Выбор темы и постановка проблемы исследования




Тема УИР должна отражать современный уровень развития образования, науки, медицины и соответствовать социальному заказу общества.

Тема – это кратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность.

Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил:

· правило первое – тема выбирается строго с учётом профиля подготовки специалиста;

· правило второе – тема выбирается с учётом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей студента;

· правило третье – тема выбирается с учётом актуальности, т.е. её востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения, медицинского учреждения или самого исполнителя (студента).

Требования к формулировке темы:

· предельная краткость;

· проблемность;

· ясность смыслов, т.е. понятность;

· благозвучность.

Краткость темы – важнейшее её качество. В теме не должно быть придаточных предложений, деепричастных оборотов, вводных слов. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность её формулировки. Тема должна быть сформулирована в рамках одного предложения, в ней должны чётко прослеживаться объект исследования и предмет исследования. Формулировка темы должна отражать проблему.

Проблемность темы означает её направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение или установление зависимостей.

Обратите внимание · Неправильное формулирование темы: «Нравственное воспитание подростков» - тема не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие такого воспитания и только. · Правильное формулирование темы: «Формирование нравственных представлений младших подростков» или «Влияние труда на нравственное становление подростков». В первом случае заложена идея некоего педагогического действия, во втором – обозначены связи и зависимости компонентов темы. · Неправильное формулирование темы: «Исследование роли нарушений детско-родительских отношений в возникновении заболеваний (сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и другие)» · Правильное формулирование темы: «Нарушение детско-родительских отношений как фактор возникновения психосоматических заболеваний»

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей УИР и служит источником информации, необходимой для её обработки и поиска.

На титульном листе следует указать данные касающиеся организации – учредителя, образовательного учреждения, вида работы, темы работы, наименования ПМ, кода и наименования специальности, исполнителя, руководителя (преподавателя), даты допуска к защите (для ВКР), даты защиты (для КР и ВКР), после защиты выставляется оценка – приложения 4,5.

Дату допуска к защите (для ВКР) и защиты работы (для КР и ВКР) следует записывать арабскими цифрами, по две для числа и месяца, год

Например, · правильно: 04.06.2014 · неправильно: 4.06.2014г.

Внизу страницы, по центру, указывается город и год выпуска работы без знаков препинания. Номер страницы на титульном листе не ставится.

 

Содержание

 

На второй странице работы помещается СОДЕРЖАНИЕ. Содержание является путеводителем по работе и составляется так, чтобы оно соответствовало этому назначению.

Содержание включает в себя список названий всех частей с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы работы:

· для КР – ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ (параграфов), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ, ПРИЛОЖЕНИЯ.

· для ВКР – ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ГЛАВ (подглав, параграфов), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ, ПРИЛОЖЕНИЯ.

Главы (разделы), параграфы (подразделы), подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, при их нумерации используется автоматический многоуровневый список. Глубина деления разделов до трёх уровней. Слева располагаются названия глав (разделов), которые пишутся прописными буквами, ниже и несколько правее – названия параграфов (подразделов) и ещё ниже и правее – названия подпараграфов, которые пишутся строчными буквами.

ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ, ГЛОССАРИЙ и ПРИЛОЖЕНИЯ включаются в СОДЕРЖАНИЕ но не нумеруются.

Над колонкой цифр в СОДЕРЖАНИИ сокращение «стр.» не пишут и после цифр точек не ставят.

Пример для КР СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫДОНОРСТВА КРОВИ В РОССИИ 1. Проблемы донорства крови и ее компонентов в РФ 2. и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЯ)

 

Пример для ВКР СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫДОНОРСТВА КРОВИ В РОССИИ 1.1. Проблемы донорства крови и ее компонентов в РФ 1.2. и т.д. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. 2.2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ ГЛОССАРИЙ ПРИЛОЖЕНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЯ) … …    

 

Обратите внимание 1. ………………………………………………………..……………………………………………… (название теоретической части или главы)
1.1 1.2. про объект исследования
1.3. 1.4. про предмет исследования

2………………………………………………………..…………………………………………..

(название практической главы)

2.1. 2.2 организация исследования методика исследования

 

Введение

 

Введение – это пролог всего исследования. Введение предполагает

1. Раскрытие актуальности данной темы:

· для общества, здравоохранения, образования;

· указывается значимость темы, степень её разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме УИР;

· что сделано, что еще не раскрыто, чем необходимо заняться.

2. Определение научного аппарата: объект и предмет исследования, цель, задачи и гипотеза исследования (УИР реферативного или практического характера могут не содержать гипотезу).

3. Перечень используемых в работе методов исследования с краткой конкретизацией (для ВКР).

4. Краткое описание структуры и содержания исследовательской работы.

Актуальность темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или воп­роса. Отражается, что сделано в данном направлении и что ещё остается нерешённым. Формулировка актуальности темы должна представлять собой развернутый вы­вод о том, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в данной области недоста­точны, устарели или отсутствуют. Доказывая актуальность, необходимо убедить всех и каждого, что «ранее таких важ­ных работ, как Ваша, не выполнялось. А если и выполня­лись, то не был учтён выбранный вами аспект. А если был учтён, то раскрыт не до конца, или был раскрыт полнос­тью, но Вы продолжаете его разработку, расширяя условия (критерии, задачи, возможности и т.д.) исследования». Вы должны дать читателю понять, что необходимость Вашего исследования была обусловлена внутренней логикой раз­вития соответствующей области науки, что в случае, если бы оно не было проведено, то процесс познания в чем-то замедлился бы. Это формулируется в виде противоречия.

Например, · без знания … сейчас невозможно … · в то же время … до сих пор не разработаны … · таким образом, для … необходимо …

 

Обратите внимание Актуальность для современной медицинской науки, медицинского образования может заключаться в том, что:
  • нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, монографий и пр.);
  • существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями;
  • есть исследования, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть студент – автор УИР;
  • исследования есть, но их результаты устарели, получены новые научные факты, новые научные теории;
  • стоит задача обобщения и сопоставления фактов, полученных в разных отраслях медицины;
  • стоит задача эмпирической проверки каких-либо теоретических положений и т.д.;
  • определённые проблемы встают перед современной медицинской практикой, однако готовых (эффективных) решений, технологий нет.
Рекомендуем варианты конструкций текста Особенность, исключительность, важность рассматриваемой проблемы
  • Одной из наиболее актуальных проблем является...
  • В настоящее время особую актуальность приобретает...
  • Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает...
  • При... возникает сложная проблема (разнообразные задачи...)
  • Особое место занимает...
Сложность, трудность решения проблемы
  • Большим препятствием является... поэтому изучение... — насущная задача...
  • При (составлении, изучении, применении и т.д.)... сталкиваемся с рядом трудностей, по­этому (использование, изучение, раскрытие) механизмов... позволит… — сложной проблемой...
  • Одна из...заключается в...
Необходимость какого-либо действия
  • Необходимость можно обосновать следующим образом...
  • Необходимость обусловлена...
  • Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, на­правлений, характеристик) является...
  • Все большее внимание уделяется...
  • Огромную роль играет...

Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Объект имеет разные стороны (свойства, отношения, аспекты, признаки), которые выбирают для исследования. Они и являются предметом исследования.

Предмет более узок и конкретен, он должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего ещё не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказанные. Предмет во введении указывается после определения объекта.

Например, · объектом исследования может быть человек предметом исследования – кожа (у данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная система, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет непосредственного исследования в данной работе) · объект исследования - процесс реабилитации инвалида предмет – только его часть: медицинская реабилитация · объект исследования - хозяйственная деятельность медицинского учреждения предмет исследования – влияние результатов экономического анализа на принятие эффективных, обоснованных решений · объект исследования - скромность как системное свойство личности. предмет исследования - этнопсихологические особенности скромности студентов из США, России, Англии, Германии. · объект исследования – поведение детей 12-летнего возраста предмет исследования – особенности поведения детей 12-летнего возраста во взаимодействии друг с другом
Обратите внимание · Неверная формулировка объекта: «В качестве объекта нашего исследования выступали пациенты 5-7 лет отделения….» · Верная формулировка объекта: «В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали пациентов старшего дошкольного возраста (5-7 лет) отделения….»

Определение цели и задач исследования. Из темы, объекта и предмета исследования вытекает цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, это конечный результат, к которому стремится исследователь. Цель должна быть достижима и проверяема. Важно отметить то обстоятельство, что цель исследования чаще всего либо совпадает с предметом работы, либо они очень близки по звучанию. Цель сопряжена с предметом.

Например, · если цель – выявить условия …, то предмет – условия …; · цель – описать методику …, предмет – методика …; · цель – описать технологию …, предмет – технология … и т.д.

 

Рекомендуем варианты конструкций текста · Цель выпускной квалификационной (курсовой) работы(изучить, провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные …)… · Целью работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) …

Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе УИР (таких задач может быть три – для КР, до пяти – для ВКР). Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Формулировка задач начинается с глагола совершенного вида (т.е. отвечает на вопрос что сделать?)

Например, · изучить, показать, выявить, определить, установить, оценить, описать, доказать, разработать, обосновать, провести мониторинг, проанализировать, исследовать, охарактеризовать и т.д.
Обратите внимание · Анализировать – использовать метод рассмотрения отдельных сторон, составных частей чего-либо. · Исследовать – подвергнуть научному изучению; осмотреть для выяснения сути. · Изучить – постичь учением, усвоить в процессе обучения, внимательно наблюдая, понять. · Изложить – кратко пересказать содержание чего-нибудь. · Систематизировать – привести в систему, т.е. в определенный порядок, последовательность связей. · Обобщить – сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо.
Рекомендуем варианты конструкций текста · Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие (взаимосвязанные) задачи … · Для достижения цели, поставленной в исследовательской работе, были определены следующие задачи: 1. Изучить… 2. Выявить … 3. Провести… 4. Разработать…
Возможные задачи исследования · Проанализировать (изучить) теоретические и экспериментальные работы по теме исследования. · Провести экспериментальное исследование изучаемого феномена (указывается тематика исследования). · Разработать мероприятия (предложения) по развитию…(в зависимости от темы работы). · Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента, (исследования).

Гипотеза. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут исследования. Гипотеза – это «научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений». Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы и является основой процесса творческого мышления. Затем эта гипотеза подвергается проверке в ходе исследования. Она позволяет открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, а затем в ходе мыслительных и реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Гипотеза даёт возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. УИР реферативного или практического характера могут не содержать гипотезу.

Рекомендуем варианты конструкций текста · это возможно, если… · будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)… · создание... позволит обеспечить…

Описание структуры работы. В заключение раздела ВВЕДЕНИЕ необходимо описать структуру УИР и результаты каждой главы или параграфа (по 1 абзацу на главу или параграф).

Рекомендуем варианты конструкций текста · Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. · В первой главе рассматриваются понятие и виды …. · Во второй главе раскрываются особенности….или Вторая глава посвящена вопросам … · В заключении даны выводы… · В работе имеется глоссарий из 35 терминов, список из 20 источников. 4 приложения

Дополнительные варианты конструкций текста для введения – приложение 6.

Информационная база для написания исследовательской работы (источники информации). Перечисляются только те источники, которые использовались для написания работы.

Рекомендуем варианты конструкций текста · Теоретической основой работы послужили исследования … · Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы) · При написании исследовательской работы использовалась литература по … · Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …
Обратите внимание для поиска нормативно-правовой информации используйте официальные сайты · Российская газета · Парламентская газета · Собрание законодательств РФ · поисковые системы Гарант, Консультант · www.pravo.dov.ru

Основная часть

 

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).

Основная часть делится на главы (разделы), параграфы (подразделы), подпараграфы. Количество глав определяется степенью сложности изучаемого вопроса и видом выполняемой работы (КР ли ВКР).

В теоретической части (для КР) или в первой главе (для ВКР) даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию.

Собранный из источников материал требует систематизации по главам, параграфам и направлениям исследуемой проблемы, обобщения, переработки и анализа.

Ключевым требованием к используемой литературе – является её актуальность. При разработке УИР необходимо использовать новую литературу, изданную за последние 5 лет. Следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более «свежие» данные, чем книги и монографии, т.к. последние сравнительно долго издаются, в то же время, в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

  Рекомендуем варианты конструкций текста при написании теоретической части (для КР) или 1 главы (для ВКР) Характеристика отношений противопоставления, несоответствия, недостатка (так называемые недостатки не означают плохую работу автора, они лишь показывают какой аспект отсутствует в данной работе, ведь в одной работе невозможно охватить все грани изучаемого). · Однако, по нашему мнению это не является…, не совсем…, не до конца рассмотренная тема. · Несмотря на полученные данные в работе не показывается значение…, роль… · Основной недостаток... заключается в том, что... · Недостатком является то, что... · Что касается..., то эта проблема еще не решена · Однако... имеет ряд существенных недостатков... · Однако... не позволяет... Характеристика какой-либо негативной ситуации · В... игнорируется... · В большинстве работ... рассматривается без учета... Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения · Рассмотренная система является весьма сложной и харак­теризуется большой длительностью обслуживания · Трудоемкость существующих методов... существенно сни­жает... Сравнения точек зрения ис­следователей · Авторы по-разному (одинаково) определяют (что),... подхо­дят (к чему)... · Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?) одинако­во (по-разному). · Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)... · Оба автора обращают внимание на то, что (на что?)... · В работе N этой проблеме уделяется большое внимание. · По мнению всех (обоих) исследователей... · Эта проблема затрагивается также (где?)... · N, так же как и М, обращает внимание на то, что...Подобно N, М анализирует (что?)... · В отличие от N, М указывает, что... · Если N считает, что..., то М придерживается другой точ­ки зрения. · Что касается М, то он считает, что... · М анализирует современный материал, а N основывается на исторических фактах. · М опирается на богатый фактический материал, N же ча­сто оперирует гипотезами. · N утверждает, что..., тогда как М опровергает это. · N убежден, что..., между тем как М сомневается в этом. · В то время как Nсторонник (чего?)..., М придержива­ется Авторский подход Уточнение используемой терминологии или авторского опре­деления исходных понятий · Под... здесь понимается... Сознательное сужение границ предпринятого исследования · В данной работе рассматривается только... · В описываемом исследовании нас интересовали в основном... · Такой подход обусловлен... Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода. · Именно поэтому... должно состоять не только из..., но и со­держать… · Исходя из этих соображений, следует... строить не на..., а на...
Целевая установка · Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (рабо­ты, публикации) является (была, заключается в...). · В настоящей (данной) статье (работе, публикации, замет­ке) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены...)... · Настоящая (данная) статья (работа) посвящена... Известный вариант решения · Известно, что... · Известные подходы к... основаны на... Дистантная связь с предшествующими работами автора или других исследователей · В работе (работах) [ ] показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась...) Указания на то, что какое-либо решение уже известно науке. · Все большее распространение получают... Перечисление известных решений · Для записи... используются различные способы..., напри­мер,... · Для записи... известны способы... · В... используются различные подходы, например... Описание предлагаемого варианта решения · В настоящей статье предлагается средство... Предлагаемый... основан на... · Рассмотрим один из возможных путей решения этой про­блемы... · Перейдем непосредственно к описанию... · В данной статье излагается один из подходов к... Место исследования · В (на)... действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, эксплуатируется, проводилась, проведен, ведутся...)...

Вторая глава (для ВКР) ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит, как минимум, из двух параграфов

1. Организация исследования – описываются условия проведения экспериментальных исследований.

2. Методика исследования – раскрываются методы, использованные в практической части работы. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик необходимо дать их подробное описание.

Описывая организацию исследования, обязательно следует осветить следующие вопросы

1. Где (на какой базе), когда и сколько времени про­водилось исследование, однократно или систематически?

2. Какой контингент или объект избран для исследо­вания (количество, уровень, возраст, пол и др.)?

3. Подробное применение конкретного метода иссле­дования, ход и порядок использования той или иной методики.

4. Как обрабатывались полученные цифровые дан­ные (описание методов математической статистики, рас­считываемые показатели и т.д.).

Обратите внимание среди типичных ошибок практической части наблюдается нечёткость поисковой деятельности, разрыв между целью и методикой исследования, методами и показателями, неглубокий анализ, слабость обобщения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы, рекомендации) - подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Полученные выводы должны соответствовать характеру работы в целом, а также логике проведенных исследований. Выводы должны быть обоснованы, между отдельными выводами должна прослеживаться связь, не должно быть голословных утверждений. К формулировке фраз рекомендуется подходить с особой тщательностью, так как фактически те положения и выводы, которые включаются в раздел ЗАКЛЮЧЕНИЕ, выносятся на защиту.

Полученные автором в целом по работе выводы и результаты в лаконичном виде формулируются в предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

Грамотно и логически сформулированные выводы и предложения свидетельствуют об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Количество выводов обычно соответствует количеству задач.

 

 

Рекомендуем варианты конструкций текста при написании заключения · Анализ показателей свидетельствует о том, что… · Значительный интерес представляет решение следующих вопросов... · Для решения проблемы предлагается…

Рекомендуется не использовать сложные предложения, текст должен быть простым для понимания. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ не используются ссылки на фактический материал.

 

Список использованной литературы и источников

Обязательным условием качественного выполнения УИР – является глубокое изучение литературы по теме исследования: законодательных и нормативных актов, научных источников, статистических данных, статей в периодических изданиях, ресурсов глобальной сети Internet.

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании исследовательской работы, в него необходимо включать источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Список источников должен охватывать: для курсовой работы не менее 10 источников; для выпускной квалификационной работы не менее 20 источников.

Библиографическое оформление работы выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов – ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления».

 

Глоссарий

 

Приводимые в работе специфические терминыдолжны быть оформлены в виде ГЛОССАРИЯ. Список располагается столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся термины (выделенные жирным шрифтом), справа их детальная расшифровка (без выделения жирным шрифтом) – приложение 7.

 

Приложения

Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты её восприятия (текст анкеты, копии анкет предъявленных респондентам, громоздкие таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, должностные инструкции, выдержки из нормативных документов, алгоритмы, протоколы и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: