв. до их повсеместной отмены в первой половине XIX в. Но и после этого в системе папской курии в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала конгрегация инквизиции («священная канцелярия»).

Сторонников «широкой» и «узкой» трактовки инквизиции можно найти как среди церковных, так и светских историков.

Первым, кто сформулировал «широкую» точку зрения на историю инквизиции, был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598 г. в Мадриде книгу на латинском языке «О происхождении и развитии святой инквизиции» (“DeorigeneetprogressuOfficiiSanctaeInquisitionis”). Трактат Парамо считается первым трудом по истории инквизиции, написанным с точки зрения официальной доктрины католической церкви. Он служил как бы ответом на появившуюся протестантскую литературу, разоблачавшую ужасы инквизиции. В своем усердии оправдать деятельность «священного» трибунала Парамо начинал его историю чуть ли не с сотворения мира. Первым инквизитором, уверял он, был сам господь бог, а первыми еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая провинившихся перед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд. «Инквизиторы,- утверждал Парамо,- следуют точно такой же процедуре, которую они переняли от самого бога» (Цит. по: LeManueldesInquisiteurs, a 1'usage desInquisitionsd'EspagneetdePortugal. Lisbonne, DCCLXII, p. 182-183.)

Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного вкушения от запретного плода, Парамо считает первым «санбенито» - позорящим одея­нием, носить которое приговаривались жертвы инквизиции, а изгнание прародителей рода человеческого из рая он называет первой конфискацией... «вечного блажен­ства», прототипом тех более осязаемых конфискаций, которые впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.

Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей терпеть вплоть до «страшного суда» бесчисленные болезни, эпидемии, потопы, землетрясения, холод и голод, войны; бог приговорил людей рождаться в нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный в поте лица своего и испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника полна всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.

Но если так жестоко поступил бог с прародителями рода человеческого и праведниками, утверждали средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама и Евы вообще не знал предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем все население Содома и Гоморры, пролив на них «дождем серу и огонь» (Быт. 19:24) (сбросив атомную бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии); разве не истребил он 14700 человек, осмелив­шихся роптать против Моисея во время странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых змеев на тех, кто «малодушествовал» в пути (Чис. 21:4,6); разве не убил он 50 070 жителей г. Вефсамиса только за то, что они «заглядывали в ковчег господа»?

По сравнению с этими массовыми побоищами библейского бога - а мы перечислили только их незначительную толику - преступления Торквемады могут показаться чуть ли не детскими забавами.

Библейский бог был не только непреклонно беспощадным и сверх меры жестоким к тем, кто отходил от его заповедей или ошибочно толковал его таинственные «неисповедимые пути», он требовал от своих последователей такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем отступникам, в особенности в тех случаях, когда они пытались «совратить» правоверных. «Если,- поучал бог своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои».., то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Втор. 13:8-9).

Иисус Христос, согласно Парамо, был «первым инквизитором Нового завета. Он приступил к обязанностям инквизитора на третий день после своего рождения, когда сообщил через трех королей-волхвов, что явился на свет, и потом, когда умертвил Ирода, заставив червей съесть его... После Иисуса Христа св. Петр, св. Павел и другие апостолы занимали должность инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам» (LeManueldesInquisiteurs..., p. 190.)

Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- «дре­во инквизиции зеленело и цвело, и расходились его кор­ни и ветви по всему миру, и приносило оно сладчайшие плоды» (Ibid., p. 191.)

Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам, с одной стороны, доказать «законное», «божественное» происхождение «священного» трибунала, а с другой стороны - его якобы «извечный» характер.

Точка зрения Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась на разные лады церковными авторами. Ее повторяет, например, Марино Марини, один из ближайших сотрудников папы Пия IX в своем трактате, посвященном инквизиционному процессу над Галилеем. Марини утверждал: «Инквизиционный трибунал столь древний, что следует считать самого Иисуса Христа его основателем и законодателем» (Marini M. Galileo e L'Inquisizione. Memoriestorico-critichedirettealiaRomanaAccademia di Archeologia. Roma, 1850, p. 11.)

Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей своей истории преследовала ереси и еретиков. Уже цитированный нами У. Т. Уолш пишет, что церковь «в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко всякого рода ошибкам, где бы они ни проявились, в особенности к таким, которые оскорбляли величие бога... Таким образом, нетерпимость не является ее наиболее типичной особенностью, это просто оборонительное оружие, доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией» (Walsh W. Th. PersonajesdelaInquisicion, p. 33.)Е. Вакандар стоит на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит к IV-V в. н. э., когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали от церкви и предавали анафеме христиан, отклонившихся, по их мнению, от официальных доктрин.

Разумеется, в более ранний период церковь была лишена возможности физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только в IV в., когда господствующей религией в Римской империи стало христианство, церковь переходит от «слов» (отлучений) к «делу» (насилию).

Некоторые светские историки также трактуют историю инквизиции в «широком» плане. Так, в статье об инквизиции, опубликованной в «Британской энциклопедии», говорится: «Неправильно утверждать, что инквизиция появилась в XIII в. в готовом виде со всеми ее принципами и учреждениями. Это был результат или, вернее, еще один шаг вперед в процессе развития, начало которого восходит по крайней мере к IV столетию» (EncyclopediaBritanica. Chicago, 1946, v. 12, p. 377.)

Автор статьи делит историю инквизиции на два больших периода: епископальный период с IV по XIII в., когда преследованием еретиков занимались епископы, и монашеский - с XIV по XIX в., когда действовали инквизиционные трибуналы, руководимые доминиканскими и францисканскими монахами.

Такая же периодизация истории инквизиции была принята в русской дореволюционной историографии. Ее разделял М. Покровский (Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция.- Книга для чтения по истории средних веков. М., 1897, вып. 2, с. 681) и известный испанист В. Пискорский. Последний, кроме епископальной и монашеской инквизиции, выделял еще испанскую инквизицию (с 1480 г., когда она стала функционировать в виде верховного церковного трибунала - Супремы) (Пискорский В. Инквизиция.- Энциклопедический словарь Брок­гауза и Эфрона. Спб., 1894, т. 13, с. 180.)

В советской историографии в 20-х годах преобладала широкая трактовка истории инквизиции. Этот взгляд был так сформулирован обществом «Атеист» в послесловии к книге С. Г. Лозинского «Святая инквизиция»: «Начало инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с началом самой христианской церкви. И точно так же неправильно хронологическое ограничение инквизиции средними веками. Она существует до настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих пор имеется «Святая Служба Инквизиции» (Подразумевается конгрегация священной канцелярии). Если в данный момент церковь не подвергает своих врагов суду, пыткам, сожжению, то это объясняется исключительно тем, что светская власть не подчиняется требованию церкви проводить в жизнь постановления ее судов» (Лозинский С. Г. Святая инквизиция. М., 1927, с. 298.)

Разумеется, инквизиция не возникла на «пустом месте». Созданию «священных» трибуналов предшествовала многовековая борьба правящих кругов церкви с ересью, в процессе которой вырабатывались также и богословские обоснования необходимости применения к еретикам различных видов и форм насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо теологам пришлось для оправдания инквизиции подменить «религию любви», за которую выдает себя христианство, «религией ненависти». На такую трансформацию ушли столетия.

Уже известный читателю французский епископ Селестен Дуэ, не отрицая, что церковь всегда выступала против инакомыслящих, в то же самое время утверждал: отличительной чертой инквизиции является не столько характер рассматриваемого ею преступления, судебная процедура или форма наказания, сколько наличие постоянного судьи, наделенного полномочиями для преследования еретиков (Douais С. L'Inquisition, sesorigins, saprocedure, p. 40.)Американский историк инквизиции священник Шэннон полностью разделяет это мнение. «Подлинная инквизиция,- пишет он,- является учреждением, установленным святым престолом, со специально назначенными судьями для расследования, суда и вынесения приговора еретикам» (Shannon A. C. ThePopesandHeresy..., p. 49.) Он отметил, что сам термин «инквизиция» (от лат. inquisitio - расследование) появляется только с возникновением инквизиционных трибуналов.

Нельзя согласиться ни с мнением инквизитора Парамо, возводившего начало инквизиции к расправе, учиненной всевышним над Адамом и Евой, ни с епископом Дуэ, пытающимся свести историю инквизиции только к деятельности «священных» трибуналов. Дело в том, что с раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями - расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории церкви. Этими правами они продолжают пользоваться и после роспуска конгрегации священной канцелярии, согласно действующему каноническому праву. Такие же права имели и имеют вселенские соборы. Если исходить из этих фактов, то следует признать, что «священные» трибуналы были отнюдь не единственной формой инквизиции.

Более развернутую периодизацию истории инквизиции дает итальянский прогрессивный историк Р. Лонгоне. Он делит историю этого учреждения на следующие этапы: «примитивная» инквизиция времен раннего христианства; императорская, которая осуществлялась по указаниям христианских императоров римскими префектами и губернаторами; епископальная - от распада римской империи до XIII в.; собственно инквизиция («священный» трибунал), возглавляемая папой и непосредственно руководимая доминиканцами и францисканцами; государственная инквизиция, проводимая совместно светской и церковной властью (князем, королем или императором) при поддержке церковной иерархии; испанская инквизиция, возглавляемая великим инквизитором, назначаемым королем и утверждаемым в должности папой римским; колониальная (испанская и португальская) инквизиция и, наконец, всеобщая, или вселенская, она же римская, инквизиция в лице конгрегации священной канцелярии, просуществовавшая с 1542 г. до наших дней (Longone R. Quandoardevano i roghidelaInquisizione. VieNuove, 1961, N 27, p. 24.)

Однако в этом вопросе трудно установить какие-то твердые рамки. В многовековой запутанной истории католической церкви не всегда можно разграничить инквизиторскую деятельность епископов и «священных» трибуналов. Известны случаи, когда при наличии инквизиции церковь использовала епископов или другие церковные инстанции для расправы со своими идейными противниками, как это имело место в деле Лютера или в расправе над Яном Гусом, учиненной Констанцским собором. В последнем случае собор выступал в роли инквизиционного трибунала. Были случаи передачи инквизиторских функций и полномочий самим «священным» трибуналом епископам или уполномоченным монашеских орденов. Так, вскоре после завоевания испанцами колоний в Америке испанская инквизиция поручила выполнять ее функции церковным иерархам в колониях. После же упразднения инквизиционных трибуналов в XIX в. их функции вновь перешли к епископам, которые продолжали карать вероотступников, накладывая на них епитимий и отлучения, хотя отсутствие поддержки со стороны светской власти лишало их возможности физи­чески расправляться с ослушниками.

Современные церковные историки по вполне понятным причинам склонны рассматривать инквизиционный трибунал как характерное явление только для отдельных христианских стран, а не для церкви в целом. Авторитетные исследователи высказывают противоположную точку зрения. Например, французский ученый Жан Гиро считает, что «инквизиция не была свойственна только одной нации или одному району, она действовала почти во всех христианских странах, где ересь выступала против церкви... Таким образом, размах ее деятельности зависел от условий, господствовавших в странах» (Guiraud J. Historicde 1'Inquisition..., v. 1, p. VIII-IX.)

Спорным вопросом в историографии является и дата возникновения инквизиционных трибуналов. Этот вопрос решают исследователи по-разному.

Известный немецкий историк прошлого столетия Шлоссер, автор 18-томной всемирной истории, которую конспектировал К. Маркс, считал, что инквизиция сложилась между 1198 и 1230 гг. В знаменитых «Хронологических выписках» Маркса взгляды Шлоссера излагаются следующим образом:

В 1198 папой сделался Иннокентий III; он тотчас учреждает комиссию по расследованию и преследованию ереси, назначает своими легатами одного цистерцианского монаха и другого монаха того же ордена, Петра Кастельно, снабжает их письменными приказами, в которых содержатся все элементы последующих судов над еретиками (т. е. инквизиции)... Преследование еретиков усиливается с тех пор, как к папским легатам присоединяются почтенный «святой» (пес) Доминик (основатель доминиканского ордена) и другие фанатичные испанские духовные лица, они побуждают также к вмешательству арагонского короля.

В 1229 Григорий IX - с одобрения «святого» Людовика IX - вводит религиозные или инквизиционные суды против еретиков... (этим судам подвергался независимо от сословия тот, кто давал еретикам приют или защиту или же отказывал в помощи их преследователям).

В 1230 страшная власть этих судов была отнята у епископов, передана учрежденному за двадцать лет перед тем ни­щенствующему ордену доминиканцев; решением собоpa папы, под страхом потери должности, были сделаны полицейскими служителями церкви (шпионами) и палачами своих прихожан! В стране то здесь, то там восстания, в некоторых городах изгоняют инквизиторов и т. д.» (Архив Маркса и Энгельса, т. V. М., 1938, с. 235, 240-241.)

В дореволюционной и советской литературе имеются по этому вопросу разные точки зрения. М. Покровский считал, что инквизиция «оформилась» между 1184 и J252 гг. Он писал: «В 1184 году Люций III предписывает выдавать еретиков светской власти для наказания, но предварительно дело должен был исследовать местный епископ, что было еще очень выгодно для обвиняемого, потому что епископы были слишком тесно связаны с местным населением, чтобы возбуждать его против себя жестокостями (Некоторые историки считают, что именно папа Люций основал инквизицию. Поэтому в 1984 г. католическая церковь отмечала 800-ле­тие установления «священного» трибунала). Папы, видимо, старались быть умеренными насколько можно, еще Иннокентий III запрещал употреблять по отношению к еретикам испытание водой и раскаленным железом. В 1232 г. Григорий IX передал все дело преследования сектантов в руки доминиканцев. Замену епископской инквизиции доминиканской мы имеем полное право рассматривать как новый шаг на пути усиления нетерпимости. В 1252 г. Иннокентий IV разрешил пытать подозреваемых в ереси, с этим инквизиционный процесс получил свою окончательную форму» (Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция, с. 681.) Далее М. Покровский отмечает: «Подобно целибату, инквизиция осуществлялась не сразу. Но раз то и другое принято церковью, она уже не отступала ни от того, ни от другого. Только когда католицизм лишился материальной поддержки светской власти, преследование прекратилось потому, что стало физически невозможным» (Там же, с. 682.)

По мнению советского историка Б. Я. Рамма, инквизиция как трибунал сложилась в период с конца XII в. по 1232 г., когда ее функции были переданы Григорием IX доминиканцам (См.: История средних веков. М., 1966, т. 1, с. 495.) Однако в той же «Истории средних веков», где опубликована работа Б. Я. Рамма, в хронологической таблице (составленной В. Л. Романовой) указано, что «организация инквизиции» имела место в 1209 г. И. А. Энгельгардт в свою очередь высказывает мнение, что инквизиция была «учреждена в эпоху альбигойских войн папой Иннокентием III (П98-1216)» и окончательно оформилась при папе Григории IX (1227-1241) (См.: Советская историческая энциклопедия. М., 1965, т. 6, с. 36.)

По мнению Жана Гиро, вехой возникновения инквизиции являются 1227-1229 гг., когда владения графа Тулузского перешли к французской короне и «устанавливалось сотрудничество церковной и светской властей для поиска и наказания еретиков» (Guiraud J. HistoiredeI'lnquisition..., v. 1, p. 419.)

Американский церковник Шэннон считает, что хотя у инквизиции «нет дня рождения», она ведет свое начало с 1231 г., когда на основе эдикта Григория IX, отлучавшего всех вероотступников от церкви, в Риме были назначены инквизиторы не только с правом расследования, но и суда над еретиками.

Этот разнобой в датировках, по-видимому, объясняется чрезвычайным обилием издававшихся на протяжении XII-XIII вв. всевозможных папских документов, направленных против еретиков и весьма схожих по своему содержанию.

Попытка дать всеобщую историю инквизиции, которая отражала бы все ее этапы и разветвления, была предпринята только одним исследователем, а именно - американцем Генри Чарлзом Ли (1825-1909), но и ему не удалось полностью осуществить свои замыслы: деятельность папской конгрегации инквизиции (священной канцелярии) не была им освещена. Возможно, у исследователя не хватило времени или он отказался от этой темы из-за отсутствия документации или по другим неизвестным нам причинам.

Отсутствие такого раздела в работах Ли и других историков, в частности Жана Гиро (Ж- Гиро называет конгрегацию инквизиции и испанскую инквизицию, учрежденную в 1481 г., инквизициями «нового времени», в отличие от средневековой инквизиции XII-XV вв., исследованию которой посвящен его труд (Guiraud J. HistoiredeI'lnquisition..., v. 1, p. IX).), пытавшихся охватить всю историю инквизиции, на наш взгляд, выгораживает папство от вины за преступления инквизиции, создавая ложное представление, что «св. престол» стоял в стороне от деятельности инквизиционных трибуналов, в то время как он являлся подлинным вдохновителем и организатором инквизиции во вселенском масштабе, меняя на протяжении столетий методы и формы ее деятельности и избирая в различные эпохи различные объекты для преследования.

Другой не менее существенный недостаток, свойственный многим светским историкам инквизиции, заключается в том, что они рассматривают ее только как средневековый институт, защищавший интересы феодальной церкви и феодального строя в целом. Между тем история инквизиции заканчивается в XX в.

Буржуазная и церковная историография бессильны объяснить инквизицию, причины ее появления, различные формы ее деятельности, вскрыть причины ее долговечности. Антиклерикальные историки объявляют инквизицию следствием органической «порочности» католической церкви и свойственного только ей одной духа нетерпимости, игнорируя тот факт, что своих противников с не меньшим ожесточением преследовала протестантская, православная и другие христианские церкви, как и другие религии. Современные церковные защитники инквизиции, хотя и высказывают лицемерное сожаление о ее «крайностях», выдают ее за инструмент «божественного провидения», с помощью которого церковь якобы спасала общество от разложения, а в случае Испании - способствовала будто бы ее национальному сплочению и единству.

 

Образ инквизиции в художественной культуре:

 

Такой, во всех смыслах неопределённый образ святой инквизиции предстаёт перед историками и исследователями различных эпох. И каким бы неприятным он не казался в произведения художников и писателей он становится в разы хуже, и за частую навивает неподдельный ужас и страх.

Такими, например, нам представляет свои гравюрыголландский иллюстратор, гравёр (мастер офорта) и поэт Ян Люйке. Его «яркие» работы передавали самый ужас времён инквизиции. Гравюры«Сожжение в Страсбурге в 1215 г.» и «После казни» наполнены горем и страданием, а так же, несомненным безумием происходящего. Десятки полыхающих костров, агонизирующие тела, люди со страхом и мольбой ожидающие казни и небеса, которые заволакивает дымная пелена, таков образ представлен на первой работе гравёра. Женщины и старики, молодые юноши, никто не избегает злого рока, и за всем этим ужасом наблюдает сам инквизитор верхом на коне, статный, он выделяется на общем фоне тем, что будто не принадлежит этому нечистому миру.На второй гравюре показан страх, привитый инквизицией перед еретиками. После сожжения селянин протыкает недогоревшие тела вилами проверяя, живы ли те, хотя по ранам, нанесённым огнём, можно с уверенностью сказать, что нет.

Не менее страшный сюжет представлен на гравюре 16 века «Аутодафе в Вальядолиде 1559 г.». Огромная толпа: солдаты, священники, простой люд – все наблюдают за сожжением свыше десятка человек. И можно только гадать какие чувства они испытывают, но по поведению некоторых можно увидеть, что это не такое уж большое событие, и есть дела и более важные. Видно как солдаты грузят повозку, а какой-то крестьянин или ремесленник смотрит, что ест его осёл. И именно такое относительно безразличие делает гравюру настолько страшной.

На более современных картинах эту жестокую сторону инквизиции затрагиваю с подавляющей частотой. РаботаАлессандро Маньяско «Допросы в тюрьме» показывают ужас и разнообразие пыток того времени.Наш соотечественник Николай Бессонов тоже отличился в этой теме. Его работы, связанные с пытками и расправами над женщинами обвинёнными в колдовстве и ереси, показывают жестокость в выявлении «настоящих» ведьм.

Но не все художники изображали этот ужас. Так Франциско Гойи на своей картине «Трибунал инквизиции» показывает рутинность и обыденность дел инквизиции. Обвиняемый пытается сопротивляться, но никому до этого нет особого дела, ведь приговор был ясен ещё до начала заседания.

В зависимости от национальности, времени, в котором жил и работал писатель,его личных взглядов и знании истории, в произведениях различных авторов образ инквизиции отличается, хотя их всех объединяет негативное отношение к церковному мракобесию и инквизиции как его апогею.

Одним из самых известных романов, относящихся к этой теме, является «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. В романе описывается судебный процесс и казнь главной героини – Эсмеральды. В процессе участвовали и светские, и духовные судьи. Это довольно редкое явление. Так как она обвинялась в убийстве, ее судил светский суд, но при этом ей были предъявлены обвинения и в колдовстве, что в то время было не редкостью. Автор правдоподобно описал судебный процесс и пытку, которой была подвергнута главная героиня. Под пыткой у нее были добыты признания в убийстве, колдовстве, участии в шабашах. Это стандартные обвинения для 15 века. В 16 – 17 веках у подсудимых добивались еще признания в ночных полетах по небу и в сожительстве с дьяволом. Время, описываемое в романе, ‒ конец 15 века. Суды над «колдунами и колдуньями» еще не приобрели размаха. Своего апогея они достигнут в 16 – 17 вв. В описании процесса казни автор отошел от исторических реалий. Обвиняемых в колдовстве, как правило, сжигали на кострах. Повешенье довольно редко использовалось.

Еще одним произведением, в котором красочно изображена инквизиция, является роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Это произведение представляет синтез плутовского романа, фольклорно-эпического и романтического повествования. Но, несмотря на это в нем затронута серьезная проблема – национальная борьба Фландрии за независимость от Испании. Поэтому в этом романе инквизиция рассматривается как одно из карательных орудий в руках испанских властей. В романе описываются реальные исторические события, карательные экспедиции герцога Альбы, зверства инквизиции. Но помимо борьбы с протестантами, инквизиция борется с колдовством и еретичеством. Так, сам герой Тиль Уленшпигель был обвинен в ереси и вынужден был отправиться в Рим, чтобы получить от Римского папы отпущение грехов.Это, конечно, не соответствует реальности. Сын простого угольщика никак не мог получить от Римского Папы отпущения грехов.В романе автор изображает, как по доносу был арестован и сожжен на костре отец главного героя Клаас. Так же в романе описываются пытки, которым подвергались обвиняемые, а так же испытание водой ведьмы.В романе переплетаются как и реальные факты, так и значительная доля авторского вымысла.

Произведение Олдоса Хаксли «Луденские бесы» является не романом, а историческими хрониками. Автор описывает Францию первой половины XVII века. Это время является периодом расцвета деятельности инквизиции. Хаксли описывает непростые взаимоотношения среди священнослужителей, интриги, судебные процессы. В этой напряженной атмосфере преследованиям подвергались и сами священнослужители. В произведении подробно описываются процедуры экзорцизма, то есть изгнания вселившегося в человека дьявола. По мнению автора, часть обвинений в колдовстве была вызвана психическими заболеваниями, например, массовое сексуальное помешательство монахинь, описываемое в произведении.

Райдер Хаггард в своих исторических романах не объективен. Он красочно изобразил бесчинства инквизиции в своих произведениях «Дочь Монтесумы» и «Прекрасная Маргарет». Но согласно Хаггарду, инквизиция была присуща Испании, а в Англии ничего подобного не было, но это не соответствует историческим реалиям. В романах Хаггарда прослеживается негативное отношение к Испании, и инквизиция лишь художественное средство, чтобы показать неприязнь автора к Испании.

 

Образ инквизиции в кинематографии:

 

В кино образ инквизицииещё более не однозначен. Так в кино картине «Черная смерть»псы инквизиции, посланные епископом поймать колдуна, показаны с весьма неопределённой стороны. Жестокие, сильно побитые жизнью, но всё же не лишённые сострадания. Действия фильма происходят в Англии 1348 года. Бубонная чума бушует в мире и народ обвиняет нечистого в этой напасти. Охота на ведьм цветёт и блещет. И инквизиционныйотряд вместе с юным Осмундом, монахом вызвавшимся проводить рыцарей святого ордена к деревне колдуна, натыкаются на типичную сцены расправы над ведьмой. Молодую девушку привязывают к столбу и готовят к сожжению. Осмундбросается на помощь девушке, пытается узнать в чём её вина. Как оказалось девушку обвиняют в том, что она отравила воду в колодце, когда она только хотела его освятить. Правда это или нет, узнать невозможно. Тогда Ульрик, глава отряда, освобождает девушку, отводит в сторону и одним быстрым ударом клинка лишает жизни. Позже он объясняет Осмунду, что даже отпусти он её, люди всё равно поймают её и расправятся, потому что их приговор уже вынесен, и он лишь лишил девушку мучений.

Так же в картине показан страх святой власти потерять свою силу. Узнав, что на болотах есть деревня, которую мор обходит стороной, они не говорят о чуде, а посылаю отряд разобраться с еретиками, ведь чума, это божья кара за грехи людские, а раз эту деревень кара не затронула, значит её украл сам дьявол и его необходимо искоренить.

В этом фильме к самим исполнителям божьей воли мы не почувствуем явной ненавистиздесь злодейских черт больше у колдуньи, затуманившей головы деревенских жителей, а так же у священной власти, которая решила уничтожить то, что не укладывалось в их картину мира.

Но в других фильмах инквизиторы и их псы ведут себя менее достойно. Например в кинофильме «Великий инквизитор» два ведьмолова, Мэтью Хопкинс и Стерн, направлены расследовать информацию о том, что один пастор замечен в связи с нечистью. Пастора жестоко пытают и тогда его дочь, Сара, молит пощадить отца в обмен на то, что она сознается колдовстве. «Святые» служители бога насилуют девушку и казнят её отца. Любимый девушки пытается отомстить, но его ловят и на его глазах пытают Сару, заставляя сознаться в ведьмовстве. Такой образ инквизиторов представляет режиссёр Майкл Ривз.

Как ни странно, такой образ инквизиции распространён больше всего. Фильмы «Колодец и маятник» и «Молот ведьм» доказывают это.

И в экранизированной версии книги Умберто Эко «Имя розы» инквизиция, в лице Бернарда Ги, представлена какжестокая, не терпящая прекословства, сила. Сила внушающая как страх, так и уважение, ведь каким бы сложным и запутанным не было дело, все знали, что святая инквизиция обязательно докопается до правды. Именно этим заслужил уважение другой персонаж фильма, Вингельм Баскервилький. Рассудительный, умный, понимающий бывший инквизитор Вингельм обладал хорошими дедуктивными навыками и является лицом той инквизиции, которая задумывалась. К сожалению, в отличие от Ги, Вингельм вымышленныйперсонаж. Позже в картине монахи отвернулись от него, посчитав что он пал во власть гордыни собственного ума, и обратились за помощью к Бернарду. Вингельм в фильме произносит хорошую фразу: «каждый, кто оспорит приговор инквизитора, повинен в ереси», - таковым правилом пользуется и Бернард, когда Вингельм оспаривает его приговор и оказывается прав, инквизитор объявляетего убийцей. К счастью, Вингельм остаётся жив, а Бернард, сброшенный толпой с обрыва, умирает. Вроде бы хеппи энд, и настоящий убийца наказан и плохой инквизитор пал, но в истории такое случалось единичное число раз. Хотелось бы отметить, что фактически именно Бернард Ги стал родоначальником той ужасной инквизиции, которую боялись многие века. Ярый католик который, по некоторым данным, самолично отправил на костёр свыше шестисот живых человек, а также несколько сотен мертвых, которых он посчитал еретиками уже после смерти. Именно ему некоторые историки присваивают такие слова: «Лучше отправить на тот свет десять добрых католиков, чем дать уйти от правосудия хоть одному еретику».

Как ни странно, Бернард Ги был неплохим психологом. Его труд«Наставления инквизиторам», просто идеальный пример зомбификации сознания. Каждая строка пропитана ненавистью к инакомыслящим еретикам «обоих полов» и призывами к исправлению их ошибочных мнений, а как это делать Ги описывает в, так сказать, пыточном кодексе, где по его непосредственным руководством подробно описано проведение каждого акта дознания.

 

Заключение:

 

Хоть образы инквизиции, преподносимые нам художниками, писателями и режиссёры, очень живописны, зачастую они отображают лишь интересующею их авторов картину мира. Несомненно, время инквизиции наполнено мраком, болью и страхом, хоть изначально она и имела благочестивые цели, но, как полагается, люди сами извратили её суть. Страх перед бедствиями обычных людей, фанатичное безумие инквизиторов подобных Ги и долгое время тёмных веков, сделали своё дело и Святой трибунал инквизиции превратился в пляску огня и смерти, прокатившуюся про векам.

 

Используемые источники:

Луис Парамо«О происхождении и развитии святой инквизиции»;LeManueldesInquisiteurs, a 1'usage desInquisitionsd'EspagneetdePortugal. Lisbonne, DCCLXII;Marini M. Galileo e L'Inquisizione. Memoriestorico-critichedirettealiaRomanaAccademia di Archeologia. Roma, 1850; EncyclopediaBritanica. Chicago, 1946; Douais С. L'Inquisition, sesorigins, saprocedure;Советская историческая энциклопедия; Walsh W. Th. PersonajesdelaInquisicion; Пискорский В. Инквизиция.- Энциклопедический словарь Брок­гауза и Эфрона;Лозинский С. Г. Святая инквизиция;Longone R. Quandoardevano i roghidelaInquisizione. VieNuove;Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция;«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго;Шарльде Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле»;ОлдосХаксли «Луденские бесы»; кинофильмы: «Великий инквизитор», «Черная смерть», «Имя розы» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: