ЗАНЯТИЕ №1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРЕКЛАМЫ
1. Психологическое воздействие рекламы на потребителя: потребности и мотивы потребителя.
2. АIDMA – формула последовательности психологического воздействия на потребителя в рекламной практике.
3. Суггестия и ее роль в рекламе. Суггестивные психотехнологии в рекламе:
а) психоаналитически ориентированные подходы;
б) гипнотический подход;
в) техники эриксонианского гипноза;
г) нейролингвистического программирования подход.
4. Психология цвета и формы в рекламе.
Литература
1. Волкова А.И., Пижугийда В.Д. Основы психологии рекламы для студентов
колледжей. Ростов-на-Дону, 2005. С. 31 -39, 251 – 272, 279 – 292, 317 – 334.
2. Карпова С.В. Рекламное дело. М., 2006. С. 123 – 142.
3. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2006. С. 49 – 63, 117 – 132, 142 – 149.
4. Шуванов В.И. Психология рекламы. М., 2003. (соответствующий раздел)
5. Геращенко Л.Л. Реклама и психоанализ. М., 2006. Или: Геращенко Л.Л.
Психология рекламы. – М., 2006.
ЗАНЯТИЕ №2
СОЗДАНИЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ СМИ
1. Основные жанры рекламы в печатных СМИ.
3. Рекламное обращение, его основные особенности.
4. Закономерности и методика создания рекламного текста.
5. Ошибки, допускаемые при составлении рекламного обращения.
Литература
- Геращенко Л.Л. Ошибки в современной рекламе. М., 2006. С. 3-42, 70-95.
- Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. М., 1994.
- Головлева Е.Л. Основы рекламы. М., 2005. С.107-124,153 – 168.
- Ермаков В.В. Рекламное дело. М.- Воронеж, 2004. (соответствующий раздел)
- Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и ПР-текстов. СПб, 2006. С.95-147.
- Имишнецкая И. Жанры печатной рекламы, или Сундук с идеями для копирайтера. М., 2003.
- Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. М., 2004. С.171-212.
- Карпова С.В. Рекламное дело. М., 2006. С. 44-46, 48-64, 71-75, 86-118.
- Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 2004.
- Назайкин А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов. М., 2002. С. 24-77.
- Назайкин А.Н. Рекламный текст в современных СМИ. М., 2007.
- Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 2004. С. 95-133, 178 – 212.
- Ученова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. М., 2004.
- Щепилова Г.Г., Щепилов К.В., Краснюк В.М. Введение в рекламоведение. М., 2002. С.77-107.
Самостоятельная работа студентов
Программа самостоятельной работы студентов
| Тема | Виды СРС | Формы контроля СРС | Объём часов |
| Российская протореклама и ее разновидности. Ведущие жанры отечественной рекламы – от устных традиций и лубка к печатной рекламе. Новые виды и качества рекламы в России конца 19 - начала 20 века. Советская реклама и ее особенности. Современная реклама в России. | Конспект: 1. Головлева Е.Л. Основы рекламы. - М., 2005. – С. 115-156, 220-283. 2. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы (1991– 2000). – М., 2002. 3. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М., 1999. 4. Ученова В.В. История отечественной рекламы (1917–1990). – М., 2004. | Проверка конспектов | |
| Классификации рекламы | Заполнить таблицу (См. приложение) | Проверка конспектов | |
| Отделы рекламы в СМИ: структура и организация работы | Конспект: 1.Щепилов Г.Г., Щепилов Г.В., Краснюк В.М. Введение в рекламоведение. М., 2002. – С.107-143. | Проверка конспектов | |
| ПР-службы (отделы ПР в организации и ПР-агентства): структура и организация работы. | Конспект: 1.Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – М., 2005. – С. 216 – 224. | Проверка конспектов | |
| Взаимодействие Паблик Рилейшнз и СМИ | Конспект: 1.Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М., 2006. – С.109 – 209. 2. Старикова Ю.А. Паблик Рилейшнз (PR). – М., 2006. – С.32 – 44. | Проверка конспектов | |
| Правовое и этическое регулирование рекламной и ПР-деятельности в России | Конспект: 1.Закон «О рекламе» (1995) 2. Закон «О СМИ» (1991) 3. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (1994) | Проверка конспектов |
Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля
Зачет можно получить одним из двух способов:
1 ) (для непосещавших лекции и практические занятия): подготовиться ксобеседованию по курсу + предоставить выполненную программу самостоятельной работы + выполнить одно из творческих заданий (а) создать рекламный материал о филологическом факультете УлГПУ с целью профориентации и распространить его на целевую аудиторию (выпускники средних школ) или представить в СМИ; б) сделать подборку удачной и неудачной рекламы (8-10 примеров) с комментарием-анализом).
Перечень вопросов ко всему курсу
1. Реклама: сущность понятия, основные функции.
2. Зарождение и основные этапы развития рекламы как сферы деятельности и науки.
3. Классификации рекламы.
4. Специфика и основные характеристики рекламы в прессе.
5. Специфика и основные характеристики радиорекламы.
6. Специфика и основные характеристики телевизионной рекламы.
7. Специфика и основные характеристики Интернет-рекламы.
8. Основные участники и этапы процесса рекламной деятельности, их характеристика.
9. Психологические аспекты рекламной деятельности.
10. Особенности и структура рекламного обращения и методика его составления.
11. Рекламные службы (отделы рекламы в СМИ и рекламные агентства): структура и организация работы.
12. Паблик Рилейшнз: сущность понятия, основные функции.
13. Становление Паблик Рилейшнз как сферы деятельности и науки.
14. Виды Паблик Рилейшнз и их краткая характеристика.
15. Основные методы и формы Паблик Рилейшнз и их краткая характеристика.
16. Взаимодействие Паблик Рилейшнз со СМИ.
17. Основные виды ПР-материалов для прессы.
18. ПР-службы (отделы ПР в организациях и ПР-агентства): структура и организация работы.
19. Правовое и этическое регулирование рекламной и ПР-деятельности в России
20. Журналистика, реклама и ПР: сущностная и технологическая взаимосвязь и
особенности.
2) (для посещавших лекции и практические занятия): представить оформленные тетради (лекционную, для практических занятий и для самостоятельных работ).
КЛАССИФИКАЦИИ РЕКЛАМЫ
| Критерий классификации | Разновидность рекламы | Определения, примечания |
| 1. Цели | информативная | |
| напоминающая | ||
| увещательная | ||
| сравнительная | ||
| опровергающая | ||
| упреждающая | ||
| трансформирующая | ||
| 2. Предмет | товарная | |
| имиджевая | ||
| 3. Открытость понимания | прямая | |
| косвенная (скрытая) | ||
| 4. Качество выполнения основных функций | добросовестная | |
| недобросовестная | ||
| 5. Каналы (средства) распространения | газетно-журнальная | |
| печатная | ||
| телевизионная | ||
| по радио | ||
| в кино и кинотеатрах | ||
| наружная и транзитная | ||
| сувенирная | ||
| прямая почтовая | ||
| выставочно-ярмарочная | ||
| компьютеризированная (в т.ч. в Интернете) | ||
| 6. Стратегия | направленная на формирование спроса | |
| направленная на стимулирование сбыта | ||
| 7. Характер воздействия на потребительскую мотивацию | рациональная | |
| эмоциональная | ||
| 8. Тип заказчика | от имени производителя | |
| от имени посредников | ||
| от имени частных лиц | ||
| от имени правительств, общественных институтов и групп | ||
| 9. Тип целевой аудитории | направленная на сферу бизнеса | |
| направленная на индивидуального потребителя | ||
| 10. Сегмент рынка | селективная | |
| массовая | ||
| 11. Способ воздействия на потребителя | визуальная | |
| слуховая | ||
| обонятельная | ||
| комбинированная | ||
| событийная | ||
| 12. География охвата | локальная | |
| региональная | ||
| национальная | ||
| международная | ||
| глобальная | ||
| 13. Характер воздействия на потребителя | агрессивная | |
| мягкая | ||
| нейтральная | ||
| провокационная | ||
| 14. Доходность | коммерческая | |
| некоммерческая |