Глава 2. Исследовательская часть




Правовая культура старшеклассников

 

Тонаканян Карина, ученица 10 «Б» класса

МОУ «Общеобразовательного лицея №3»

г. Котласа Архангельской обл.

Научный руководитель – Быкова Галина Леонидовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Общеобразовательного лицея №3»

г. Котласа Архангельской обл.

 

Котлас, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Правовая культура старшеклассников 4

Глава 2. Исследовательская часть 5

Заключение 10

Список литературы 11

Приложения 12


 

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни особую актуальность приобретает проблема правовой культуры молодежи, ибо ее несовершенство препятствует обновлению общества и развитию демократического правового государства. Необходимость столь пристального внимания к этой проблеме продиктована спецификой старшего школьного возраста. Нельзя не согласиться с тем, что уровень правовой культуры определяется общеобразовательным и культурным уровнем, неразрывно связан с нравственной, политической, экономической и другими типами культур; зависит от того, каким образом были получены правовые знания, и изучалось ли право в школе. Учащиеся старших классов зачастую не знают о своих правах и обязанностях, иногда подменяя одно другим, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Наличие страха перед наказанием в качестве основного мотива правового поведения, недоверие к органам правопорядка, отсутствие стремления понимать и уважать права других является прямым следствием неэффективной правовой социализации молодежи. Выход из создавшегося положения может быть найден на путях координирования усилий всех институтов и агентов правовой социализации, направленных на повышение эффективности правового образования и воспитания молодого поколения. [1]

Цель исследования – выявление уровня правовой культуры старшеклассников, её восприятие и отношение к ней.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме «Правовая культура».

2. Провести анкетирование, тестирование и проанализировать полученные результаты среди обучающихся старших классов.

Объект – правовая культура старшеклассников.

Предмет исследования – уровень правовой культуры старшеклассников.

Гипотеза: в настоящее время правовая грамотность учеников старшей школы находится на достаточно низком уровне.

Методы исследования:

1. Анкетирование

2. Тестирование

 


Глава 1. Правовая культура старшеклассников

Согласно распространённому научному мнению, правовая культура – это некий уровень объективных оценок и знаний в отношении права и всех связанных с ним факторов. Эти знания могут существовать в виде отдельных интеллектуальных установок, жизненного опыта, убеждений, личностных норм и т. п. Она проявляется в юридической и иных сферах социального регулирования.

Правовая культура может существовать на уровне общества в целом, а также в среде отельных групп и личностей. К тому же ее виды и функции достаточно сильно связаны между собой. Ведь в зависимости от сферы действия категории появляются те или иные факторы. Таким образом, существуют следующие виды, а именно: правовая культура личности, группы и общества. Каждый из этих элементов отыгрывает весомую роль в процессе регулирования социальных отношений. Благодаря разным уровням действия, право может «перестраиваться» под фактические интересы конкретных групп и личностей.

Правовая культура отражает наиболее важные интересы населения государства, а также уровень реального применения норм официальных актов со стороны органов страны и социума. [2]

 
Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважение к праву, закону и правомерного поведения. [5]

 


 

Глава 2. Исследовательская часть

В данном исследовании было проведено анкетирование с участием 83-х человек. Анкета состояла из приведенных ниже вопросов, расположенных в том же порядке, в котором мы их рассмотрим.

1. Я считаю, что необходимо знать и соблюдать правовые нормы

Согласен – 94%

Трудно сказать – 5%

Не согласен – 1%

Результаты ответов на вопрос показывают, что более 90% опрошенных знают и соблюдают нормы права (приложение 7, рис. 1).

2. Мне кажется, что жить следует только своим разумом, не доверяя законам

Согласен – 11%

Трудно сказать – 43%

Не согласен – 46%

С данным утверждением не согласны около половины учеников, 43% сомневаются (приложение 7, рис. 2).

3. Самый главный закон – это вести себя, как окружающие люди

Согласен – 1%

Трудно сказать – 15%

Не согласен – 84%

Из полученных ответов следует, что анкетируемые, ответившие согласием, склонны нарушать законы, глядя на свое окружение (приложение 8, рис. 3).

4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди

Согласен – 18%

Трудно сказать – 51%

Не согласен – 31%

Чуть больше половины затрудняются ответить конкретно, 18% учеников согласились (приложение 8, рис. 4).

5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу

Согласен – 16%

Трудно сказать – 31%

Не согласен – 53%

 
Из результатов можно сделать вывод, что 16% старшеклассников согласны с этим утверждением, 53% дали отрицательный ответ (приложение 9, рис. 5).

 

 

6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет

Согласен – 10%

Трудно сказать – 37%

Не согласен – 53%

Итак, 1/10 часть обучающихся не знает действующие законы и правовые нормы. Отсюда следует, что дети без какого-либо умысла могут нарушить их и понести за это наказание (приложение 9, рис. 6).

7. Главенство законов – вот идеальное устройство государства

Согласен – 42%

Трудно сказать – 46%

Не согласен – 12%

На основе полученных данных можно сказать, что 42% людей убеждены в надежности и справедливости действующих на сегодняшний день законов (приложение 10, рис. 7).

8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна

Согласен – 20%

Трудно сказать – 40%

Не согласен – 40%

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных норм, правил, регулирующих общественные отношения. Главный источник права в России – закон, основа права – общечеловеческие ценности.

Среди анкетируемых 40% выразили несогласие и ровно столько же затруднились ответить (приложение 10, рис. 8).

9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом

Согласен – 57%

Трудно сказать – 35%

Не согласен – 8%

 
8% учеников не считают достойным соблюдение принятых государством законов. Возможно, именно в это число и могут войти нарушители правовых норм (приложение 11, рис. 9).

 

 

10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона

Согласен – 49%

Трудно сказать – 29%

Не согласен – 22%

49% старшеклассников сочли это убеждение верным, остальные ответили иначе (приложение 11, рис. 10).

11. Я думаю, что к закону нужно относиться так же почтительно, как и к старшим по возрасту и по званию

Согласен – 57%

Трудно сказать – 33%

Не согласен – 10%

57% учащихся ответили положительно, 10% дали отрицательный ответ (приложение 12, рис. 11).

12. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни

Согласен – 5%

Трудно сказать – 17%

Не согласен – 78%

Большинство опрошенных не согласились с этим утверждением, 5% его подтвердили (приложение 12, рис. 12).

13. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система

Согласен – 0%

Трудно сказать – 39%

Не согласен – 61%

На основе полученных данных видно, что среди школьников старших классов ни один в достаточной степени не удовлетворен сложившейся в нашем государстве правовой системой. Существует проблема недовольства, которую необходимо срочно решать (приложение 13, рис. 13).

14. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон

Согласен – 12%

Трудно сказать – 27%

Не согласен – 61%

 
Около четверти человек не смогли дать точный ответ, больше половины выразили несогласие (приложение 13, рис. 14).

 

 

15. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений выясняют юридическую силу вопроса

Согласен – 60%

Трудно сказать – 36%

Не согласен – 4%

60% учеников ответили положительно, несогласие выразили только 4% (приложение 14, рис. 15).

16. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни

Согласен – 10%

Трудно сказать – 49%

Не согласен – 41%

Почти половина старшеклассников высказала сомнение по данному вопросу. Возможно, потому, что школьники не уверены в беспрекословном исполнении законов в обществе (приложение 14, рис. 16).

17. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону

Согласен – 52%

Трудно сказать – 42%

Не согласен – 6%

 
Проанализировав ответы, можно прийти к выводу: в нашей стране существует проблема, заключающаяся в презрительном и негативном отношении к существующим законам (приложение 15, рис. 17).


 

Далее ученикам предлагалось пройти тест на определение уровня правовой культуры, содержание работы которого определяется на основе программы и учебного пособия «Ваши права».

В ходе проверки ответов было установлено, что среди всех тестируемых 2 человека имеют низкий уровень знаний правовых норм, 43 человека – ниже среднего, 23 находятся на средней ступени и только один человек имеет высокий уровень правовой культуры (приложение 15, рис. 18).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время правовая грамотность учеников старшей школы находится на достаточно низком уровне. В ходе этой работы гипотеза, в целом, подтвердилась. По результатам анкетирования мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство опрошенных старшеклассников уважают законы и следуют правовым нормам.

2. Существует проблема неосведомленности молодежи о своих правах. Одним из путей ее решения может послужить правовое воспитание, средствами которого является правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика и самовоспитание.

3. Многие из учеников не удовлетворены существующей на сегодняшний день правовой системой. Нарастающее недовольство может послужить росту преступности. В нашей стране присутствует проблема, заключающаяся в презрительном отношении к законам.

4. Почти половина участников анкетирования убеждена, что к процветанию и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона. Следовательно, в сферах общественной жизни имеются и другие проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.

 
Результаты анкетирования и последующего за ним тестирования подтвердили, что необходимость воспитания правосознания граждан достаточно велика. Для повышения уровня правовой культуры старшеклассников следует проводить дополнительные занятия, правовые игры и турниры. Данные исследовательской работы можно использовать на классных часах и различных школьных мероприятиях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pedagogica/44819.doc.htm

2. https://megapredmet.ru/1-51635.html

3. https://center-yf.ru/data/Yuristu/pravovaya-kultura.php

4. https://multiurok.ru/files/tiest-po-opriedielieniiu-pravovykh-znanii-uchashch.html

 
5. А. Ф. Никитин. Право: учеб. для 10 –11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2008.– 352 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест

1. Какова цель ООН?

А. Защита прав человека

Б. Проведение Олимпийских игр

С. Наказание преступников

2. В каком документе изложены основные права человека?

А. В Конституции РФ

Б. В Конвенции о правах ребёнка

С. В Декларации прав человека

3. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

А. Промышленный и военный капитал

Б. Человек, его права и свободы

С. Государство

4. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

А. Председатель правительства

Б. Президент

С. Председатель Государственной Думы

5. В каком документе изложены права ребёнка?

А. В Декларации

Б. В Конвенции

С. В Конституции РФ

6. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?

А. Лицо, не достигшее 18 лет

Б. Лицо, не достигшее 14 лет

С. Лицо, не достигшее 16 лет

7. С какого возраста человек имеет право участвовать в управлении своей страной?

А. 14 лет

Б. 16 лет

 
С. 18 лет

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

8. Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе гражданских?

А. Право на жизнь

Б. Право на свободу убеждений

С. Право на труд

Д. Право на неприкосновенность жилища

Е. Право на гражданство

Ж. Право на образование

9. Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе политических?

А. Право на выбор местожительства

Б. Право на свободу мысли и религии

С. Право на свободу убеждений

Д. Право на получении пенсии по старости

Е. Право на свободу мирных собраний

Ж. Право на участие в управлении своей страной

10.Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе социальных?

А. Право на получении пенсии по старости

Б. Право на образование

С. Право на труд

Д. Право на справедливое вознаграждение

11. Человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана:

А. Мэром города

Б. Судом

С. Директором школы

12. При достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет люди имеют право на:

А. Свободу мирных собраний

Б. Получение пенсии по старости

 
С. Право на труд

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

13. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и распространение их с помощью:

А. Телевидения

Б. Писем

С. Газет

14. Напиши, каким правом может воспользоваться человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов?

15. Напиши, какое право нарушается, если ребёнку 10 лет, но он не умеет читать и писать.

16. Родители купили тебе компьютер. Напиши, каким правом ты можешь воспользоваться?

17. Напиши, какое право по отношению к тебе будет нарушено, если на улице незнакомый человек отобрал у тебя телефон?

18. Раздели на 2 группы: права и обязанности, следующие понятия: участие в мирных собраниях, воинская служба, забота о престарелых родителях, создание семьи, охрана природы, обращение в суд.

19. Рассмотрите поведение героев русской народной сказки «Красная шапочка»» с точки зрения права.

 
20. Напиши 1-2 пословицы, которые отражали бы отношения между людьми.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета

1. Я считаю, что необходимо знать и соблюдать правовые нормы

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

2. Мне кажется, что жить следует только своим разумом, не доверяя законам

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

3. Самый главный закон – это вести себя, как окружающие люди

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

7. Главенство законов – вот идеальное устройство государства

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна

1) Согласен

2) Трудно сказать

 
3) Не согласен

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

11. Я думаю, что к закону нужно относиться так же почтительно, как и к старшим по возрасту и по званию

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

12. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

13. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

14. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

15. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений выясняют юридическую силу вопроса

1) Согласен

2) Трудно сказать

 
3) Не согласен

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

16. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни

1) Согласен

2) Трудно сказать

3) Не согласен

17. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону

1) Согласен

2) Трудно сказать

 
3) Не согласен


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

1. Я считаю, что необходимо знать и соблюдать правовые нормы

 

 
2. Мне кажется, что жить следует только своим разумом, не доверяя законам


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

3. Самый главный закон – это вести себя, как окружающие люди

 

 
4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

 

5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу

 

 

 
6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

7. Главенство законов – вот идеальное устройство государства

 

 

 
8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом

 

 

 
10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

11. Я думаю, что к закону нужно относиться так же почтительно, как и к старшим по возрасту и по званию

 
12. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

13. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система

 
14. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

15. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений выясняют юридическую силу вопроса

 

 
16. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

17. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону

 
Уровень правовой культуры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: