КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Меркурьева О.Б.




Меркурьева О.Б.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Добрянский детский сад №21»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы - разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).

 

v Признаки правильной осанки:

Ø Плечи развёрнуты и отведены назад;

Ø Лопатки не выпирают;

Ø Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

Ø Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

Ø Голова держится прямо;

Ø Спина ровная;

Ø Походка лёгкая;

Ø Фигура стройная.

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:

Ø Ухудшается работа сердца;

Ø Желудочно-кишечного тракта;

Ø Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;

Ø Снижается обмен веществ;

Ø Развивается головная боль;

Ø Повышается утомляемость;

Ø Снижается аппетит;

Ø Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.

Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.

 

v Как определить осанку ребенка?

Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним, предложить рассказать короткое стихотворение для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки; симметричны ли надплечья.

 

v На формирование правильной осанки влияют множественные факторы:

- наследственность;

- правильные физические нагрузки;

- организацию двигательной деятельности ребёнка;

- правильное питание:

- режим дня;

- организация развивающей среды и т.д.

Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их.

На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

 

v Причины нарушения осанки:

Ø Чрезмерные физические нагрузки;

Ø Поднятие тяжестей;

Ø Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

Ø Нарушение витаминного обмена;

Ø Неправильная посадка ребёнка за столом;

Ø Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

Ø Наследственная предрасположенность.

 

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки.

v Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

 

1.Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5—2 часа, а ночью 10—11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами.

В этом положении смешаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной
полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки — плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник зависает между ними. Связочно - мышечный аппарат перерастягивается. Лучше всего, если ребенок спит на спине.

3. Не придерживать ребенка при ходьбе за одну и ту же руку. Плохая привычка многих ребят – смотреть при ходьбе себе под ноги или, наоборот, глядеть вверх. Смотреть надо перед собой. Туловище держать прямо, без напряжения. Следить, чтобы стопы ставили параллельно.

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости. Нужно избавляться от привычки стоять с опорой на одну и туже ногу.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

 

v Правильная посадка ребёнка за столом:

Ø Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Ø Если ребёнок пишет или рисует, то появляется ещё одна точка опоры – предплечья рук;

Ø Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Ø Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ø Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Ø Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё + 2 см;

Ø Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

(Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед.)

 

v Как правильно подобрать мебель для ребёнка?

Ø Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Ø Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Ø Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Ø Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Ø Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Ø Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см.

 

v Что значит сидеть для дошкольника?

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

 

v Что значит стоять для дошкольника?

Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.

 

 

Ø Комплекс упражнений, для выработки правильной осанки.

 

Правильное положение тела входит в привычку посредством постоянного и многократного его повторения. Поэтому, деткам необходимо включить в его обычный образ жизни каждодневную гимнастику:

 

1) Перед зеркалом: ребёнок то нарушает, то исправляет осанку, тренируя, таким образом, мышцы.

2) Возле стены (двери): прислонятся к стене пятью точками (пятки, икры, ягодицы, лопатки, затылок) и делает разные движения – приседания, отведение рук и ног в стороны, напрягая мышцы по 3-6 секунд.

3) С предметами на голове. Положить на темень ближе ко лбу любой предмет (книжки, подушечки, кубики) и сделать с этим предметом несколько упражнений – походить, поприседать, походить на носках и на коленках, разводить руки в стороны, и при этом постоянно необходимо удерживать предмет на голове. Таким образом, хорошо вырабатывается рефлекс правильной осанки, напрягаются и расслабляются разные группы мышц.

4) Упражнения на равновесие. Стойка на одной ноге, ходьба по бревну. Эти все упражнения способствуют развитию мышц шеи и спины, выработке правильному положению тела. Также к этой гимнастике необходимо добавить упражнения на профилактику плоскостопия, т.к. оно может привести к нарушению опорной функции ног, что повлечёт за собой изменение положения позвоночника.

5) Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали.

Положение с поднятой головой увеличивает общий тонус мыши, улучшает кровообращение в головном мозгу.

Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой).

 

ØИгровые упражнения на формирование навыка правильной осанки

«Большие – маленькие»

У стены без плинтуса дети принимают правильное положение тела: при положении стоя, прижаться к стене пятью точками своего тела (головой, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками).

Скользя по стене тыльной стороной кистей рук, дети поднимают руки вверх и встают на носки: «выросли большие» — затем медленно приседают, не отрываясь от стены, и опускают руки вниз: «стали маленькие».

«Пружинка»

Стать лицом к стене на расстоянии шага, упереться руками о стену. Наклониться, сделать несколько пружинящих движений верхней частью туловища, выпрямится. Повторить несколько раз.

 

«Лестница»

Лечь на спину на гимнастический коврик, согнутыми ногами опереться о стену и «шагать» по стене вверх до полного выпрямления ног, затем «прошагать» вниз.В верхней точке можно задержаться на 3-5 с.

«Танец здоровья»

Стоя спиной у стены, подняться на носочки и танцевать под ритмичную музыку, поочередно поднимая и опуская ноги с носка на пятку.

«Ласточка»

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад, руки в стороны и замереть

 

Ø Игры на формирование правильной осанки

Игры для формирования хорошей осанки выполняют в положении лежа, стоя, а также на четвереньках. Для занятий рекомендуется подбирать игры, воздействующие на различные группы мышц и выполняемые из различных исходных положений. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на одну группу мышц. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

1. Игра "Меткий бросок".

Цель: укрепление мышц плечевого пояса, формирование правильной осанки, развитие глазомера. Рекомендуемый возраст 3-7 лет.

На расстоянии 2м ставиться корзина или коробка (корзину лучше повесить чуть выше головы). Игроки по очереди подходят к корзине и бросают мяч в цель. Бросок совершают двумя руками из-за головы. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

2. Игра "Дерево".

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст - 3-4 года. Предложите малышу помочь семечку превратить в большое крепкое дерево. Для этого, сидя на корточках, обхватывает руками колени, прячет в них голову. Ведущий говорит: "Упало семечко осенью в землю, перезимовало там, а с первыми весенними лучами проклюнулось и потянулось к солнцу". После этих слов малыш медленно поднимается на ноги, выпрямляет туловище и выпрямляет руки вверх. Полностью распрямившись, ребенок напрягает тело и тянется как можно выше. Повторить 5-6 раз.

3. Игра "Передай мячик"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 3-5 лет. Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Дети садятся на скамейку и принимают исходное положение: спина прямая, плечи разведены, руки согнуты в локтях. Сохраняя такое положение рук и прямую спину, дети передают мяч из одного конца ряда в другой. Проигравшим становится тот, кто либо уронит мяч, либо изменит исходное положение.

4. Игра "Щука"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки. Рекомендуемый возраст 3-6 лет. Участвует от 2 до 10 человек. Один игрок изображает щуку. Он должен охотиться на остальных - "мальков". Щука бегает за другими рыбками. Если она ловит малька, коснувшись его рукой - он сам становится щукой. Для того чтобы спастись от такой участи у ребенка только один выход: в тот момент, когда приближается щука, спрятаться в "домике" - встать прямо, вытянувшись, ноги вместе, руки подняты вверх, ладони сложены.

5. Игра: "Серсо"

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие координации движений, ловкости, глазомера. Рекомендуемый возраст 5-7 лет. Одному игроку дается кольцо, другому палка. Участники встают на расстояние 2-3 метра друг от друга. Игрок с кольцами бросает их в сторону другого игрока, а тому нужно поймать их на палку. Когда игра будет усвоена, расстояние между игроками можно увеличить до 4 метров. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся кольца. Итоги подводятся по количеству пойманных колец, потом игроки меняются местами.

6. Игра "Самолетик"

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Рекомендуемый возраст 3-5 лет. Ребенок наклоняется вперед, разводя руки в стороны, изображая самолет. Взрослый кладет ему на спину небольшую мягкую игрушку и предлагает доставить ее в аэропорт. Если играют много детей, то можно устроить состязание, кто "долетит" быстрее. Главное, чтобы игрушки не упали со спины. Во время выполнения задания, необходимо следить за тем, что бы голова ребенка была приподнята, а спина оставалась прямой.

7. Игра «Аисты и вороны»

Цель: учить сохранять статичную позу с закрытыми глазами, развивать чувство равновесия. Рекомендуемый возраст 4-7 лет. Оборудование: не требуется. Ребенок принимает исходное положение, стоя прямо, руки в стороны, спина прямая, плечи слегка отведены назад, глаза закрыты. «Это аисты спят у себя в гнёздах». По команде «Ночь!» дети летают с прямой спиной, широко и плавно размахивая руками («крыльями») в разных направлениях, облетая свои «гнезда» (обручи). По команде «Аисты, домой!» — летят в «гнезда» и принимают исходное положение (взрослый или водящий наблюдает за их осанкой). Дети, которые не приняли правильную осанку, превращаются в «ворон», но продолжают играть, чтобы снова превратиться в «аистов».

ПОМНИТЕ!

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки.

Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой и ровной спиной.

Да, за этим всем следить сложно, на это все уходит время. Но зато ребёнок вырастет здоровым.

Повторять фразу «Сядь ровно!» вам придётся очень и очень часто. Успехов в воспитании и развитии Вашего ребёнка

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05df/000ceaa6-5ead9af2/hello_html_m6da35995.jpg

2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-formirovanie-pravilnoi-osanki.html

3. https://yandex.ru/images/search?text=консультация%20для%20родителей%20Формирование%20навыка%2

4. https://ciur.ru/izh_dou/izh_ds11/DocLib11/Охрана%20здоровья%20воспианников/Консультация%20для

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: