Учебное управление ОмГМА на заседании кафедры
Начальник _______ _______ пропедевтики внутренних болезней
Доцент С.И.Бандура Протокол № 3 от «10 » 09.2012
Декан медико- Зав.кафедрой
профилактического факультета ____________________________ __________________________
Проф. В. Л. Стасенко д.м.н., доцент С.С.Бунова
Балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов 3-го курса медико-профилактического факультета на кафедре пропедевтики внутренних болезней
Под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения пропедевтики внутренних болезней, с учетом всех видов учебной деятельности в виде итогового рейтинга. Балльно-рейтинговая система вводится для более полного и объективного учета и оценки успеваемости студентов, предполагая непрерывный контроль в течение всего срока изучения дисциплины.
1.2. Целями введения балльно-рейтинговой системы являются:
− стимулирование повседневной систематической работы студентов;
- повышение мотивации студентов к освоению дисциплины на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности;
− определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе, повышение состязательности в учебе;
− снижение роли случайных факторов при сдаче экзамена;
1.3.Принципы балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
− единство требований, предъявляемых к работе студентов;
− регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;
− открытость и гласность результатов успеваемости студентов для всех участников образовательного процесса;
−строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом.
Виды и формы рейтингового контроля
Успеваемости студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней
Основные термины балльно-рейтинговой системы
− рейтинг – индивидуальная накопительная оценка освоения учебной дисциплины студента в баллах, определяемая каждым видом контроля;
- текущий рейтинг – оценивается в процессе изучения дисциплины на каждом практическом занятии, направлен на определение уровня подготовленности студента по определенной теме;
- рубежный рейтинг –оценка освоения раздела дисциплины (одного модуля), а также написание фрагментов истории болезни, экзаменационной истории болезни с ее последующей защитой, предусмотренными учебным планом специальности;
- экзаменационный рейтинг – рейтинговая оценка результатов экзамена;
- итоговый рейтинг – итоговый результат освоения дисциплины (теоретических знаний, навыков и умений), по результатам которого выставляется оценка в зачетку;
− нормативный рейтинг дисциплины – максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. По каждому виду контроля устанавливается свой нормативный рейтинг (нормативный рейтинг текущего, рубежного, экзаменационного, итогового контроля). Нормативные рейтинги текущего и рубежного контроля в сумме составляют нормативный фактический рейтинг. Нормативный рейтинг итогового контроля освоения дисциплины включает нормативный фактический рейтинг и экзаменационный рейтинг.
− фактический рейтинг – баллы, которые набирает студент по результатам текущего и рубежного контроля.
− проходной рейтинг – минимум баллов, набрав который студент будет считаться как освоившим дисциплину. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, т.е. 31 балл, набрав которые студент допускается до итогового контроля (экзамена). Если студент по итогам обучения за 2 семестра набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;
− контрольная точка (контрольное мероприятие) – даты проведения текущего, рубежного или итогового контроля;
Виды рейтингов, используемые на кафедре при изучении пропедевтики внутренних болезней
- текущий рейтинг;
- рубежный рейтинг;
- проходной рейтинг;
-фактический рейтинг;
- экзаменационный рейтинг;
- итоговый рейтинг по дисциплине (или промежуточный по специальности).
2.3.Текущий рейтинг и контроль осуществляется в течение учебного года на каждом практическом занятии.
Нормативный текущий рейтинг равен 1,0 баллу.
Нормативный текущий суммарный рейтинг за первый семестр - 16 баллов, за второй – 12 баллов, всего- 28 баллов
Формами текущего контроля знаний являются:
- входной контроль - тестирование (проверка исходного уровня знаний студента по теме занятия);
- устный опрос по теме занятия (оценка степени усвоения знаний) и оценка усвоенных практических навыков, проверенных преподавателем в ходе занятия.
Оценка результатов тестирования проводится по шкале:
Количество правильных ответов | Оценка |
100 - 90% | отлично (5) |
89 – 80% | хорошо (4) |
79 – 60 % | удовлетворительно (3) |
59% и ниже | неудовлетворительно (2) |
Отсутствие входного контроля (например, опоздание) – оценивается 0 баллами.
Оценка результатов опроса и практических навыков оценивается по традиционной 5-бальной системе.
Итого, на каждом занятии студент получает 2 оценки: одну - за тестирование и другую - по результатам устного опроса и проверки практических навыков преподавателем. Две оценки суммируются и умножаются на весовой коэффициент, который равен - 0,1.
Примеры расчета текущего рейтинга(Ртек):
1. Студент Петров А.А. ответил правильно на 85% тестовых заданий, получил хорошо (4). По результатам устного опроса и проверки практических навыков получил удовлетворительно (3). Текущий рейтинг (Ртек) = (4+3)х 0,1 = 0,7. Ртек =0,7балла.
2. Студент Сидоров А.Л. опоздал на занятие, не отвечал на вопросы входного тестирования. По результатам опроса и проверки практических навыков получил удовлетворительно (3).
