МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» Раздел 1.МДК 01.01. Лекарствоведение.
МДК 01.01.1. Фармакология
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Раздел 4. Лекарственные средства, влияющие на функцию исполнительных органов.
Тема 4.4. Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт.
Лекарственные препараты, влияющие на функции желудка и поджелудочной железы. Гепатотропные ЛП.
Цели: Обобщить, систематизировать, расширить знания по теме. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов (требований) на лекарственные препараты. Развивать ОК 3, 5, 12. Формировать ПК 1.4.
Студенты должны подготовить к занятию:
1. Лекарственные препараты, влияющие на аппетит. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
2. Лекарственные препараты, повышающие секрецию желез желудка. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
3. Лекарственные препараты, понижающие секрецию желез желудка. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
4. Препараты заместительной терапии. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
5. Гастропротекторы. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
6. Рвотные и противорвотные препараты. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
7. Лекарственные препараты, применяемые при заболеваниях поджелудочной железы. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
8. Желчегонные препараты. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
9. Холелитолитические препараты. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
10. Гепатопротекторы. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
Студенты должны выполнить самостоятельно:
Задание № 1
Распределите препараты согласно локализации действия, заполните таблицу по вариантам:
Вариант № 1: ацидин-пепсин, панкреатин.
Вариант № 2: настойка полыни, креон.
Вариант № 3: абомин, орлистат (ксеникал).
Локализация действия лекарственных препаратов
Виды лечения | ||||
Стимулирующая терапия | Заместительная терапия | Симптомати-ческая терапия | Патогенети-ческая терапия | |
желудочного сока | панкреати-ческого сока | |||
Задание № 2
Распределите препараты согласно времени приема и укажите их режим дозирования, данные занесите в таблицу по вариантам:
Вариант № 1: плантаглюцид, Де-Нол, гастал.
Вариант № 2: фамотидин, пирензепин, фосфалюгель.
Вариант № 3: альмагель-А, омепразол, панкреатин.
Время приема | Препарат | Режим дозирования |
За 10-15 мин. до еды | ||
За 30-49 мин. до еды | ||
Во время еды | ||
После еды |
Задание № 3
Решение ситуационных задач по вариантам:
Вариант № 1:
- К фармацевту обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Сок подорожника». Препарат на момент обращения в аптеке отсутствует. Опишите действия фармацевта.
Вариант № 2:
- К фармацевту обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Ранитидин». Препарат на момент обращения в аптеке отсутствует. Предложите посетителю аптеки синонимическую замену.
Вариант № 3:
- К фармацевту обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат «Смекта». Препарат на момент обращения в аптеке отсутствует. Назовите аналоги.
Задание № 4
Заполните таблицу «Фармакологические эффекты лекарственных препаратов, используемых для лечения гиперацидных состояний» (отметьте знаком +):
Эффекты | Антациды | Блокаторы | Ингибиторы протоновой помпы (ИПП) | Антихели-кобакторные ЛП | |
М-ХРС | Н-2 рецептров | ||||
Нейтрализация соляной кислоты | |||||
Снижение секреции соляной кислоты | |||||
Антибактериальное действие в отношении Helicobacter pylori |
Задание № 5
Решение проблемной ситуации по вариантам:
Из перечисленных препаратов: Альмагель-А; Альмагель; Викалин; Де-Нол; Гастал; Гелусил; Гевискон; Малаокс; Ренни; Вентер; Фосфалюгель – выберите препараты, содержащие:
Вариант № 1: магний, кальций.
Вариант № 2: алюминий, препараты смешанного действия с противовоспалительным
эффектом.
Вариант № 3: висмут, комбинированные препараты алюминия и магния.
Задание № 6
Распределите гепатопротекторные препараты в зависимости от их происхождения, данные занесите в таблицу по вариантам:
Вариант № 1: силибинин, ливолин форте, гептрал.
Вариант № 2: эссенциале-Н, гепабене, тиоктовая кислота.
Вариант № 3: эссливер форте, карсил, фосфоглив
Растительные ЛП | Эссенциальные фосфолипиды | Синтетические ЛП | ЛП животного происхождения | Гомеопатические ЛП |
Задание № 7
Решение ситуационной задачи по вариантам:
Вариант № 1:
Желчегонное средство, применяется при хронических гепатитах, холангитах, холециститах. Препарат способствует усилению секреторной функции печени, а также двигательной активности пищеварительного канала, уменьшению процессов гниения и брожения в кишечнике.
Форма выпуска: таблетки, покрытые оболочкой, содержащие сухую желчь, экстракт чеснока, экстракт крапивы, уголь активированный и вспомогательные вещества.
Вариант № 2:
Лекарственный препарат, оказывает желчегонное действие. Используется при дуоденальном зондировании. Как слабительное назначается внутрь на ночь или натощак – за 30 минут до еды, взрослым по 10-30 грамм, растворенным в ½ стакана воды, детям – из расчета 1,0 на 1 год жизни. Применяется также и в качестве успокаивающего, противосудорожного и гипотензивного средства.
Вариант № 3:
Желчегонное средство, применяется при хронических гепатитах, холангитах, холециститах. Препарат способствует усилению секреторной функции печени, а также двигательной активности пищеварительного канала, уменьшению процессов гниения и брожения в кишечнике.
Форма выпуска: таблетки, покрытые оболочкой, содержащие сухую желчь, экстракт чеснока, экстракт крапивы, уголь активированный и вспомогательные вещества.
После выполнения заданий студенты должны уметь: работать со справочной литературой, определять фармакологическую группу лекарственных препаратов, выписывать и оформлять рецепты (требования) на лекарственные препараты.
Домашнее задание:
Тема 4.4.Лекарственные средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт.Гепатотропные препараты. Семинар по теме.
1. Желчегонные препараты. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
2. Холелитолитические препараты. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
3. Гепатопротекторы. Классификация. Механизм действия, показания для применения, противопоказания, возможные осложнения, формы выпуска; выписывание и оформление рецептов и требований, представители.
Литература:
1. Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г. «Лекарствоведение», М. «ГЭОТАР-Медия», 2018 г., стр. 372-382.
2. Логиновских И.П., Доброва Н.М. «Учебное пособие к практическим занятиям по фармакологии» 2019 г.
Интернет-ресурсы:
Ремедиум группа URL: https://www.remedium.ru/
МедУнивер URL: https://meduniver.com/
Pharm-MedExpertRu Национальный фармацевтический портал URL: https://pharm-medexpert.ru/
Лекарства и субстанции // РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ URL: https://www.rlsnet.ru/ РЛС RLS.net
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы. |
ПК 1.2. | Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения. |
ПК 1.3. | Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента. |
ПК 1.4. | Участвовать в оформлении торгового зала. |
ПК 1.5. | Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента. |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. |
ПК 1.7. | Оказывать первую медицинскую помощь. |
ПК 1.8. | Оформлять документы первичного учета. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 13. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- реализации лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;
уметь:
- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске товаров аптечного ассортимента;
- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения;
- использовать вербальные и невербальные способы общения в профессиональной деятельности;
знать:
- современный ассортимент готовых лекарственных средств, лекарственные средства растительного происхождения, другие товары аптечного ассортимента;
- фармакологические группы лекарственных средств;
- характеристику препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия;
- нормативные документы, основы фармацевтической этики и деонтологии;
- принципы эффективного общения, особенности различных типов личностей клиентов;
- информационные технологии при отпуске лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.
СХЕМА