Государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования
Воронежской области
«БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Е.Н. Панфилова
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
«БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО»
Специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский учет»
(по отраслям)
(повышенный уровень)
Назначение данного пособия – организационное и учебно-методическое сопровождение выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бухгалтерское дело»
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии группы специальностей 080000 «Экономика и управление»
Протокол №__ от __________ 20__г.
ПЦК ___________________
Содержание
1.Пояснительная записка | |
2. Комплект опорных листов задания для внеаудиторной самостоятельной работы | |
3. Список рекомендуемой литературы | |
4. Образец титульного листа | |
5. Ведомость учета самостоятельной работы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях хозяйствования роль бухгалтера на предприятиях и в организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширения, стоящих перед ним задач. Специалист по бухгалтерскому делу обязан удовлетворять потребности тех, кто использует учетную информацию.
Программа учебной дисциплины «Бухгалтерское дело» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) повышенного уровня.
Курс «Бухгалтерское дело» является интегрированным курсом, обобщающим знания по специальным и профилирующим дисциплинам и призван, ориентировать студента в настоящей профессиональной деятельности на завершающей стадии обучения.
Основная задача дисциплины – систематизация полученных профессиональных знаний и комплексное их использование для осуществления деятельности бухгалтерской службы организации на высоком профессиональном уровне.
Дисциплина «Бухгалтерское дело» является достаточно сложной и многогранной. Цель ее – формирование у студентов представления об организации и функционирования бухгалтерских служб предприятий, организаций, фирм, учреждений.
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть навыками организации бухгалтерского дела и уяснить общие требования, сущность содержания бухгалтерского дела, ознакомиться с процессом формирования профессии современного бухгалтера. Основная задача в процессе изучения дисциплины помочь студенту осмыслить и понять организацию бухгалтерского учета в деятельности любого предприятия и организации.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- сущность и содержание бухгалтерского дела, его специфику;
- правовой статус бухгалтерской службы;
- специфику бухгалтерского учета в условиях компьютерной обработки данных.
уметь:
- использовать нормативно – правовую базу и управленческую информацию в своей профессиональной деятельности;
- использовать вычислительную технику для обработки учетно-финансовой информации.
Для реализации программного материала большое значение отводится внеаудиторной самостоятельной работе, выполняемой по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков самообразовательной деятельности, приобретении опыта творческой, исследовательской работы, развитии самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных задач.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и навыков, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
формирование культуры умственного труда студентов;
развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие проектных, исследовательских умений.
Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.
Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж преподавателя по выполнению задания, использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.
Групповая самостоятельная работа используется для совместной проработки учебного материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской деятельности.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (экзамен), может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с предоставлением продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используются семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений, культуры умственного труда;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Студенты, не выполнившие программу самостоятельной работы и не получившие оценку, считаются имеющими академическую задолженность.
Результаты выполнения самостоятельной работы фиксируются студентом в Ведомости установленной формы.
Оформление выполненных заданий производится в отдельной папке, в которой содержится весь необходимый материал: титульный лист, опорные листы задания для внеаудиторной самостоятельной работы, выполненные задания в соответствии с установленными требованиями, ведомость учета результатов.
2.Комплект опорных листов
задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Опорный лист№1
Тема учебного занятия | Тема 1.2. Возникновение и развитие бухгалтерского дела |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Написание сообщений по истории бухгалтерского дела |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Ответ по подготовленному сообщению |
Исходные данные/тематика заданий | Пять этапов развития бухгалтерского учета Развитие бухгалтерского дела в советскую эпоху Развитие бухгалтерского дела в доперестроечную эпоху |
Требования к представляемому выполненному заданию | Сообщение оформляется на отдельных листах А4 в соответствии с общими требованиями к текстовым документам |
Опорный лист№2
Тема учебного занятия | Тема 2.2. Формирование профессии современного бухгалтера (профессиональный бухгалтер и его статус). |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Составление примерного перечня наиболее значимых качеств (личностных и профессиональных) современного бухгалтера |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Обоснование при устном ответе составленного перечня |
Исходные данные/тематика заданий | Определите по своему усмотрению какими качествами должен обладать современный бухгалтер как личностными, так и профессиональными |
Требования к представляемому выполненному заданию | Оформляется в виде перечня, либо в табличной форме |
Опорный лист№3
Тема учебного занятия | Тема 2.3. Этика профессионального бухгалтера. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Самостоятельная работа с Кодексом этики профессионального бухгалтера с составлением конспекта |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Устный ответ по составленному конспекту |
Исходные данные/тематика заданий | Кодекс этики профессионального бухгалтера |
Требования к представляемому выполненному заданию | В конспекте необходимо обратить внимание на необходимость соблюдения этических норм и осветить ответственность за несоблюдение(Кодекс должен быть приложен) |
Опорный лист№4
Тема учебного занятия | Тема 3.2. Международное сотрудничество в сфере бухгалтерского учета. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Подготовка сообщений о международном сотрудничестве в сфере бухгалтерского учета |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Устный ответ по подготовленному сообщению |
Исходные данные/тематика заданий | Международная координация бухгалтерского учета. Международные бухгалтерские профессиональные организации: Комитет по международным учетным стандартам Международные бухгалтерские профессиональные организации: МФБ Международные бухгалтерские профессиональные организации: Независимая Гильдия бухгалтеров |
Требования к представляемому выполненному заданию | Сообщение оформляется на отдельных листах А4 в соответствии с общими требованиями к текстовым документам |
Опорный лист№5
Тема учебного занятия | Тема 5.5. Организация документооборота. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Разработка Графика документооборота |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | График документооборота |
Исходные данные/тематика заданий | Используя приложение к отчету о производственной практике разработайте график документооборота для организации, в которой проходила практика (для пяти любых документов) |
Требования к представляемому выполненному заданию | График документооборота оформляется в соответствии с принятой в организации схемой (перечень, таблица, произвольный формат) |
Опорный лист№6
Тема учебного занятия | Тема 6.2. Выбор оптимального варианта решения хозяйственной ситуации. Порядок отражения их в учете и отчетности. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Решение хозяйственных ситуаций и их отражение в учете |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Задание выполняется на листах А4 |
Исходные данные/тематика заданий | Студенты имеющие нечетный номер по списку выполняют задание № 1, четный – задание №2. |
Требования к представляемому выполненному заданию | Необходимо решить предложенную хозяйственную ситуацию и отразить решение в системе счетов бухгалтерского учета |
Задание№1
Организации необходимо начислять амортизацию грузового автомобиля, который может выполнять определенное число операций, а его пробег рассчитан на 300 000 км. Первоначальная стоимость автомобиля – 60 000 руб. Предположим, что при эксплуатации за первый год грузовик имел
пробег 70 000 км, за второй – 80 000 км, за третий – 60 000 км, за четвертый
год – 50 000 км и за пятый – 40 000 км. Согласно принятой учетной политики, амортизацию грузового автомобиля организация начисляет по способу списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Требуется:
1. Определить амортизационные отчисления на 1 км пробега и рас-
считать ежегодную сумму амортизационных отчислений (до конца срока
полезного использования объекта).
Задание №2
Организацией приобретен объект основных средств стоимостью 300 000 руб. и сроком полезного использования – 5 лет. Согласно принятой учетной политики организация использует метод начисления амортизации способом уменьшаемого остатка. При этом для данной группы основных средств используется коэффициент ускорения равный 2.
Требуется:
1. Рассчитать сумму ежегодных амортизационных отчислений (до
конца срока полезного использования объекта).
Опорный лист№7
Тема учебного занятия | Тема 7.1. Профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла организации. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Составление вступительного и ликвидационного баланса |
Примерное время для выполнения задания | 2 часа |
Форма отчетности | Задание выполняется на листах А4 (отражаются необходимые бухгалтерские проводки в типовом журнале регистрации хозяйственных операций и на схемах счетов) и в форме бухгалтерского баланса |
Исходные данные/тематика заданий | Студенты, имеющие нечетный номер по списку составляют вступительный баланс, четный номер – ликвидационный баланс. |
Требования к представляемому выполненному заданию | Необходимо составить баланс для указанной стадии жизненного цикла организации |
Исходные данные для составления вступительного баланса:
Тремя учредителями создано малое предприятие, образован уставный капитал. В качестве паевых взносов в уставный капитал учредителями внесены:
Соколовым С. С. — 1000 у.е. (по курсу 30 р.) и набор инструментов на сумму 10000 р.;
Смирновым А. А. — вычислительная техника на сумму 27000 р., свидетельство на НМА на сумму — 16000 р.;
Сидоровым В. В. — средства мобильной связи на сумму 25000 р., материалы — 12000 р.
Исходные данные для составления ликвидационного баланса:
ООО «Свияга» ликвидируется по решению учредителей. После удовлетворения требований кредиторов у ООО «Свияга» остались: оргтехника остаточной стоимостью 100 000 руб. (первоначальная стоимость 120 000 руб., амортизация 20 000 руб.) и денежные средства в сумме 21 000 руб. Предположим, что балансовая (остаточная) стоимость имущества соответствует его рыночной стоимости без учета НДС. Уставный капитал ООО «Свияга» 50 000 руб., в том числе:вклад 1-го участника составляет 20 000 руб.;вклад 2-го участника – 20 000 руб.;вклад 3-го участника – 10 000 руб.Все участники – физические лица.Чистая прибыль ООО «Свияга», отраженная в ликвидационном балансе, составляет 71 000 руб.
Опорный лист№8
Тема учебного занятия | Тема 8.1. Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде. |
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Работа с нормативными документами в справочно-правовой системе «Гарант» |
Примерное время для выполнения задания | 1 час |
Форма отчетности | Задание выполняется на листах А4 |
Исходные данные/тематика заданий | Подготовить сравнительный анализ основных положений ФЗ №129 и ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» |
Требования к представляемому выполненному заданию | Допускается произвольное представление сравнительного анализа в удобном для ответа формате исходя из предпочтений студента |
4.Список рекомендуемой литературы:
Основные источники:
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г.№129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями).
2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г.№402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Все положения по бухгалтерскому учету. – М.: Юрайт – Издат, 2010. – 174
4. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). – М., МУ РСБУ, 2000.
5. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров и Международные стандарты аудита. – М., МУ РСБУ,2001-2002.
6. Нормативная база бухгалтерского учета; Сборник официальных материалов. – М.: Бухгалтерский учет,2000.
7. Бухгалтерское дело: Учебное пособие для вузов/ Под. ред. проф. Л.Т.Гиляровской. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.382с.
8. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под.ред.Н.Н.Хахоновой. -Москва: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д; Издательский центр «МарТ»,2004.
9. Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004, - 200с. – (Высшее образование)
10. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Бухгалтерское дело. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 544с.
11. Проданова Н.А. Зацаринная Е.И. Бухгалтерское дело: Учебное пособие.-Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-320.-(СПО)
Дополнительные источники:
12. Львова Д.А Профессиональные объединения бухгалтеров: история создания и деятельности.-М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР - БИНФА», 2005.-160с.
13. Соколов Я.В., Соколов В.Я., История бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 288 с.:ил.
14. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие/ Е.В. Лупикова.-М.: КНОРУС,2006.-240с.
15. Андросов А.М., Викулов Е.В. Бухгалтерский учет.-М., 2000
16. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004
17. Камышанов П.И., БарсуковаИ.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты.-М., ИД ФБК-ПРЕСС,2002
18. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях.-М.: Финансы и статистика, 2002
19. Андросов А.М., Викулов Е.В. Бухгалтерский учет.- М., 2000
20. СПС «Гарант», Интернет -ресурсы
Государственное образовательное бюджетное учреждение