ИЗ ОПЕРЫ «ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ» ДЖ.РОССИНИ




Хадарова Александра Юрьевна

АНАЛИЗ ПАРТИИ ИЗАБЕЛЛЫ

ИЗ ОПЕРЫ«ИТАЛЬЯНКА В АЛЖИРЕ» ДЖ.РОССИНИ

 

 

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения,

старший преподаватель

Шигаева Е.Ю.

Подпись____________________

Консультант:

Старший преподаватель

Горбунова И.А.

Подпись____________________

 

Казань, 2020

Добрый день всем участникам конференции! Тема моего доклада - Партия Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире» Дж. Россини

Джоаккино Россини – прославленный автор 39 опер, среди которых как оперы-сериа, так и комические оперы. В 1813 году он написал поистине грандиозное сочинение, перевернувшее всю его жизнь, — это «Итальянка в Алжире». Опера- буффа должна была быть готова к середине мая, того же 1813 года. Россини заявлял, что работа велась в большой спешке и отняла у него в совокупности 18 дней. Либретто принадлежит перу итальянца Анджело Анелли. Впервые опера была представлена на суд слушателей 22 мая 1813 года в Венеции. Знаменитый театр «Сан -Бенедетто» стал первой площадкой, на которой разыгралось сюрреалистическое действо в двух актах.

Фурор, произведённый динамичной оперой, в богемном обществе Италии отчасти был порождён точным попаданием автора в настроение, которое преобладало в кругах аристократии и простых обывателей. Итальянцы всей своей неугомонной душой стремились к независимости, но вынуждены были пребывать под властью австрийских и французских (в северных областях) военачальников. Опера Россини возымела грандиозный общественный отклик и обнаружила национальное стремление к объединению государства под собственным флагом. Романист Стендаль назвал оперу «Итальянка в Алжире» «абсолютным организованным сумасшествием»: безумным действом, от первой до последней воспроизведённой ноты, управляет невидимый «мастер церемонии», несравненный Россини.

Вкратце я напомню сюжет оперы, которая представляет типичный пример итальянской буфы:

Алжирский бей Мустафа,пересытившийся ласками любящей и покорной жены Эльвиры, повелел корсару Али добыть ему итальянку, ибо женщины этого народа славятся своей красотой и пылким нравом. Случайно в этот день на алжирское побережье шторм выбросил потерпевших кораблекрушение. Среди них - итальянка Изабелла, разыскивающая своего жениха Линдоро, томящегося в рабстве у Мустафы.Али захватывает красавицу итальянку и приводит во дворец к бею. Там Изабелла нечаянно встречается с Линдором. Последнему Мустафа обещает свободу при условии если он женится на Эльвире и увезёт её в Италию. Однако Изабелла находит средство не только помешать осуществлению этого плана, но и спасти себя, Линдоро и других итальянцев-пленников и вернуться с ними на родину. Одураченный, раскаявшийся Мустафа возвращается к своей жене Эльвире.

Существует две версии относительно привязки содержания «Итальянки в Алжире» к реальным историческим событиям. По одной из них, прототипом Изабеллы является итальянка Антонетта Фраполло, которую похитили в начале XIX столетия и привезли в Алжир в качестве подарка для правителя Мустафы бен Ибрагима. По альтернативной версии, сюжет восходит к более древним событиям, имевшим место в XVI веке: иностранная наложница организовала заговор против султана. С помощью лести, обольщения и женских чар она обрекла на смерть верноподданных правителя и даже его сына, а после — сумела избежать наказания. Учитывая отсутствие объективных доказательств приверженности Россини к исторической достоверности и тот факт, что действие в опере происходит в XVIII веке, обе версии пребывают в статусе необоснованных гипотез.

В опере масса забавнейших эпизодов, с удивительным блеском, остроумием и весельем воплощаемых в музыке, которая искриться упругими танцевальными ритмами и интонациями, пленительно-напевными мелодиями, броскими и выразительными речитативными оборотами, сочной, многокрасочной и эффектной оркестровкой. В непрерывном, неудержимом потоке музыкально-драматического действия возникают многочисленные ансамбли, причём вокальной партии каждого из их участников Россини придаёт индивидуальную характерность.

Однако этим не ограничиваются достоинства «Итальянки в Алжире». Россини смело раздвинул рамки оперы- буфа. Несмотря на принадлежность к комическому жанру, музыкальная канва оперы включает ряд ярко выраженных акцентов в патриотическом ключе. Вдохновенная патетика, ловко замаскированная под сентиментальный лирический порыв. Впервые в комической опере прозвучала патриотическая тема и слово «отчизна» было пропето с истинным воодушевлением.

Главная героиня- мужественная и волевая Изабелла вселила в своего друга веру в счастливый исход побега, воспламенила его мыслью о родине. «Думай о родине, будь неустрашим и выполняй свой долг. Видишь, по всей Италии возрождаются примеры отваги и доблести!»- поёт Изабелла в большой арии, сопровождаемой хором. Разве могли подобные слова оставить равнодушными итальянцев, которые уже на протяжении многих лет вынуждены были терпеть то французское наместничество, то австрийский гнёт?

У Изабеллы есть одна сложнейшая вещь,общая для многих героинь Россини. Состоит она в том, что в длинных музыкальных пассажах голос остаётся в рамках диапазона контральто, в то время как в колоратуре приходится исполнять очень высокие верхние ноты, как у Изабеллы в большой арии «Pensa alla patria», что априори указывает на большой диапазон.И конечно большое количество нисходящих и восходящих колоратурных(подвижных) ходов. Для плотных голосов, таких как контральто и меццо-сопрано это довольно сложно выполнимая техническая часть. Можно сказать что далеко не все певцы обладают техникой подвижной гортани

Прослеживается еще одна тенденция, если раньше певица могла исполнять подобный репертуар с небольшим звуковым наполнением, то сейчас требования дирижеров и режиссёров сходятся на плотном звуковом наполнении, выпуклой фразировки, выделанными будто напоказ переходами, полнокровными мясистыми пиано и плотными тёмными низами. Несомненно это связано с большим составом оркестра, и конечно же с залами театров, которые в наше время гораздо больше чем во времена написания этой оперы.

Еще одна сложность- темп, требует безукоризненного исполнения по партитуре, внимательного изучения оркестровой партии и моментальной реакции на работу дирижёра. В данной партии много речетативов и каденций, которые конечно же должны быть максимально отрепетированы и предсказуемы.

И, конечно же -образ. Прежде всего Изабелла старше Розины или Золушки. У нее уже есть некоторый жизненный опыт, и в отличие от двух более молодых героинь, она - эмансипированная женщина. Но в то же время, она очень милая, и поддерживает приятельские отношения с Эльвирой, женой Мустафы, оказывая ей своего рода поддержку. Изабелла - это женщина, стремящаяся все время чему то учиться и получать новый опыт. Она открыта новым культурам. И вся эта ситуация ее очень воодушевляет. В первом акте в дуэте, когда Таддео заявляет, что его беспокоит Бей, она отвечает - " Не думай об этом, чему быть - тому не миноватьsarà quel che saràя не позволю ничему выбить меня из колеи " То есть она всегда смотрит на светлую сторону вещей.

Но прежде всего роль Изабеллы - это роль не просто для певицы, это роль для актрисы. Чтобы создать убедительное впечатление, вовлечь каждого, необходимо быть на шаг впереди, нужно быть классом выше даже в том, как двигаться по сцене. И хотя это все тесно связанно с актерской игрой, конечно очень важна и артикуляция и окраска слов, особенно в речитативах

 

Мастерство и талант Россини проявились в том, что он сумел скрыть оппозиционные призывы под вуалью абсурдной комедии так, чтобы преждевременно не привлечь внимание властей. Стендаль очень верно сказал:,Эта ария- на стоящий исторический памятник. Как так, Исторический памятник в финале оперы- буффа? Увы, это так, господа! Может быть, это наперекор всем правилам, но это имеет дерзость быть правдой…Россини умел читать душу своих зрителей и услаждать их воображение тем, к чему они сами тяготели».

Таков же и хор, предшествующий арии Изабеллы. Итальянцы- пленники алжирского бея- раздобыли оружие и готовы бороться за свою свободу. «Победа или смерть!»- восклицают они, и в воинственной маршевой музыке слышаться отголоски «Марсельезы». Видимо, яркий след оставили в памяти композитора музыкальные впечатления детства, когда республиканские французские полки под звуки той самой «Марсельезы» входили в итальянский Пезаро.

С замечательным мастерством молодой композитор распределил драматургические кульминации и спады, контрастные переходы от буффонады к патетике и героике, добившись общей, непрерывной линии музыкально-сценического развития.

Увертюра таит в себе сюрприз, который нарочно приготовил Россини для слушателей, повинуясь творческому влиянию Йозефа Гайдна. Итальянский композитор был восхищён симфонией № 94 и испытывал благоговейный трепет перед музыкальным приёмом, который австрийский творец использовал для создания неожиданного акустического эффекта. «На этом месте дамы будут вскрикивать» — предрекал «отец симфонии», известный своим неординарным подходом к иронии. В стремлении так же удивить публику, Россини пишет вступление, начинающееся с тихого звучания басов и завершающееся внезапно полным оркестровым включением.

Уникальным в оперном жанре решением можно обоснованно назвать финальный ансамбль, звучащий в завершении первого акта. Россини взял на вооружение приём звукоподражания, используя музыкальный потенциал оркестровых инструментов так, чтобы их совместное звучание походило на ураган, бурю, шторм. Именно это, по мнению автора, могло передать крайнее замешательство всех героев, воцарившееся, согласно сюжету, на сцене в окончании первого действия. Одновременно ансамбль «Confusi e stupidi» стал своеобразным предвестником интриги, которая только начала зарождаться.

1813 год явился вехой не только в творческой биографии композитора, но и в истории итальянского оперного искусства. Еще одна не менее известная и принятая публикой опера «Танкред», как и «Итальянка в Алжире» ознаменовали начало оперной реформы в Италии, преодоление упадка оперы и зарождение новой оперной школы, отразившей идеи народно-освободительного движения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: