Теория предельной полезности (маржинализм)




стоимость товар цена маржинализм

В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара:

подход основан на использовании трудовой теории стоимости;

подход основан на использовании теории предельной полезности (маржинальная теория);

подход Альфреда Маршалла.

Рассмотрим подход, основанный на использовании теории предельной полезности (маржинальная теория).

Теория предельной полезности или предельных издержек - концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У.С. Джевонсом. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г.Г Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер (1851-1926).

Представители этого направления пытались преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не дававшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Такой поворот от господствовавшей до этого времени в классической и марксистской научных школах «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе название маржиналистской революции, или маржинализма (от франц. marginal - предельный).

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу термина «эконом икс».

Оперируя исключительно предельными величинами, маржиналисты считали, что стоимость товара не зависит от количества затраченного на его производство труда, а определяется полезностью последней имеющейся единицы данного товара (предельной полезностью). На основе теории предельной полезности была создана теория поведения потребителя, исходящая из следующих предпосылок.

Во-первых, потребитель всегда ведет себя рационально и стремится извлечь максимум полезности для себя. Во-вторых, доходы всех потребителей ограничены. Каждый потребитель полезность товара оценивает по-разному, на основании чего формируются потребительские предпочтения. При этом каждая дополнительная единица однотипного товара будет приносить все меньшую пользу потребителю. На основании этого явления маржиналистами был сформулирован закон убывающей предельной полезности.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической оказалось изучение поведения отдельных предприятий или фирм, максимизирующих свою прибыль, и отдельного потребителя, который в своем экономическом поведении руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход к экономическим исследованиям получил название микроэкономического.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: