III. Что мы можем увидеть на карте и как с этим работать




ОРИЕНТИРОВАНИЕ

(Базовый курс: чтение карты, работа с компасом, снятие азимута)

I. Где мы в Турклубе используем ориентирование?

1. Спортивное ориентирование. Это, хоть и не олимпийский, но вполне полноправный вид спорта. На старте участникам выдается карта, на которой обозначены Контрольные пункты (КП). Участник должен за максимально короткое время найти на местности все КП, которые обозначены в его карте. Дистанция не обязательно проходится именно бегом. Официально в этот спорт также включаются зимнее ориентирование на лыжах и ориентирование на велосипедах. Есть даже ориентирование на квадроциклах или с дайвингом под водой, но официально это не является видами спортивного ориентирования.

2. В походах, ПВД и на других маршрутах, где ориентирование не является основным составляющем, а используется как инструмент для преодоления маршрута.

 

Далее мы постоянно будем сравнивать эти два ключевых для нас направления.

 

II. Сравнение карт для ориентирования и карт для походов

Карты для ориентирования называются спортивными, а для походов - топографическими (они же чаще всего генштабовские, нарисованные Генштабом). Они отличаются:

 

1. Масштабом. Это понятно: карты походов предполагают большие расстояния, поэтому рисуются в более мелком масштабе. Как правило в ориентировании масштаб от 20м до 150м в 1см, на топографических картах - 500м, 1км, 2км (больше - редко, потому что тогда карту совсем нельзя будет прочесть).

 

2. Набором топографических знаков, то есть способом обозначения на карте тех или иных объектов местности:

· Для генштабовских карт придумали ОЧЕНЬ много топографических знаков. Зато они гораздо более очевидны, в сравнении с топознаками спортивных карт. Если хотят обозначить лес, рисуют елочку или березку, если поляну - рисуют травку. А многие объекты вообще обозначаются буквенно, например, сокращение “бр.” означает брод.

· Спортивные карты имеют гораздо меньший набор топознаков, и сами топознаки в них проще и условнее. Никто не будет рисовать на таких картах, например, те же елочки, потому что для ориентировщика важно, может ли он пробежать через данный лес, а елочки там растут или березки, ему абсолютно все равно.

 

3. Сложностью прочтения карты. Карты для ориентирования очень подробные, их гораздо проще сопоставлять с местностью, поэтому ориентироваться по ним в целом проще.

 

4. Нужен ли GPS?

· Для ориентирования - нет, потому что ни одна GPS-карта не даст вам настолько подробного рисунка местности.

· Для походов - да. Когда на карте лес - это просто зеленое пятно, хорошо бы понимать, в каком примерно месте этого пятна ты находишься.

 

5. Где брать карты?

· Для ориентирования - на соревнованиях, ну или на сайте с результатами соревнований. Это самый простой и надежный способ получить точную карту. Перед каждыми соревнованиями карту проверяют и подрисовывают, ведь мелкие детали местности постоянно меняются.

· Для походов существует несколько хороших ресурсов разной сложности использования. Мы пользуемся сайтом nakarte.me. Туда загружены все имеющиеся карты Генштаба, все последние снимки (Яндекс, Гугл), а также GPS-треки, чтобы можно было посмотреть, какими маршрутами в этом месте люди пользуются чаще.

 

III. Что мы можем увидеть на карте и как с этим работать

 

1. Масштаб

· Численный масштаб. Это цифры в углу карты в виде соотношения 1:М. Обычно, М – это число с большим количеством нулей. По сути, эта запись означает, что в некой единице на карте изображено вот такое количество (М) таких же единиц на местности. То есть, запись 1: 10 000 будет означать, что в одном сантиметре карты 10 тыс сантиметров на местности, а в одном метре, соответственно, 10 тыс метров. Понятно, что на практике используются в основном сантиметры, так как их мы достаточно легко можем определить на глаз. Теперь остается последняя проблема. Цифра 10 000 сантиметров довольно странно звучит применительно к местности. Соответственно 10 000 сантиметров мы переводим в метры и получаем 100 метров в одном сантиметре карты, это вполне стандартный масштаб для карты спортивного ориентирования. А самое чудесное, что все вышесказанное можно и не знать для быстрого определения масштаба карты. Достаточно запомнить одно простое правило: “ вычеркиваю два нуля и получаю сколько метров местности в одном сантиметре карты ”.

· Линейный масштаб. В углу карты рисуется отрезок (обычно 1 или 2 см), и подписано, что этот отрезок соответствует, например, 500м на местности.

2. Высота сечения рельефа. Это высота в метрах между двумя горизонталями рельефа. Смотри «Топознаки»: чем меньше расстояние между горизонталями на карте, тем круче склон. Обычно высота записывается в формате Н-(сколько-то)м рядом с масштабом.

 

3. Линии магнитных меридиан. В разговоре – “линии севера”.

Как вы помните, магнитные полюса земли не совпадают с географическими. Соответственно, линии, которые соединяют два магнитных полюса называются магнитными меридианами и, естественно, отличаются от географических меридиан. То есть магнитные меридианы соединяют Северный магнитный полюс Земли и Южный. Вертикальные голубые или черные линии, которые вы сможете найти на любой карте, как раз и являются изображениями магнитных меридиан, то есть идут от севера к югу карты, причем север карты всегда располагается сверху листа. Это знание поможет нам при работе с компасом.

 

4. Топознаки

Топографических знаков много. Если ты не занимаешься ориентированием постоянно, нет смысла запоминать их все досконально, тем более, они могут слегка варьироваться в зависимости от создателя карты. Достаточно запомнить общие правила для всех карт, чтобы примерно понимать, что можно увидеть на картах. В документах нашей группы можно найти документ “Топознаки, сводная таблица” - это минимум, который нужен для спокойного чтения почти любой карты.

1. Рельеф - все обозначения коричневого цвета. Продольные линии (горизонтали) показывают перепады высот: чем меньше расстояние между горизонталями, тем круче склон. Точечные объекты могут обозначать небольшие холмики или ямки.

2. Скалы и камни - всегда объекты черного цвета.

3. Гидрообъекты - всегда объекты синего цвета.

4. Растительность. Здесь начинаются более существенные отличия в спортивных и топографических картах.

· В ориентировании существует градация пробегаемости леса: от белого (пробегаемого) до “зеленки” (непроходимого). Туристам же важно, на каких дровах придется готовить ужин: сосна горит гораздо лучше березы.

· Поля в ориентировании обозначаются желтым цветом, на всех остальных картах, как правило, - белым.

5. Дороги. Обращай внимание на “градацию дорог” - чем толще дорога, тем она проходимее и меньше шансов, что она уже заросла от времени.

6. Искусственные объекты. Это самый многообразный класс топознаков, включающий все объекты, созданные человеком: населенные пункты, башни, столбы, скамейки, заборы. На генштабовских картах таких топознаков столько, что их точно запоминать не нужно. Ориентировщики хотя бы постарались ограничится более общими обозначениями.

7. Обозначения дистанции. Понятно, что это нужно только для ориентирования. Красный треугольник - старт, красные кружки и цифры - КП, два красных кружка - финиш. Отрезок между двумя КП называется перегоном.

 

VI. Работа с компасом:

 

1. Строение компаса: что и зачем.

Приведены только элементы, имеющие ключевое значение для ориентирования:

1. Магнитная стрелка двух цветов, как правило, один цвет более яркий (красный, розовый, рыжий), второй цвет более нейтральный (белый, желтый). Более яркий цвет означает север, нейтральный означает юг. Обычно стрелки подписаны буквенными обозначениями: N(north), S(south). Естественно, N-конец стрелки всегда указывает на северный магнитный полюс Земли.

2. Круговая шкала градусов и сторон света, помещенная в колбу с амортизирующей жидкостью или воздухом.

На этой шкале на 360 градусов наложены стороны света: Север соответствует 0, Восток - 90, Юг - 180, а Запад - 270. То есть, для обозначения движения на 180 говорят - южное направление, а для обозначения движения на 45 градусов можно сказать северо-восточное направление. Реже используются названия для направлений, которые отклоняются от основных сторон света на 22.5 градуса: ССВ, ВСВ, ВЮВ, ЮЮВ и так далее. А все направления, не попадающие в эти оси, как раз и обозначаются градусами – не просто так ведь их на этой шкале написали! Например, “направление движения - 10 градусов”.

Стороны света обозначаются латинскими буквами от производных английских слов: N(North) - север, S(South) - юг, (W)West – запад, (E)East - восток.

Колба может вращаться, для того, чтобы север на круговой шкале можно было совместить с севером стрелки (то есть, с севером Земли).

3. Красная линия на плате компаса и красные линии на дне колбы. Эти линии помогают нам взять азимуты. Как именно это происходит, мы разберем дальше.

4. Плата. Пластмассовое крепление компаса. Она бывает:

- на палец. Используется для спортивного ориентирования, чтобы с компасом было удобнее работать на бегу.

- на шею с большой квадратной платой. Как правило, такие компаса используются туристами в походах.

- на руку, как часы. Как правило, используется в велоориентировании. По таким компасам не очень удобно снимать азимут, так как у них отсутствует красная линия на плате.

 

2. Совмещение карты с компасом.

Исходя из вышеизложенных фактов, понятно, что для правильного расположения карты в пространстве, нужно совместить север на карте с севером на компасе. То есть верх карты должен совпасть с севером на магнитной стрелке.

 

3. Азимут по карте.

Этот азимут используется, если нам нужно попасть из точки, в которой мы сейчас находимся, в какую-то конкретную точку, указанную на карте. Понятно, что это достаточно частая ситуация при прохождении дистанции в спортивном ориентировании. Здесь мы начинаем использовать вышеупомянутые линии магнитного меридиана на карте и красные линии на компасе. Для того, чтобы взять азимут по карте, нужно:

1. Наложить красную линию на плате компаса на отрезок между двумя выбранными точками.  
2. Повернуть колбу так, чтобы север на ней совпадал с севером на карте. Соответственно, красные линии на дне колбы должны идти параллельно голубым линиям на карте.  
3. Повернуться таким образом, чтобы север магнитной стрелки совпал с севером на колбе и, соответственно, с севером на карте.   Готово, теперь красная линия на плате компаса указывает тебе направление движения.  

 

 

4. Азимут по градусам.

Этот вид азимута в спортивном ориентировании не используется, и карта для него не требуется. Нужен он для более точного обозначения направления. Например, туристам нужно двигаться направлением на 10 градусов, как мы помним, это невозможно назвать какой-либо аббревиатурой из сторон света.

Для того, чтобы взять азимут по градусам, нужно:

1. Найти на круговой шкале компаса нужное значение градусов и совместить его с красной линией на плате компаса.  
2. Повернуться таким образом, чтобы север на магнитной стрелке совпал с севером на круговой шкале. Готово, теперь красная линия на плате компаса указывает тебе направление движения.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: