В соответствии с ППССЗ каждый студент 3-го курса самостоятельно выполняет задание учебно-исследовательского характера – пишет курсовую работу (далее КР) по проблематике одного из пройденных МДК или ПМ.
Курсовая работа, как самостоятельное исследование, имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков студентов в объёме пройденного курса, а также может включать в себя знания, полученные при изучении смежных МДК или ПМ учебного плана.
Курсовая работа должна продемонстрировать глубину проработки студентами теоретических разделов курса, умение применять изученные приемы и методы в анализе конкретных явлений и процессов, знание основных методологических проблем данного направления медицинской науки и практики, способность обобщить и дать оценку различным подходам к их решению, предлагаемым в научной и учебной литературе.
Основная цель курсовой работы – развитие навыков самостоятельного исследования и изложения полученных данных в виде научно-статистического отчёта, а также умения доложить свою работу перед аудиторией коллег. Курсовая работа подразумевает защиту, оценка за курсовую работу является обязательной и заносится в зачетную книжку.
Общие требования к курсовой работе:
· соответствие уровню знаний студента на данном этапе обучения;
· целевая направленность выполняемой работы;
· чёткость построения, логическая последовательность изложения материала;
· полнота освещения рассматриваемых вопросов;
· доказательность выводов;
· работа должна иметь законченный характер;
· грамотное оформление.
Нередко курсовая работа становится основой для написания в будущем выпускной квалификационной работы.
|
Написание и защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР) заключительный этап подготовки специалиста в системе среднего медицинского образования.
ВКР – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед Государственной экзаменационной комиссией.
Подготовка ВКР связана с углублённым изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы.
Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений и формированию ключевых профессиональных компетенций.
Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в Государственную итоговую аттестацию выпускника и проводится с целью выявления его готовности к осуществлению профессиональной деятельности, сформированности общих и профессиональных компетенций (далее ОК и ПК) в соответствии с ФГОС.
Общие требования к выпускной квалификационной работе:
· соответствие названия работы её содержанию, чёткая целевая направленность, актуальность;
· логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
· корректное изложение материала с учётом принятой научной терминологии;
|
· достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
· научный стиль написания;
· оформление работы в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.
Самостоятельность решения исследовательской задачи. Работа студентов над КР или ВКР — самостоятельный поиск новых знаний. При решении исследовательской задачи студент сталкивается с проблемой: у задачи нет готовых решений и их алгоритмов, и ему предстоит самостоятельно найти решение. Таким образом, сущность исследования заключается в самостоятельной поисковой деятельности студента (практической или теоретической). А деятельность преподавателя заключается в подборе заданий для управления деятельностью обучаемого.
Большинство учёных считают, что студенты обладают различным потенциалом для решения исследовательских задач, в том числе при работе над УИР. Около 10% студентов могут обладать достаточно высоким исследовательским потенциалом. Им можно предлагать задания на самостоятельное выполнение целостных исследований. В этих заданиях студент должен сам выделить проблему и выполнить весь цикл её исследования. Возможен вариант, когда преподаватель ставит общую проблему, обучающиеся выявляют частные проблемы, необходимые для решения общей, и исследуют их. Студентам, исследовательских способностей которых недостаточно для выполнения целостного учебного исследования, целесообразно предлагать задания, выполняемые совместно с преподавателем, постепенно увеличивая степень самостоятельности студентов в проведении исследования.
|
Повышение самостоятельности студентов связано также с переходом от коллективных форм работы к индивидуальным, с изменением стиля руководства преподавателя деятельностью студентов от управления до консультирования.
Обратите внимание предлагаем возможные технологии организации исследовательской деятельности по уровням самостоятельности 1-й уровень –студент осознает сформулированную проблему, следит за последовательностью действий и контролирует степень убедительности решения проблемы. Основная цель работы со студентами этого уровня состоит в их знакомстве с логикой поиска решения. Организационной формой может выступать эвристическая беседа преподавателя со студентом. 2-й уровень – на данном уровне осуществляется поэлементная подготовка обучающихся к самостоятельной постановке проблем и их решению. Технология может быть реализована посредством организации самостоятельной деятельности студентов. 3-й уровень – обучающийся самостоятельно выполняет исследование. Одним из наиболее популярных средств организации целостного учебного исследования является выполнение обучающимися исследовательских проектов. На данном уровне формируется научное мышление студентов, овладение ими методами исследовательского познания. |
Таблица 1
Характеристики КР и ВКР
№ п/п | Составляющие УИР | Курсовая работа | ВКР |
Срок написания | 1 год | 1-2 года | |
Объем работы | 15 стр для с.о. 20 стр для с.д, а.д. 30 стр. для л.д. | 30-50 стр. | |
Структура | Теоретическая часть · Титульный лист (1 стр.) · Содержание (1 стр.) · Введение (составляет 5% от общего объема работы) · Теоретическая часть (составляет 70–75% от общего объема работы) · Заключение (выводы) – (составляет 5% от общего объема работы) · Список использованной литературы и источников (2–3 стр.) · Глоссарий (1–2 стр.) · Приложения | Две главы – теоретическая и практическая · Титульный лист (1 стр.) · Содержание (1 стр.) · Введение (составляет примерно 5% от общего объема работы) · Теоретическая часть – 1 глава (вместе с аналитической составляет 35–40% от общего объема работы) · Организация и методика исследования – 2 глава (составляет 35–40% от общего объема работы) · Заключение (выводы, рекомендации) – (составляет 5% от общего объема работы) · Список использованной литературы и источников (2–3 стр.) · Глоссарий (2–3 стр.) · Приложения | |
План | Выделение параграфов или 2 глав и подглав | Развернутый: выделение глав, подглав и параграфов | |
Изучение проблемы | Теоретические аспекты проблемы Общие подходы к решению | Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути её решения | |
Гипотеза | Может отсутствовать | Объяснительна | |
Использование литературы и источников | Не менее 10 источников: научной, методической литературы, САНПИН, нормативно-правовых источников, Интернет-ресурсов | Не менее 20 источников: научной, методической литературы, САНПИН, нормативно-правовых источников, Интернет-ресурсов | |
Исследовательская работа | Возможны элементы формирующего эксперимента (моделирование) | Констатирующий, формирующий или контрольный эксперименты | |
Характер УИР | Теоретическое обоснование | Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне | |
Заключение | Обобщение носит теоретический характер | Обобщение носит теоретический и прикладной характер | |
Оформление | Печатный вариант и на электронном носителе | Печатный вариант и на электронном носителе | |
Визуальное сопровождение | Презентация | Презентация |
За сведения, изложенные в исследовательской работе, порядок использования при её составлении фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений нравственную и юридическую ответственность несёт непосредственно студент, автор-составитель работы.