Вынужден оговориться: накат справа мы начинаем изучать после того, как освоили накат слева. Ведь мы усложняем наши занятия постепенно, шаг за шагом. А накат справа - это ваш четвертый урок.
"Есть правило - оно называется "треугольник". Левая нога - это одна точка. Правая нога, стоящая от стола чуть-чуть дальше - это вторая точка. И вершина - это мяч перед вами".
На первом - пытались удержать мяч на ракетке. Несильно подбрасывали его вверх. Набивали, таким образом, и 10, и 50, и 100 ударов. Когда появилась уверенность, подходили к теннисному столу и пытались отбить брошенный на вашу половинку мяч.
Это был наш второй урок - мы проходили тычок слева. Правая нога была чуть-чуть впереди. Ракетка - на уровне пояса. На той самой высоте, на которой вы только что набивали мяч. Вы лишь изменили угол - раньше ваша ракетка находилась в горизонтальной плоскости, а теперь - вертикальной. Когда научились тыкать мяч слева и перебрасывать его на половинку вашего друга - через сетку - мы перешли к третьему уроку. Накату слева.
Что нового мы добавили на этот раз? Почти ничего. Рука осталась на уровне пояса. Правая нога чуть-чуть выставлена вперед - это уже было. Но вот ракетка должна теперь не только ткнуть мячик - она совершает плавный переход из вертикального положения в почти горизонтальное. Иногда говорят - мы "закрываем" ракетку, как бы "выводим" ее из одной плоскости в другую.
Таким образом, приступая к четвертому уроку - накату справа - мы уже совсем опытные. Мы хорошо знаем - как надо стоять у стола, на каком от него расстоянии. На какой высоте находится наша ракетка. Как правильно ее закрывать при завершении удара. И что в это время делает наша левая рука.
|
Если вы это хорошо усвоили - переходим к накату справа.
***
Самое сложное - это скоординировать наши движения. И не "наскакивать" на стол.
Какое должно быть расстояние между ним и нами? Давайте проверять: согните правую руку в локте, сожмите кулак, упритесь им в торцевую часть теннисного стола.
А почему вы стоите прямо? Нет, вы должны проверять дистанцию, заняв исходное положение: ноги чуть-чуть согнуты, корпус подан вперед, ваш центр тяжести смещен не на пятки, а на мысочки. Достает ваш кулак до стола? Если нет - шаг вперед. Много? Чуть-чуть отойдите. Вы должны коснуться стола, но не вдавливать ваш кулак в крышку.
Дистанцию мы выбрали. Что мы делаем дальше?
"Меняем" ноги: при накате слева - какая нога стояла впереди? Правая. При накате справа - мы выставляем левую ногу. Почему?
Есть правило - оно называется "треугольник". Левая нога - это одна точка. Правая нога, стоящая от стола чуть-чуть дальше - это вторая точка. И вершина - это мяч перед вами. Если вы забудете "сменить" ноги, то при накате справа у вас получится не треугольник, а некая сложная геометрическая фигура, которая даст знать о себе в будущем плохой техникой.
То есть, мы должны всегда становиться так, чтобы мяч был вершиной нашего равнобедренного треугольника: нога левая, нога правая и точка соприкосновения с мячом.
Итак, мы готовы начинать движение. Смотрим на первую картинку.
Отводим ракетку назад, разворачиваем корпус, переносим центр тяжести на правую опорную ногу. И обращаем внимание на левую руку. Тренер за нашей спиной умышленно ее придерживает, дабы она не не опускалась или не прижималась к груди. Сама ракетка чуть-чуть прикрыта. Ведь мяч нам просто набрасывают и он летит к нам почти без вращения.
|
Второй снимок. Мы идем в атаку. Внимательно смотрим на ракетку - мяч должен попасть точно в ее середину. Наш центр тяжести чуть-чуть смещается к левой ноге. Левая рука по-прежнему отведена в сторону. Все наши движения мягкие, без рывков и напряжения.
Только не надо в этот момент выпрямлять спину. Или - откидываться назад. Наоборот. Мы устремлины вперед, на стол. И уж тем более - не надо поднимать вверхнюю часть нашей ракетки. Она является продолжением нашей руки.
Третий снимок. Наша ракетка уже коснулась мяча, но мы продолжаем наше движение. Здесь нельзя останавливаться и возвращать руку в исходное положение - для нового замаха. Существует инерция наших движений. И мы должны следовать ей до самого конца.
Кроме того, именно в этот короткий промежетук времени - уже без мяча - мы отдыхаем. Если угодно, расслабляем свою руку. Ведь только что мы сыграли накатом. Активно. Добавив в удар инерцию нашего тела. Теперь - маленький отдых.
Четвертый снимок. Вот та самая точка, которой должна достигнуть наша ракетка - у левого виска. И на левой ноге сейчас находится наш центр тяжести. Правда, мы чуть-чуть "завалились", видите? Это не страшно. Мы повторим накат и наш тренер поможет ученику избежать этой ошибки.
Главное - инерция нашего движения сошла на нет. Теперь можно выдохнуть и вернуть руку в исходное положение.
Но каким образом мы возвращаемся? Тут есть два варианта.
|
Первый - обозначен изогнутой красной линией и стрелками. По этой траектории мы можем как производить накат, так и возвращать руку в исходное положение. Как бы, "скатываться" по воображаемой дуге обратно.
Но есть и другой путь - его использует Анатолий Амелин, известный телевизионный комментатор, капитан сборной команды СССР 60-х годов. Он привык не останавливать свою руку у левого виска, а продолжать движение, но уже вниз - по кругу - и, таким образом, возвращать руку на исходную позицию. (Некоторые современные китайские спортсмены, как, например, №1 Wang Liqin, также возвращают руку в исходное положение, двигаясь по кругу).
Какой вариант наиболее правильный?
Оба. Если вы будете успевать "вернуться", произведя рукой полный круг - используйте этот путь. Только помните - Анатолий Амелин пришел в секцию настольного тенниса в 50-х годах. Тогда еще не знали, что такое топ-спин. А сама игра не было столь быстрой и остро-атакующей, как сегодня. Да, многие старые приемы игры мы используем и поныне. Только с оговоркой - если они (приемы) не тормозят наше движение вперед.
И самое последнее. Почему за нашей спиной стоит тренер? Разве нельзя самостоятельно изучать накат справа?
Конечно, можно. Мы лишь обращаем ваше внимание - за всеми нашими действиями должен наблюдать тренер. Он - или буквально руководит нами. Или - наблюдает со стороны.
Для нас - очень важно последнее. Мы должны научиться анализировать свои движения, как будто за нашей спиной находится тренер. Ведь он давно всему научился, а вот нам предстоит узнать еще очень многое