Гроф. С «Приключения в самопознании.»




 

Выпуск подготовлен Отделом научного коммунизма ИНИОН АН СССР

Ответственный редактор выпуска – кандидат философских наук В.Е.ЕРМОЛАЕВА

Предисловие и перевод Ж.А.ДРОГАЛИНОЙ

ИНИОН АН СССР выражает глубокую признательность С.ГРОФУ за предоставление права опубликования его работ в переводе на русский язык

В 1988 г. Станислав Гроф опубликовал СВОЮ книгу «Приключения в самопознании», которая препставляет собой действующую модель психики человека, основанную на тридцатилетнем опыте изучения необычных состояний сознания. Эта модель позволяет понять и оценить такие проявления экзистенциального опыта, как шаманизм, мистицизм, психоделические состояния, спонтанно возникающие визионерские (духовидческие) переживания и психотические состояния. Разрабатываемая С. Грофом модель также помогает понять и объяснить динамику (механизмы) эмпирических методов психотерапии и различные манифестации социополитического характера, такие, как войны и революции.

Эта книга, по мнению издателей, могла бы иметь и другое название – 'Без лекарств", так как во второй ее" части подробно описываются принципы и метод нефармако—, логического воздействия, разработанный автором вместе с его женой Кристиной Гроф. Книга состоит из трех частей.

Первая часть "Размерности сознания и новая картография психики" рассматривает такие темы, как сенсорный барьер и уровень биографических воспоминаний; процесс рождения и смерти^ буквально "Встречу с Рождением и Смертью"), связанный с динамикой перинатальных матpèö(1); трансперсональные размерности психики в пределах и за пределами принятых границ пространства-времени; в этом же разделе автор касается физической интроверсии и, сужения сознания; здесь же он также рассматривает явления психоидного (psychoid) характера, связанные я с особенностями внутрипсихических событий отдельного человека, и со специфическими изменениями в мире принятой физической реальности. С.Гроф подчеркивает, что эти явле< ния относятся к "сумеречной зоне между сознанием и материей', м термин psychoid отражает его «гибридность» (с. 148). Карп Густав Юнг употреблял его для характеристики связи некоторых свойств архетипов и синхроннотических событий внутреннего (психического) и внешнего (материального) 'мира. Завершается эта часть книги выводом, что трансперсональный опыт бросает вызов существующим философским подходам к пониманию мира и человека.

Во второй части "Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутренних пространств" рассматриваются принципы холотропной терапии, механизмы терапевтического воздействия и трансформации личности, потенциальные возможности и цели эмпирических методов углубленного самопознания.

Третья часть "Приложение А; Психоделики в процессе самопознания и психотерапии" содержит описание психоделических растений и веществ, их ритуального и терапевтического использования, рассмотрение принципов психоделической терапии; "Приложение Б; Таблица основных перинетальных матриц", характеризуемых относительно психопатологических синдромов, активности эрогенных зон, воспоминаний постнатальной жизни, феноменологии сеансов ЛСД— терапии, а также стадий процесса рождения.

Первая часть книги, особенно разделы, связанные с динамикой перинатальных матриц, уже известна в нашей

Все термины объясняются в тексте в процессе изложения. – Прим. реф.

страна по другим киигам С.Гроф ^, а также благодаря его ликцик, прочитанной i3 апреле 198'.) r, в НИИпснхкит— рин н.м. п.Б.Гачнушкино.

Наибольший пцгерос продстаиляет вторая часть, где описываются принципы и метод холотрошюЙ терапии. Этот интерес усилен практическими занятиями, которые С.Горф пропел в Моские оо время споего цизига. Нот смысла пересказывать эту часть книги, pamio кпк и все остальные, поскольку он прекрасно изложил цсо сам «соотцегствующих мптерналах^, которые оставил здесь, [юэтому естествеи-т по ll]X'^^ul•l•a:^í•^•k слооо ему самому ц переводе на русский язык, что С.Гори}) и разрешил, и одобрил.

ПСИХОДЕЛИЧ^СКАЯ ТЕРАПИЯ

и халопомичкскля ИНТЕГРАЦИЯ:

ИМПЛИКАЦИИ СОВРЕМЕН НЫХ ИССЛ ЕДОВЛИИЙ СОЗНАНИЯ В ТРАНСИЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Настоящая публикация опирается на опыт триццатилет— него изучения терапевтических возможностей измененных состояний сознания, индуцированных психоделическими срад" ствами и другими, нефармакологическими, воздействиями.

Первые десять лет проводилась клиническая работа с психоделиками, последующие два десятилетия изучалось раздичиые альтернативные варианты сильных нефарм^кологических воздействий.

Realms of the Unconscious: Observations irom LSD Research. New York: E.P.Dutlon, 1976, 257 p. Вякните подробно рассматривается Konn"ti" туальный подход и дается классификация перипагального опыта (динамика перинатальных матоиц). – Прим. реф.

2)

^Principles of Holotropic Therapy. (Manuscript) Psychedelic Therope and Holonomic In-. t-egration. Berlin: Express Edition, 1987. 25 p.


В частности, последние десять лет вместе с моей женой Кристиной я занимался разработкой техники, получившей название холономической интеграции, или холотропной те ра п и и. Она включает управляемое дыхание, п ровоцирующую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, направленную на работу с телом, рисование мандал. Пользуясь этой техникой, можно без помощи фар-

макологических средств усиливать весь спектр переживаний,. характерных для психоделических сеансов.

В исследовательских программах с применением психо— делических средств участвовали люди, принадлежащие различным категориям – от "обычных волонтеров" и пациентов психиатрических клиник до отдельных участников, ср&~ ди которых встречались раковые больные.

В группе тех, кто не относился к категории "пациентов", былк психиатры-клиницисты и психологи, ученые, ху— дожннкн,философы, теологи, студенты, сестры психиатрических больниц. Пациенты с эмоциональными расстройствами принадлежали к различным диагностическим категориям; они включали психоневротиков, алкоголиков, наркомадов, лиц с сексопатологией, с психосоматическими расстройст— вами, пограничных больных и шизофреников.

Два основных подхода, которые были использованы в этой работе, подробно описаны в наших публикациях (4,5). На ранних этапах работы в первые годы моих психоделическах исследований в Научно-исследовательском центре психиатрии в Праге (Чехословакия) я опирался на психопитическиЙ подход. Лечебная модальность включала серию от 15 до 100 ЛСД-сесскй (при средней дозировке 50. 200 мг), 'проводившихся в рамках психоаналитически ориентированной психотерапии.

После 1967 г., работая уже в США, я пользовался методом психоделического лечения; этот подход ограничивает количество сеансов, но увеличивает дозу препарата (300—500 мгТ. Здесь в отличие от пенхолитической терапии (сосрадоточеиной. на последовательном анализе раэлич—

'ных уровней индивидуального бессознательного) основная '' задача состоит в том, чтобы усилить интенсивные.транс— ^{!ОР.миЈ^ющие_переживання трансцендентального характера, для чего увеличиваются дозы препарата, используется стереофоническая музыка высокого качества звучания, а самн сеансы ориентированы полностью на внутренние переживания. Настоящая публикация содержит информацию, по— лученную на материале 3 тыс. псчходолических сеансов, ' проведенных мною, и 2 тыс. протоколов сеансов, проведенных моими коллегами в Чехословакии и США. •. '••

Свою психотерапевтичискую работу с ЛСД я начинал как убежденный фрейдист, преисполненный энтузиазма по. поводу кажущейся объяснительной моиш психоанализа, но ': разочарованный и озадаченный его терапевтической неэффективностью. Побудительным мотивом iv началу исследований послужила конфронтация с моим собственным бессоз-. нательным, когда я участвовал как волонтер в программе клинических ЛСД-исследований. В результате я пришел к выводу, что применение ЛСД в качестве катализатора позволяет.ускорить, усилить и углубить терапевтический про— • цесс, способствуя преодолению болезненного разрыва между теорией и практикой фрейдистского психоанализа.

Однако, приступив к использованию ЛСД в качестве терапевтического инструмента, я с очевидностью обнаружил, что не только практика, но и сама теория психоан^— • лиза нуждается в решительном (коренном) изменении. Без какого—либо программирования и даже против моей воли пациенты выходили за рамки биографических областей и касались таких сфер психики, которые не обозначены в. психоанализе и академической психиатрии. Более того, основные терапевтические изменения происходили не в контекс_те работы с травматическими событиями периода детства^ а в последующих мощных трансбиографических переживаниях, которые традиционная психиатрия предпочитает рассматривать как симптомы психических заболеваний и которые • она пытается подавлять всеми возможными средствами.

Поскольку проводимое исследование связано с использованием препарата, оказывающего мощное воздействие на


.состояние сознания, ыюлис остостиешю 1юоникаот гюирос о том, по какоЛ степени его пркмоиение в к^>ч1"ствр источника данных для разроботкн псяхолотческоМ теории оковывается пр^вомерш^м. CjK^iH профосспонало» прс^оОдода-ча тенденция рпссматрциать ЛСД-сос-тояння как "токсический^ психоз", а порожитешия, нндуц11):юоаи11ыс этим пропоротом,ычк х.11мнчоскую^1'111тасмдгор1ЧО, которая не имеет ничего общего с poa.'ibHUM фунюнюнирооппиом сознания н го^^адо более естественных обстоятсл^-твах. Однако систематические клинические исс-чодопания -naKaa^AU, что ЛСД и аналогнчные ому психоделики можно;:йссмат^)И1>ать как носпоцифическио усилите^чи ментального iipt^uecca. Их ро^д^псткис но солдаст наблюдаемые переживания, а лишь актииизируег глубинные уровни ^ессознате.чъного и делает содержание этих уровней доступным win соанатольной о^^^отки. Поэтому наблюдения, характерные для этих сеансоо, обоснован 1Ю значимы для понимания психики челоиека.

Мы сумели подтвердить этот выпоя в нашей работе, используя метод холотропной терян ни, с помощью которого оказалось иоэможиым облегчать явления (часто неотличимые от психодслических состоянии), не прибегая к фармакологическим средствам, а лишь изменяя частоту дыхания в сочетании с соответствующей музыкой и определенной техникой работы с телом, о которой я расскажу позже. Если явления, описанные в этом сообщении, могут быть вызваны столь физиологическим способом, как гипервентнляция, то в первую очередь это говорит о том, что они отражают свойства, присущие нашей психике»

^Принципы xoAOTpotiiioi" терапии исключительно просты Клиенту предлагается принять удобную позу (например, сесть, облокотясь), закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании и физических ощущениях, начав дышать несколько сильнее и чаще относительно придычного ритма дыхания.

Предварительно участник сеанса проходит психологи— ческую поцготовку, состоящую в том, что ему разъясняется н о_об ходимость поддержания аналитической актидностя и процессе сеанса, принятия любых пере/кивании с полным

доверием и без каких-либо оценок. Для этого рекомендуетесь также воздерживаться от применения техники отреагирования или каких-либо других пс.1ыток вмешательства и. воздействия на возникающие переживания. Основное отношение должно быть аналогично тому, которое рекомендует— ся и некоторых практиках буддистской медитации – просто наблюдать иележивания, регистрировать их и не удерживать: дать им уйти.

Ч ерез некоторое время после начала сеанса, длительность которого для разных людей различна, человек начи—.нает^ ^испытывать сильные эмоциональные переживания и развивает стереотипные паттерны мышечной защиты. По мере продолжения дыхания эмоциональное и физическое напряжение нарастают до момента спонтанного расслабления и разрешения. Как правило, физические напряжения наблюдаются в тех областях тела, куда индийская система Кун— далини йоги помещает центры психической энергии, или _чакры._

Эти напряжения проявляются в форме опоясывающих давлений или даже болей в голове или глазах, сдавливания горла и сжатия челюстей, тесноты в. груди, сдавливания живота и нижней части тела. Постоянно наблюдаются лопутно возникающие напряжения в руках и ногах, в кисуях и ступнях, шве, плечах, пояснице. Это, конечно, конспект^ивный вариант изложения. В практической работе участники сеансов демонстрируют не весь указанный спектр, & индивидуальные паттерны распространения (распределения) напряжений, в которых одни области напряжены очень сильно, а другие остаются вне этих паттернов.

В традиционной психиатрии, находящейся под влиянием врачебной (медицинской) модели, реакция на гипервентиляцию, в частности нйвестный "даркопедольный спазм" – сокращения мышц рук и ног, – рассматривается как принудительная физиологическая реакция на быстрое, интенсивное дыхание и определяется как "синдром гипервентиляции". Он ас^-оциируется с аурой тревоги и в обычной практике снимается транквилизаторами, внутривенными вливаниями кальция, закрыванивм лииа бумажным пакетом, ес-


ли воэннкаег непроиэвольныЯ приступ у неаротических и особенно истерических больных. " Использование гипервентиляции для терапии и самоанализа опровергает традиционный подход. Во всех груп'пах, с которыми нам приходилось работать, всегда находились люди, которые реагировали на гипервентиляцию ' прогрессирующей релаксацией, ощущением расширения (вы~ ji.OJaa^3a^UJjiBbi4Hbie пределы) 'и визуализацией света неве-1 роятноЙ красоты. Они заканчивали сеанс глубоким траноцендентальным переживанием космического ед1тства. Для. тех, у кого воэникяли физические напряжения и тяжелые эмоции, продолжение ускоренного дыхания оканчивалось вполне характерным (типичным) состоянием разрешения, которое сменялось глубокой релаксацией, умиротворенностью н безмятежностью.—~"—~—

Довольно часто сеанс завершался глубоким мистическим состоянием, которое может оказывать длительное благотворное воздействие и иметь большое значение для _того, кто его пережил.

Парадоксально, но рутинное, репрессивное отношение традиционной психиатрии к спонтанной гипервентиляции препятствует потенциально терапевтическому процессу у пациентов-невротиков.

Вовремя гипервентиляции, номере того как эмоциональные и физические напряжения усиливаются н разрешаются, человек может испытывать различные сильные переживания, которые подробнее будут описаны ниже. Можно заново пережить биографически': значимые эпизоды младенчества, детства и последующей жизни; столкнуться с различными аспектами воспоминаний, связанных с биологнческим рождением; испытать глубокое переживание встречи со смертью или столкнуться с различного рода трансперсональными явлениями. • "

В хопотропной терапии само по себе воздействие ги«» первентиЛяции может быть дополнительно усилено испольаованием специальной музыки или других вариантов звуко^ой технологии, разработанной различными культурами с целью изменения состояния сознания. Групповая практика

^акже является одним из способов интенсификации воздеЙ-1 ствия, когда участники сеансов меняются ролями – ситтеры ('наблюдающий') становятся 'переживающими", и, oo-i ответственно, наоборот. '

В идеальном варианте активное дыхание само по себе приводит к разрешению всего материала бесоозцатольного, ' который оказался высвобожденным и всплыл на поверхность СсталГ доступным). Если сеанс заканчивается, а остаточ\ ные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, то возможно облегчение разрешения методом фокусированной (на«правленной)—работы с Толом, которую я впервые разрабо-^ тал для конечных периодов психодепических сеансов.

Основной принцип работы на этом этапе сводится И { тому, чтобы побудить нуждающегося в помощи чеповека полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, оиху— (цениям и физическим проявлениям (энергии) и обнаружить соответствующий способ их выражения через звуки, гримасы, позы и движения, не пытаясь оценивать или анализи• ровать происходящее. Функция фасилитатора состоят в том, чтобы следовать за этим энергетическим потоком и побуждать к его максимальному внешнему проявление'. Эта работа продолжается до тех пор, пока не наступят разрешение и релаксация.

Новое понимание психологии, психопатологии и психотерапии, возникшее на базе практической работы с психоделиками и опыта холотропной терапии, включает пять развернутых категорий.

1. Размерность психики и картография внутреннего – пространства.

2. Архитектура психопатологии. '

3. Эффективность механизмов терапии траноформации личности. *

4. Стратегия терапии и самоанализа.

5. Сознание/материя и природа реальности.


Размерносги сознания:новая картография психики.

 

Для психиатрии и психотерапии одним из наиболее значимых результатов психоделического исследования и холотропной терапии оказался существенно новый образ психики человека. Хотя я пользуюсь в основном данными, полученными в ходе моих собственных исследован Hit, выводы, вытекающие из них, непосредственно приложимы к другим областям знаний о человеке, таким, как юнгианская психология, антропология, изучение сознания лабораторными методами и танатология, которые накопили наблюдения, несовместимые с механическим видением мира.

Всесторонне» обсуждение новой картографии психики, основанной на углубленной практической работе, выходит за рамки данного изложения, поэтому я дам конспективную характеристику основных разделов, подчеркивая понимание психопатологии и психотерапии. Традидионно принятый уровень биографических воспоминаний новая картография дополняет перинатальной областью психики, сосредоточенной на смерти и рождении, и трансперсональной сферой. соотнесенной с широким спектром переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные, оккультные или мистические,

1 Поскольку бессознательное имеет сложное многоуровневое и многомерное голографическое устройство, оно представляет собой неделимый' данный в опыте континуум. Любая попытка четкого разделения и линейного описания, необходимых в дидактических целях, приводит к определенной степени искусственности а упрощению.

Сенсорный барьер биографических вое

Методы, прокладывающие доступ к бессознательному, стремятся в первую очередь активизировать чувственные органы. В результате и бессознательное стремится активизировать прежде всего чувственные органы. И поэтому для ìíîãèõ людей анализ глубинных слоев психики начинается с различных неспецнфцческих чувственных переживаний, таких, как визуализация основных ццетов и геомотрическнх узоров, различения звенящих и гудящих звуков, тактильных ощущений в различных частях тела, а также вкусоц. Ьсо они более или менее абеграктны, не обладают никаким угпубпенным символическим смыслом и малозиачнмы; чйроз сенсорный барьер, предстоит перешагнуть тому, кто начинает путешествие в

глубины своей психики, i

Продолжением процесса яллястся следующая наиболее легкодостижнмая область – уровень биографических воспоминаний и индивидуальное бессознательное. Хотя явления, ''принадлежащие этой категории, имеют прямое и серьезное отношение к обсуждению, подробно их описывать все же нет необходимости. И вот почему:, большая часть традиционных подходов психотерапии ограничивалась именно этим уровнем психики. Литература, посвященная нюансам психодинамики биографического уровня, огромна. К сожалению, различные школы противоречат друг другу и нет согласия по поводу того, что считать значимыми факторами психики, почему растет психопатология и как вести элективную психотерапию,

Переживания, относящиеся к этой области, включают различные биографические события и обстоятельства жизни человека от рождения до настоящего времени. На этом уровне самоанализа все неразрешенные конфликты, вытесненные воспоминания (которые остались неинтегрированными), тот или иной неполный психологический гештальт могут возникнуть из бессознательного и стать содержанием переживания.

Этот материалг выявляемый в практической работе, в значительной степени согласуется с теорией фрейда или • какой-либо из ее производных. Однако имеются два основных различия. Глубокая психотерапевтическая работа поз^'_"?^'L нб только вспомнить и реконструировать бнопзафи^еский материал, но фактически заново пережить его. JOeреживание включает не только эмоции, но также физические ощущения, зрительные ощущения извлеченного материала (бессознательного), воспринимаемого не только эрением, но и другими органами чувств. При этом наблюдаетсп полная возрастная регрессия к той стадии развития, когда происходили эти события.

Другое существенное отличие вербального метода психотерапии от практического состоит в оценке роли прямой физической травматизации в жизни пациента.

В традиционной психиатрии, психологии и психотерапии исключительное значение придается психологическим трав-мам. физические травмы не рассматриваются как факторы, способные оказывать прямое влияние на психологическое развитие человека и принимать участие в психогенезе эмоциональных и психосоматических расстройств.

Это как раз противоположно тому, что мы наблюдаем в глубокой практической работе, когда воспоминания о физических травмах оказываются чуть.ли не первостепенно значимыми. В психоделической работе, холотропной терапии и других вариантах практической работы с использованием методов сильного воздействия при повторном проживании некоторых обстоятельств жизни наиболее типичными оказываются ситуации утопления, значение которых превосходит все, что относится к обычным психотравмам. ОстаJT04Hbie эмоции и физические ощущения, связанные сситуациями, опасными для жизни или целостности организма, как выясняется, играют существенную роль а развитии различных форм психопатологии, что пока еще не признается. / академической наукой.

Переживания серьезной физической травматизации представляют собой естественный переход от биографического уровня к следующей за ним области, основным содержанием которой является двоЙниковое (однотипное) явление рож^ дения и смерти. Эти переживания включают события пост— натальцой жизни и, следовательно, биографичны по своей '-'•• природе. Но тот факт, что они подводят человека близко к смерти и вызывают крайний дискомфорт и боль, сближает их с родовой травмой. И вполне понятно,' что воспоминания о болезнях и травмах, связанных с серьезными за-

^труднениями дыхания, такими, как пневмония, дифтерия, коклюш или утопание, становятся чрезвычайно значимыми.

Встре1а„С!Х^жде!шем и смертью; •шка осно1шых перпнатальных матриц

Наиболее характерный аспект переживаний, возникающих на этом уровне психики, проявлен как фокусироваиие на физической и эмоциональной боли, болезни и одряхле— дНИИ, старении, умирании и смерти. Осознание смерти находит сво.е выражение не только в эсхатологическом содержании мышления и образах (картинах) умирающих людей и

жанмп MbiuMicn.ui и w~i.^--_ –,-

животных, разлагающихся тел, трупов, скелетов, кладбищ» похорон, но также и в глубоко переживаемой встрече оо ^смертью, биологические и эмоциональные составляющие конторой очень реальны и убедительны.

Глубинная конфронтация оо смертью, характерная для этого опыта, оказывается тесно переплетенной со множе– ством разнообразных явлений, с очевидностью относящихся к процессу биологического рождения. Переживая агонию и умирание, человек одновременно испытывает состояние напряженного борения за возможность быть рожденным и/или рождать. Помимо этого многие физиологические и ' поведенческие манифестации этих переживаний можно рассматривать как естественные производные родового про-

цесса.

-с>.

В этом смысле вполне естественны идентификация с плодом и переживание различных сторон ïpou.ec'c¸Ã5^þlv:^Fö~ ческого рождения, сопровождаемого вполне специфическими деталями, убедительность которых можно доказать. Соотавляющая смерти внутри этих переживаний может быть проявлена как одновременная или чередующаяся идентификация с болезнью, агонией или умиранием человека. Хотя весь спектр наблюдаемого опыта нельзя свести только & повторному проживанию процесса биологического рождения, родовая травма все же, как оказывается, является ядром переживаний этого уровня бессознательного. Поэтому я называю его перинатальным.


Термин "перинат^пьный'составпен из греко-латинских слов; префикс peri означаег "вокруг*,или "около", а корень natalis – "связанный с рождением". Он широко употребляется в_медицине для описания процессов, непосредственпопредшесгаующих рожден то, связанных с ним или следующих за ним; гак мед1щи11ские токсты говорят о перинатальном кровотечении, инфекции или мозговой травме. Р отличие от традиционного использования этого термина ^ ^ ^Г^ ерстае я обозначаю им соответствующие переживания.

Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями, о которых (адет речь, достаточно глубока и специфична. Это позволяет использовать клинические стадии процесса рождения при построении концептуальной модели, которая помогает ним понимать динамику перннатального уровня бессоэнатеяьного и даже делать специфические предсказания относительно процесса смерти – возрождения для различных людей.

Пэрежиаония смерти и возрождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, многообразны и сложны. Последовательность их появления относительно различных стадий и граней процесса биологического рождения, как правило, смешанная или ассоциируется с различными трансперсональными переживаниями мифологического, мистического, архетипического, исторического, социополитического, антропологического или филогенетического характера. Ови проявляются посредством пяти характерных паттернов или констелляций. Между этими тематическими клаогерами и клиническими стадиями процесса рождения усматриваегся глубокая связь.

оживание космического единства; ажро^ч^кар вреп^рая;

' " '^ •' ' ' Представляется, что это о^н^_@ажное^ерин^тальцое '

пережлвщ)иасвязддо^С_лебвоначпльным союзом, s^a терью, о5~стаапе& в ну триутробного существования, когда мать и дитя образуют симбиотическое единство. Если не возника-

ют вредные воздействия, то условия ребенка близки к îï-i тимальным, обеспечивающим безопасность и непрерывное удовлетворение потробностей. Ос-.овные качества этого переживания — преодоление субъектно-объектной дихотомии, ' сильный позитивный аффект (переживание мира. Оезмятежности, покоя и океанического экстаза), чувства святости. • нерушимости, посвященности, трансцендентальностк пространства и времени, а также богатство прозрений космической соотнесенности.

Специфическое содоржоние этого опыта выражается в ситуациях, для которых характерно отсутствие границ и препятствий, например, таких, как идентификация^с_ океаном, акватическими формами жизни или межзвездным пространством. Сюда же относятся образы природы, иизуаяиаяруемые в ее лучшем проявлении (Природа – Мать), архетипические видения неба и рая. Здесь важно отметить, что только эпизоды безмятежной эмбриональной жизни сопровождаются переживаниями такого рода. Волнения вмугриутробного существования ассоциируются с образами, выражающими/подводную опасно сть,^загряэнение,3проявяение недоброжелательности, а такжеуковарство демонов различных культур.

Переживание космического поглощения,

Этот паттерн связан спереживаниями, возникающими, ' как представляется, в самом начале процесса рождения, когда существовавшая до этого момента гармония начинает разрушаться. Сначала разрушение вызывается тревожными химическими сигналами, а потом – механическими < сокращениями маточной мускулатуры. Эта ситуация субъективно переживаете» какнадвигаюшаяся^угваза витальной опасности. Возникающая подавляющая тревога приводит к появлению параноидальных форм мышления и восприятия. Интенсификация этого состояния, как правило, заканчивает^ с^^педеживанием гигантского водо^юрота или вихря, кото/и/и.п^ рый_ безжалостно всасывает человека и его мир в свой центр.^Гипичной вариадие^~этой темы ^вля1тся_певежива~ нче заглатывания человека каким-то архетнпическим жи-


удовлетворение потребностей, 0с.«овные качества этого переживания – преодоление субъектно-объектной дихотомии, ' сильный позитивный аффект (переживание мира. безмятежности, покоя и океанического экстаза), чувства святости,' нерушимости, посвященностп, трансцендентальности пространства и времени, а также богатство прозрений космической соотнесенности.

Специфическое содоржоние этого опыта выражается в ситуациях, для которых характерно отсутствие границ и препятствий, например, таких, как идентификация с океаном, акватическими формами жизни или межзвездным пространством. Сюда же относятся образы природы, визуаяиэяруемые в ее лучшем проявлении (Природа – Мать), архе-, типические видения неба и рая. Здесь важно отметить, что только эпизоды безмятежной эмбриональной жизни оояро— вождаются переживаниями такого рода. Волнения вмугри ******с16-17

вотным,попаданиев щщупальца осьминога или запутывание

в паутне гигантской паучихи. Менее драмотической формой

той же темы оказываются сошествие в подземный низший мир или встреча с демоническим существом.

Переживание безусходности или ада

Этот опыт логически полностьюсоответствует развив-

шейся первой клинической стадии родовоготпроцесса.В это

время плод испытывает переодические сжатия,вызываемые маточными спазмами

.ют.к щейка матки закрыта и выхода из нее нет.

Человек чувствует себя застрявшим, эаключенным, находящимся в ловушке, в кош ма рн ом мире замкнутого пространства, и полностью теряет связь с линейным временем. Ситуация переживается как совершенно^ невыносимая, бесконечная и безнадежная. Поэтому вполне естественно, что люди, переживающие ее, часто идентифицируют себя с узниками темниц или концлагерей, жертиами инквизиции, обитателями приютов для душевнобольных или же с грешниками в аду или архетипяческими фигурами осужденных на вечные муки. На фоне глубокого экзистенциального кризиса, который обычно сопутствует этой стадии, существование кажется бессмысленным фарсом или театром абсурда.

Переживание борения Смерть – Возрождение

Большинство аспектов переживаний этой ма^риж^) может быть осмысленно при сопоставлении ихсо^второщ клинической стадией процесса рождения. На этой с^ш^уматочные схватки продолжаются, но шейка теперь раскрыта, и плод может постепенно двигаться по родовым каналам. Это требует огромных усилий в борьбе за выживание, преодоления механических давлений, недостатка кислорода (апоксин) и удушья. На последних фазах рождения плод может испытывать непосредстьенный контакт с биологическими материалами родового процесса, такими, как кровь, слизь, моча и фекалии. '

С точки зрения опыта этот паттерн очень миогообра-1 зен и разветвлен. Помимо фактического реалистического проживания различных аспектов борьбы в родовых каналах^ он включает широкий спектр различных явлений, тематически связанных с таким опытом. Они содержат анатомические, физиологические и биохимические аспекты родового процесса. Наиболее важными из них являются элементы титанической борьбы, садомазохические переживания, интенсивное сексуальное нипряя^опге, демонические эпизоды, скатологические сцены и встреча с огном. Все это имеет место в контексте борьбы смерть – возрождение.

Характерные сцены содержат миологические битвы грандиозных масштабов с ангелами и демонами, богами и титанами, сценами бушующей природы, кровавыми революциям и и войнами; появляются также образы порнографического содержания и извращенной сексуальности, насилия, сатанинских оргий, шабашей ведьм, распятий » ритуальных жертвоприношен кй.

Переживание Смерть – Возрождение

,__ По^ево-см-^содержанию эта перинатальная матрица свя) Ц^зана ^третьей\ клинической стадией родового процесса – фактиче^им^рождением ребенка. На этой финальной стадии агонизирующий процесс родовой борьбы завершается; проталкивание сквозь родовые каналы достигает своей кульминации и наивысший (предельный) накал боли, напряжения и сексуального возбуждения сменяется неожиданным, облегчением и релаксацией. После обрезания пуповины физическое отделение от матери завершается и ребенок начинает свою новую жизнь как анатомически независимое существо.

Также как и и других матрицах, одни из относящихся сюда переживаний являются точным повторением биологических событий процесса рождения, другие – акушерского вмешательства. Символическим дубликатом последней стадии рождения оказывается переживание смерти – возрож-


(дения. Парадоксально, но за этим феноменальным освобож* пением следует переживание надвигающейся кагасгрофы грандиозных масштабов. Часто это приводит к тому, что, человек решительно отказывается от дальнейшей работы. Если ее удается продолжить, то 1эозя икают переживания,. основным содержанием которых становится аннигиляция на всех мыслимых уровнях — физическое уничтожение, эмоциональная катастрофа, интеллектуальное поражение, моральное банкротство, осуждение на вечные муки. Такое переживание 'смерти эго", как представляется, способствует внезапному и безжалостному разрушению всех условных связей в жизни человека.

Опыт тотальной аннигиляции н "попадания на космиче-» ское дно' немедленно сменяется видениями ослепительного белого или золотистого света невероятной красоты и блеска. Это может сопровождаться появлением божественных архетипических существ, радужного спектра, сложных узоров павлиньего оперения. При этом человек переживает глубокое чувство эмоционального и духовного освобождения, искупления и спасения. Он освобождается от трево. ги, беспокойства, депрессии и вины, чувствует себя очищенным и облегченным. Это сопровождается потоком положительных эмоций по отношению к себе, другим людям, жизни в целом. Мир кажется прекрасным и безопасным, и радость бытия существенно возрастает.

Путешествия за пределамиìîçãà

Последовательность переживаний смерти и возрождения в практической работе обычно открывает выход в трансбиографическую область психики человека, которую лучше было бы называть трансперсональной. Перина тальный уровень бессознательного определенно ным (пограничным) нальШе

ежуточ-

иографической н трансперсоилн между индивидуальным и коллек-

______________. „..—.-^J__.—-..uiivi n ttUJUItJR—

ТПвным бесоознательным.В большинстве случаев трансперсональный опыт предваряется драматической встречей с

рождением и смертью. Однако возможны также и альтернативные случаи; иногда удается пробиться к непосредственно трансперсональным элементах и сюжетам, минуя конфронтацию на перикатальном уровне. Общим знаменателем этой группы многообразных и разветвленных переживаний является ощущение выхода сознания за привычные границы эго, времени и пространства.

В обычных, или "нормальных", состояниях сознания мы чувствуем себя как бы существующими в пределах физического тела (образа тела), и наше восприятие окружающего пространства ограничено физическими и физиологическими возможностями органов чувств.

Как внутреннее, так и внешнее наше восприятие ограничено привычными пределами времени и пространства. В обычных условиях мы живо переживаем с помощью н^ших. органов чувств только те события, которые происходят в: данный момент в окружающей обстановке. Мы можем вспоминать прошлое и заглядывать в будущее или создавать их в воображении; однако прошлое и будущее недоступны непосредственному опыту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: