Тематика практических занятий




Тематика практических занятий соответствует рабочей программе дисциплины.

 

Практическое занятие 1.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических дисциплин».

1. История возникновения теории государства и права.

2. Отличие предмета науки от предмета учебной дисциплины.

3. Отличительные признаки предмета науки и учебной дисциплины теории государства и права.

4. Отличие естественных наук от общественных наук.

5. Подходы к классификации юридических наук, их анализ.

6. Роль теории государства и права в изучении других юридических наук.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 2.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Методология и методы научного познания государственно-правовых явлений».

1. Отличие понятий метода и методологии.

2. Общенаучные методы.

3. Частно-научные методы.

4. Общая характеристика методов теории государства и права.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 3-4.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Происхождение государства».

1. Основные положения теории происхождения государства: теологической, договорной, психологической, патриархальной, материалистической, насилия, органической, ирригационной.

2. Основные причины возникновения государства.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 5.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Понятие и признаки государства».

1. Общество: понятие и структура. Признаки общества.

2. Основные и факультативные признаки государства.

3. Понятие государственного суверенитета и его виды.

4. Отличие государства от других политических организаций.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 6.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Сущность государства».

1. Содержание теорий о сущности государства: теории элит, технократической теории, теории плюралистической демократии, теории «государства всеобщего благоденствия», теории правового государства, материалистической теории.

2. Основания для классификации функций государства и их содержание.

3.Формы осуществления функций государства. Отличие правовых форм от не правовых форм осуществления функций.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 7, 8.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Формы государства».

1. Институт государства: понятие и элементы. Теория трех элементов государства: субстанциональный элемент, территориальный элемент и институциональный элемент государства.

2. Форма государства: понятие и элементы.

3. Форма правления: понятие и классификация. Форма устройства: понятие и классификация. Форма режима: понятие и классификация.

4. Конституционное государство. Демократическое государство. Либеральное государство.

5. Типичные и нетипичные формы государства (гибридные, смешанные).

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 9.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Механизм государства».

1. Понятие «механизм государства». Теория разделения государственной власти и механизм государства.

2. Законодательная власть: понятие и система.

3. Исполнительная власть: понятие и система.

4. Судебная власть: понятие и система.

5. Понятие и признаки государственного органа. Принципы организации и деятельности органов государства.

6. Государственная служба.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 10.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Типология государств».

1. Понятие типологии государства и права.

2. Восточный и западный пути развития государства.

3. Материалистический и цивилизационный подходы к типологии государств.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 11.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Политическая система общества».

1. Политическая система: понятие и структура. Место государства в политической системе общества.

2. Государство и гражданское общество. Легитимность государства: понятие и структура.

3. Традиционная легитимность, харизматическая легитимность, легальная легитимность.

4. Социальная легитимность государства. Политическая легитимность государства. Конституционная легитимность государства.

5. Государство и политические партии.

6. Государство и средства массовой информации.

7. Государство и общественные объединения.

8. Государство и церковь.

9. Основные тенденции развития политических систем современности и роль государства.

10. Модели распределения власти в политической системе: плюрализм (полицентризм), бюрократизм (моноцентризм), элитизм, корпоративизм. Демократическое государство, полицейское государство, корпоративное государство.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 12.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Возникновение права».

Представители и содержание теорий о возникновении права: теологической, естественно-правовой, нормативистской, психологической, материалистической и проч.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 13.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правопонимание».

1. Отличие объективного от субъективного понятия права.

2. Субъекты правопонимания и понятие права в соответствии с их пред­ставлениями.

3. Понятие и виды функций права.

4. Понятие и виды принципов права.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 14.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Право в системе социального регулирования».

1. Понятие социально-нормативного регулирования. Социальные нормы, правовые нормы, технические нормы. Формальные правила и неформальные правила.

2. Право и социальные нормы. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.

3. Право и технические нормы. Технико-юридические нормы.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 15, 16.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Нормы права: понятие и виды».

1. Функции права и функции правовых норм.

2. Понятие и признаки нормы права. Элементы норм права.

3. Виды норм права: основания классификации и система.

4. Норма права и нормативный акт. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

5. Нормы права и индивидуальные предписания.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 17.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Система права».

1. Понятие системы права. Структурные элементы системы права: правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли права. Правовые общности и межотраслевые правовые комплексы.

2. Основания построения системы права: предмет и метод правового регулирования. Классификация отраслей права.

3. Основные составляющие подсистемы системы права: публичное и частное право; материальное и процессуальное право; национальное и международное право.

4. Предметная, институциональная и функциональная характеристики основных отраслей права.

5. Система права и система законодательства: структурные и функциональные связи.

6. Правовая система и система права.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 18.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Формы (источники) права».

1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.

2. Классификация источников права. Социальная практика и обычное право. Судебная практика и судебное право. Правовая доктрина как источник права. Нормативные договоры. Принципы права как источники права.

3. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.

4. Закон как нормативный правовой акт. Понятие и классификация. Соотношение права и закона. Дуалистическая концепция (несовпадение права и закона). Монистическая концепция (тождество права и закона).

5. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 19.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правотворчество».

1. Понятие правотворчества. Правообразование и правотворчество.

2. Нормотворчество, правотворчество и законотворчество: соотношение понятий.

3. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.

4. Правотворческий процесс: понятие и стадии.

5. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Пределы действия нормативных правовых актов.

6. Систематизация нормативных правовых актов: инкорпорация, консолидация и кодификация.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 20.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Реализация права».

1. Понятие и формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование. Принципы реализации права. Злоупотребление правом.

2. Применение права. Субъекты и стадии применения права. Юридические доказательства и юридическая квалификация. Принципы применения права. Применение права contra legem.

3. Правоприменительные акты: понятие и классификация.

4. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве.

5. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

6. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 21.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Толкование права».

1. Понятие толкования права.

2. Способы толкования права: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое и специально-юридическое толкование права.

3. Виды толкования права: по субъектам толкования, по объему толкования.

4. Акты толкования права: понятие, виды, юридическая сила.

5. Применение и толкование Конституции.

6. Толкование норм международного права.

7. Юридическая техника толкования права. Принципы толкования права.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 22, 23.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правовые отношения».

1. Понятие правоотношения и классификация правоотношений.

2. Структура правоотношений. Абстрактные и конкретные правоотношения. Абсолютные и относительные правоотношения. Материальные и процессуальные правоотношения.

3. Правовое отношение и юридическая норма. Правовое отношение и юридические факты. Правовое отношение и механизм правового регулирования.

4. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность.

5. Содержание правоотношений: субъективные права и субъективные обязанности.

6. Объекты правоотношений. Монистическая и плюралистическая теории объектов правоотношений.

7. Понятие и классификация юридических фактов.

8. Сложные юридические факты и составы. Установление и доказывание юридических фактов. Фиксация и удостоверение юридических фактов.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 24, 25.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Механизм правового регулирования».

1. Правовое регулирование: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования.

2. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования.

3. Структура механизма правового регулирования.

4. Пределы правового регулирования.

5. Эффективность правового регулирования.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 26.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Основные правовые системы прошлого и настоящего».

1. Понятие правовой системы. Основания классификация правовых систем. Понятие правовой семьи.

2. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.

3. Виды правовых систем: общее и особенное.

4. Романо-германская правовая семья.

5. Англо-саксонская правовая семья.

6. Религиозные правовые семьи.

7. Семья традиционного права.

8. Семья обычного права.

9. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условиях глобализации. Границы унификации правовых систем.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 27, 28.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правомерное поведение и правонарушение».

1. Понятие правомерного поведения. Объективная и субъективная стороны.

2. Понятие правонарушения. Состав правонарушения: объект и субъект правонарушения, объективная и субъективные стороны.

3. Виды правонарушений.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 29, 30.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Юридическая ответственность».

1. Понятие и виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.

2. Меры юридической ответственности.

3. Реализация юридической ответственности.

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

5. Основания освобождения от юридической ответственности.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 4 часа.

 

Практическое занятие 31.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Законность и правопорядок».

1. Понятие законности. Принципы и гарантии законности. Способы обеспечения законности.

2. Понятие правопорядка: признаки, содержание, форма и структура. Законность и правопорядок: соотношение понятий.

3. Виды правопорядков: внутригосударственный правопорядок, региональный правопорядок, международный правопорядок.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 32.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Государство, право и личность».

1. Человек и естественное право.

2. Понятие правового статуса личности.

3. Основные права и свободы человека, их классификация.

4. Обязанности человека и гражданина, их классификация.

5. Гарантии прав человека и гражданина, их классификация.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 33.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правосознание и правовая культура».

1. Правовое сознание и правовая культура: общее и особенное.

2. Понятие, функции и структура правосознания. Историческая типология правосознания.

3. Понятие, функции и структура правовой культуры. Историческая типология правовой культуры.

4. Правовая идеология и право как идеологические явления: соотношение понятий.

5. Правовой нигилизм: понятие, структура и формы правового нигилизма.

6. Правовой идеализм: понятие, структура и формы правового идеализма.

7. Правовой реализм: понятие, структура и формы правового реализма.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 34.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Правовое государство».

1. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.

2. Понятие и признаки правового государства. Принципы правовой государственности.

3. Правовое государство и демократическое государство: общее и особенное.

4. Правовое государство и конституционное государство: общее и особенное.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 35.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Государство, право, экономика и политика».

1. Право и социальные институты. Право и государство.

2. Право и экономика (право как функция экономического процесса). Право и политика (право как средство социального контроля). Право и культура (право как система трансцендентальных ценностей и критериев оценки позитивного права).

3. Официальное право и теневое право.

4. Ценность права и правовые ценности как выражение связи права и свободы, права и справедливости, права и формального равенства.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Практическое занятие 36.

Вид практического занятия: практическое занятие, предусматривающее обсуждение студентами вопросов данной темы.

Тема и содержание занятия: «Российское государство и право на современном этапе развития».

1. Характеристика традиции российской государственности.

2. Внутренние функции Российского государства.

3. Внешние функции Российского государства.

4. Общая характеристика Федеральных органов Российского государства.

5. Общая характеристика государственного устройства Российской Федерации.

Цель занятия:систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы обучающихся; контроль процесса усвоения знаний студентами.

Практические навыки: оперирование формулировками, понятиями, определениями; умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы; развитие научного мышления и речи.

Продолжительность занятия – 2 часа.

 

Интерактивные практические занятия

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования развития профессиональных навыков обучающихся подготовки бакалавра направления 40.03.01 Юриспруденция.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

- работа в группах;

- коллоквиум;

- презентация;

- защита докладов с его последующим обсуждением;

- решение ситуационных задач (Case-study);

- круглый стол.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе учебной группы создаются небольшие рабочие группы (3-5 студентов) для совместного выполнения учебного задания. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от вуза, а значит и от преподавателя поддержать инициативность студента, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой студент приходит в вуз, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между студентами одной учебной группы, чем при традиционных формах системы образования. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что студенты лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на практическом занятии.

Принципы групповой работы:

- группа разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики» и т.п.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всей группой.

Комплектование групп можно осуществлять:

- по определенному признаку, который задает преподаватель или староста группы (по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);

- по выбору старосты (староста в данном случае может либо назначаться преподавателем, либо выбираться студентами группы, а лидер набирает себе команду);

- по выбору преподавателя (решая определенные педагогические задачи, преподаватель может объединить студентов с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей). На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

5 этап: обсуждение процесса работы (этот этап не так часто вс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: