Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
С самого момента рождения влияния генов и среды тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь между наследуемыми характеристиками (генотипом) ребенка и средой, в которой он воспитывается. Генотип ребенка и его среда — это не просто два источника влияния, которые суммируются для того, чтобы сформировать его личность. Каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, и именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности.
Следовательно, помимо того, что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду формирует. В частности, среда становится функцией личности ребенка благодаря трем типам взаимодействия:
1) Реактивное взаимодействие —происходит в течение всей жизни. Его суть заключается в действиях или переживаниях человека в ответ на воздействия внешней среды. Эти действия зависят как от генотипа, так и от условий воспитания.
2) Вызванное взаимодействие —происходит, так же как и реактивное, в течение всей жизни.Личность каждого индивида вызывает у других людей свои особые реакции. По этой причине нельзя полагать, что наблюдаемая взаимосвязь между особенностями воспитания ребенка родителями и складом его личности является простой причинно-следственной связью. В действительности личность ребенка формирует родительский стиль воспитания, который, в свою очередь, оказывает дальнейшее влияние на личность ребенка.
|
3) Проактивное взаимодействие — это процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности.
Относительная важность рассмотренных типов взаимодействия личности и окружения меняется в процессе развития. Связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически полностью ограничен домашней средой. Когда ребенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь ослабевает, а влияние проактивного взаимодействия возрастает, хотя реактивное и вызванное взаимодействия, как отмечалось, сохраняют свою важность в течение всей жизни.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса – индивидуализации.
|
Процесс социализации,аследовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто можно встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни.
Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.
В психологии принято подразделять социализацию напервичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.
Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
|
Э. Дюркгейм, рассматривая социальную сущность человека, уделял внимание в первую очередь взаимодействию между индивидами. По его мнению, именно в процессе взаимодействия формируется личность. Общество как организованная совокупность индивидов также построено на взаимодействии – межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и пр. Таким образом, общество – совокупность взаимодействий индивидов.Развитие общества с точки зрения социальных фактов конструируется самим человеком и обществом в целом.Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал любые социальные образования: язык, письменность, юридические и моральные нормы, традиции и обычаи. Социальным фактом он признавал всякий образ действия, способный оказывать на индивида давление и имеющий свое собственное существование, не зависимое от его проявлений. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него.
Э. Дюркгейм выделял следующие особенности социального факта:
1) тотальность социального факта, которая выражается в стирании границ между общественным и индивидуальным;
2) глобальность, которая предполагает единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер;
3) сопричастность – понимание человеком любого события, произошедшего с ним, как части общей социальной истории.
Социальное принуждение является механизмом совместной регуляции поведения людей в обществе, что является первоначальной формой социального поведения. Координируя свое поведение в рамках норм и правил общества, человек рассчитывает, что другие люди будут поступать также и в ответ на свое поведение он получит адекватную реакцию.
Таким образом, человек, чтобы быть принятым обществом, чтобы чувствовать себя причастным к социальному «мы», ограничивает свою индивидуальность. Тем самым человек становится социальным индивидом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расхождения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности и других вопросов.
Понятие «социальная ситуация развития», которую ввелЛ. С. Выготский, рассматривая развитие личности включает три аспекта:
1) содержание социальной ситуации является необходимым условием для развития личности и предполагает зависимость от возраста. Человек формирует определенные представления о себе именно в процессе взаимодействия между людьми. Для того чтобы адекватно понимать себя самого, необходимо понимать окружающих людей и через призму мнения других людей можно сформировать реальное самосознание, самопонимание;
2) социальная среда может выступать в функциональном плане как фактор психического и личного развития личности. Л. С. Выготский также рассматривает биологический фактор формирования человека, отмечая, что социальная среда не является чем-то «внешнеданным», но она подразумевает и самого человека как часть социума. Важное значение имеет не столько влияние среды на человека, сколько взаимодействие человека со средой. Социальная среда не просто обеспечивает развитие человека, но и контролирует, чтобы это развитие протекало согласно определенным законам, нормам и правилам, существующим в данном обществе;
3) социальная среда формирует определенные возможности и способности у человека, благодаря которым человек переформировывает социальную среду, и тем самым конструирует новую социальную среду.
Таким образом, личность представляет собой социальный конструкт,объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического, общественно-экономического развития, в определенной стране с ее национальным и классовым составом.Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования, воздействием общества, его влиянием.Через некие социальные факты взрослые научают ребенка быть человеком, социальным существом. Т.е. личность есть социальная надстройка над биологическим существом человека.Какими бы потребностями и инстинктами ни обладал индивид от рождения, они выступают лишь как предпосылки его развития, т.к. внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
Однако социально-психологические проблемы остаются в нашей науке наименее разработанными, наиболее засоренными концепциями и методами, почерпнутыми из зарубежных исследований.
При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности – это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.