Олимпиадная работа по окружающему миру
(2014– 2015 учебный год)
Часть А (по 0,5 б.)
Инструкция к выполнению заданий №1-15
К вопросам части А несколько вариантов ответов, обозначенных буквами. При выполнении задания выбери только один ответ и отметь его крестиком.
А1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология б) зоология в ) анатомия
А2. В каком году началась Великая Отечественная война?
а ) 1941 б) 1939 в) 1945
А3. Моря какого океана не омывают территорию России?
а) Тихого б) Индийского в) Северного Ледовитого
А4. Где располагается большая часть России?
а) В тропическом поясе б) в умеренном поясе в) в полярном поясе
А5. Что означает выражение «до нашей эры»?
а) в прошлом веке
б) в прошлом тысячелетии
В) до Рождества Христова
А6. Какой город, переживший трёхлетнюю блокаду во время Великой Отечественной войны, получил звание «города-героя»?
а)Севастополь; б)Ленинград; в)Москва
А 7. Как называется основной закон нашей страны?
а) Декларация б) Конституция в) Постановление
А8. Какой заповедник находится на территории Ханты-Мансийского округа?
а)»Приокско-Террасный» б) «Черные земли» в) «Малая Сосьва»
А9. Какая организация имеет эмблему с изображением панды?
а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы
в) ЮНЕСКО
А10. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
а)деревянная б) железная в) пластмассовая
Часть Б Задания, оцениваемые в 2 б.
Инструкция к выполнению заданий №16-
При выполнении заданий части Б нужно вписать свой вариант ответа.
Б1. О каком животном пишет Н. Сладков? (2б.)
«Живет во льдах диковинный заяц: не беленький, не серенький, не бегает и не прыгает. Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а свежую рыбку…»
Ответ (речь идет о тюлене – морском зайце)
Б2. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Что это? Нос (2б.)
Б3. Следы на снегу. (по 0,5 за каждый правильный ответ. Всего – 2б)
Рассмотри следы на снегу. Определи, каким животным они принадлежат.
__________ ___________ _____________ ____________
(сова) (лось) (медведь) (сорока)
Б4. Какие признаки живых организмов изображены на рисунках? Установи соответствие. Укажи букву. (по 0,5 б. за каждый правильный ответ. Всего – 2б.)
А Б В Г
Признаки живых организмов:
1. Размножение - …….. (Г)
2. Развитие - ……. (В)
3. Дыхание - …….(Б)
4. Питание - ……. (А)
Б5. Вычеркни лишнее слово в каждой из данных групп по 0,5 б. за каждое правильно вычеркнутое слово)
Тундра | Степь | Пустыня | Тайга |
лебедь | тюлень | верблюд | белка |
белая куропатка | ковыль | ушастый ёж | бурый медведь |
белый медведь | степной орёл | песчаный удавчик | глухарь |
северный олень | дрофа | верблюжья колючка | кедровка |
песец | суслик | морошка | карликовая ива |
Часть С
Прочитай вопрос и дай развернутый ответ
С1. В моря впадает множество рек. Почему же тогда моря не переполняют и не заливают сушу?
(Ответ: суша не заливается водой, потому что в природе существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности земли и всех водоемов: морей и океанов. За один год испаряется огромное количество воды, однако же столько же её возвращается обратно в виде дождя и снега.)
С2. Шел урок окружающего мира в четвертом классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, наждачная бумага, поваренная соль. Ребята с недоумением смотрели на учителя. «Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении. А как вы бы ответили на этот вопрос?
(ответ: минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.
Дополнение: Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала- корунда. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий)
С3. Не любят люди болота: комары, мошкара… Но в то же время экологи призывают охранять болота. Почему?
(ответ: болота - кладовые запасы пресной воды. Когда много воды, они её забирают, а когда наступает засуха – отдают рекам. Без болот реки мелеют и пропадают.
С4. Сосну сажают для укрепления песков, а ель – нет. Почему?
(у сосны глубокая корневая система, а у ели – поверхностная)