Ртек= (0 + 3) х 0,1 = 0,3 балла.
Текущий суммарный рейтинг состоит из суммы текущего рейтинга за все практические занятия первого и второго семестров.
2.4. Рубежный рейтинг состоит из 5 итоговых контрольных занятий, проводимых после изучения каждого раздела (модуля) дисциплины, и написания историй болезни.
Нормативный рубежный рейтинг - 32 балла.
Итоговое занятие состоит из двух этапов:
I. Проверка теоретических знаний по билетам. Оценка ставится в традиционной 5-бальной системе и переводится в баллы по шкале:
Оценка в 5- бальной системе | Количество баллов |
Отлично (5) | 4,0 |
Хорошо | 3,0 |
Удовлетворительно (3) | 2,0 |
1,5 | |
Неудовлетворительно (2) | 1,0 |
Отказ от написания письменной контрольной работы, переписывание одних вопросов без ответов или отсутствие на этом занятии – 0 баллов.
Написание пропущенной контрольной работы по неуважительной причине в срок до 2-недель после контрольной точки в назначенный кафедрой срок: полученная оценка в 5-бальной традиционной системе умножается на весовой коэффициент 0,5.
Написание контрольной работы позже 2-х недель от контрольной точки – полученная оценка умножается на весовой коэффициент 0,2.
Пропущенная контрольная работа по уважительной причине (по справке, заверенной в деканате) переписывается в назначенный срок без штрафных санкций
II. Проверка практических навыков, курация больного с написанием фрагментов истори и болезни (всего-2).
Каждый фрагмент оценивается 2 баллами.
Не сданный фрагмент истории болезни – 0 баллов.
Фрагмент, сданный после контрольной точки -1 балл.
Студент, не сдавший 2 фрагмента истории болезни, не допускается к написанию экзаменационной истории болезни.
Примеры расчета рубежного рейтинга:
1. Студент Петров А.И. написал итоговую контрольную на 4 (хорошо) - 3,0 балла, сдал в назначенный срок фрагмент истории болезни, за что получает 2 балла.
Рейтинг рубежный (Рруб).= 3,0 балла + 2 балла = 5 баллов.
2. Студент Сидоров П.А. написал итоговую контрольную на 3 (удовлетворительно) -2,0 балла, сдал фрагмент истории болезни через 2 недели после контрольной точки, за что получает 1 балл.
Рруб = 2,0 балла + 1 балл = 3,0 балла.
3. Студент Иванов П.Т. на контрольную работу не явился, писал ее в назначенную кафедрой дату, получил 3 (удовлетворительно), что соответствует 2 рейтинговым баллам. Фрагмент истории болезни сдал на 1 неделю позже.
Рруб= (2 балла х 0,5) + 1 балл = 2 балла
Экзаменационная история болезни с последующей ее защитой. История болезни оценивается по традиционной 5 - бальной системе и переводится в рейтинговые баллы по шкале:
Оценка | Количество баллов |
Отлично (5) | |
Хорошо (4) | |
Удовлетворительно (3) |
Неудовлетворительно написанная история болезни не зачитывается, студент получает повторно больного на курацию и пишет новую историю болезни.
История болезни, сданная в течение одной недели после контрольной точки – вычитается 2 балла, позже - 3 балла.
Студент, не сдавший и не защитивший историю болезни на положительную оценку, считается не выполнившим учебную программу и к экзамену не допускается.
Примеры расчета балла за экзаменационную историю болезни:
1. Студент Иванов А.П. сдал историю болезни через 3 дня после назначенного срока (контрольной точки), получил за нее 4 (хорошо), что соответствует 6 баллам, за несвоевременно сданную работу вычитается 2 балла.
Рист бол = 6-2= 4 балла.
2. Студент Петров А.Л. сдал историю болезни через 3 недели после назначенного срока, она оценена преподавателем на удовлетворительно(3), что соответствует 4 рейтинговым баллам..
Рист бол = 4 - 3 = 1 балл.
Р убежный суммарный рейтинг за весь период обучения (за 2 семестра) складывается из рейтингов пяти итоговых занятий, двух фрагментов историй болезни и экзаменационной истории болени и рассчитывается по формуле:
Рруб= Р(1руб)+Р(2 руб)+Р(3 руб) +Р(4 руб)+ Р(5 руб) + Р (1фраг ист бол)+ Р(2 фрагистор бол) + Р экзистр болезни.
Фактический рейтинг.
Фактический рейтинг складывается из суммы текущего суммарного рейтинга за учебный год (сумма рейтинга всех практических занятий) и рубежного рейтинга (сумма рейтингов 5-ти контрольных работ, двух фрагментов и экзаменационной истории болезни).
Нормативный фактический рейтинг составляет 60 баллов.
Проходной рейтинг.
Проходной рейтинг составляет 51 % от нормативного фактического рейтинга и равен 31 баллу. Студент, набравший менее 30,9 баллов за весь учебный год, считается не освоившим дисциплину и не допускается к экзамену.