Саратовский Авиационный Завод.




 

 

 

 

Саратов 2016

 

 

Вернем былую Славу Саратовским Авиастроителям!

 

Гугучкин Григорий

 

 

Именно эта дата – 31 декабря 1931 года считается официальной датой рождения Саратовского завода комбайнов и Саратовского авиационного завода.
Это название завода настолько вошло в обиход, что до настоящего времени место, где начиналась стройка (пл. Орджоникидзе) называется всеми жителями города Саратова – «Комбайн», а Дворец культуры – клуб «СЗК».
4 января 1932 года приветственную телеграмму в адрес руководства Саратовского завода комбайнов и его работников направил И.В. Сталин.

 


Стройка была закончена, началось массовое производство сельскохозяйственной техники, основным изделием был комбайн «СЗК». Завод из года в год наращивал производство комбайнов.
За период с 1932 по 1937 год было выпущено 39000 комбайнов марки СЗК.

 

Экспонаты музея САЗа


С 1933 года (в период выпуска сельхозтехники) на территории СЗК работал специальный цех по ремонту авиационных моторов. Прошло несколько лет после этого приобщения к авиации и в соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР от 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов должен был перейти от производства комбайнов к производству авиационной техники.

 


28 октября 1938 года взлетел первый самолет Р-10 (ХАИ-5), конструктора Немана Иосифа Григорьевича. Обладая огромной, по тем временам, скоростью 370 км/час, Р-10 успешно использовался как мобильный разведчик высокого класса. В период с 1938 по 1940 год завод изготовил 135 боевых самолетов.

Экспонат музея САЗа

 

 


В июле 1939 года совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции Яценко Владимира Панфиловича. Это была первая машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км. час. Однако, в связи со сложностью ее изготовления от дальнейшего производства И-28 отказались.

 

 

 


Заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором Яковлевым Александром Сергеевичем истребителя Як-1. Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество с КБ А.С. Яковлева. В октябре 1940 года первые три Яка поднялись в воздух. Всего в 1940 году было выпущено 16 самолетов Як-1.

Экспонат музея САЗа

 


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие работники завода ушли на фронт. Их заменили женщины подростки. Люди работали по лозунгу «Все для фронта, все для победы».

 

План выпуска и фактический выпуск истребителей Як-1 все более возрастал. В 1941 году среднемесячный выпуск достиг 50 штук. Всего было выпущено 1212 самолетов Як-1. Была построена взлетно-посадочная полоса.

 

 

Завод из месяца в месяц улучшал работу. Уже в первом квартале 1942 года он увеличил выпуск самолетов по сравнению с первым кварталом 1941 года в 5 раз. Среднесуточный выпуск самолетов достиг 10-11 штук. В 1942 г. было выпущено 3473 самолетов ЯК-1.

 

 


Коллектив Саратовского авиационного завода одним из первых в СССР 11.06.1942 получил Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности. Коллектив Саратовского авиационного завода удерживал знамя 6 месяцев подряд.
26 июля 1942 года Саратовский авиационный завод был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Многие работники завода также были удостоены государственных наград.

 


В феврале 1943 года был испытан и принят к производству самолет Як-1М. Среднемесячный выпуск самолетом Як-1М достиг 310-320 штук.

 

Помощь Красной Армии была всенародной. Саратовские колхозники Ф. Головатый, А. Селиванова, С Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам – Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову, А. Покрышеву.

 


Саратовский авиационный завод внес огромный вклад в битве за господство в небе. Он был, как бельмо на глазу у врага. Он являлся одной из самых желанных целей для фашистской авиации. Его нужно было уничтожить, во чтобы-то ни стало.
24 июня 1943 года в 0 часов 39 минут начался самый массированный налет немецких бомбардировщиков. В течении 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод. В результате этого авианалета было разрушено более 70% заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства. Погибло 15 работников завода. В память о жертвах этого налета 02.07.1969 г. и о других погибших на полях Великой отечественной войны заводчанах на территории завода был открыт мемориальный комплекс.

 

 

 

 

Однако, несмотря на столь значительный урон, уже 29 июня началась сборка самолетов Як-1. Государственный комитет обороны установил срок восстановления завода к 1-му октября 1943 года. Завод был восстановлен на 17 дней раньше срока. Через 80 дней и ночей завод был не только восстановлен, но и расширен. 13 сентября 1943 года завод вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета. Всего в 1943 году было выпущено 2855 самолетов Як-1.

 

 

В сентябре 1943 года руководству завода было поручено провести техническую подготовку и начать производство нового истребителя Як-3. Этот истребитель в дальнейшем был признан лучшим легким истребителем 2-й мировой войны.

 

 

В январе 1944 года было освоено производство боевого истребителя Як-3. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман» и польского полка «Варшава». Вкладом коллектива Саратовского авиационного завода в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны истребителей Як-1 – 8668 шт. и Як-З - 4009 шт., автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1 («лимонка»), мины, зенитные установки.

 

Экспонаты музея САЗа


2 июля 1945 года Саратовский авиационный завод за огромный вклад в Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

На вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета обороны, которое 28 раз в годы войны присуждалось Саратовскому авиационному заводу по итогам Всесоюзного социалистического соревнования.

Экспонат музея САЗа

 

 

Закончилась Великая Отечественная война. Начался перевод производства на мирные рельсы, освоение новых видов продукции: сверлильных станков, товаров народного потребления (изготавливали велосипеды, детские коляски, столы, шкафы, шифоньеры, стулья, различные металлоизделия, шили одежду, обувь,). Развернулось массовое строительство жилья для работников завода, дошкольных учреждений, школ, магазинов. Развивалось подсобное сельхозпредприятие – совхоз «Комбайн». Возвращались демобилизованные войны Красной Армии. Жизнь быстро входила в мирную колею.

В 1946 году предстояло освоить новый учебно-тренировочный самолет Як-11.

В феврале 1946 года при заводе открылся вечерний филиал Саратовского авиационного техникума.
19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолет Як-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. Всего было выпущено 1710 самолетов Як-11, на которых прошли обучение тысячи летчиков СССР и других стран.

 

В ноябре 1947 года началась подготовка производства и освоения реактивного истребителя Ла-15.
В 1948 году на заводском аэродроме была построена новая бетонная взлетно-посадочная полоса.
30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семена Алексеевича Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении. Всего было выпущено 46 самолетов Ла-15.

 


Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15, Генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича. В октябре 1950 года серийный МиГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями совершил свой первый испытательный полет. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 1045 самолетов МиГ-15.

 

 

 

Решением Совета Министров СССР от 5.10.1951 г. на Саратовский авиационный завод была возложена обязанность в освоении и выпуске вертолетов В-12 (Ми-4) конструкции КБ Миля Михаила Леонтьевича, Як-24 конструкции КБ Яковлева Александра Сергеевича.

28 мая 1952 года вертолет Ми-4 прошел заводские испытания. На 1.01.1953 года вывезено на аэродром 36 вертолетов Ми-4. Этот вертолет широко использовался в народном хозяйстве России в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолет был награжден золотой медалью. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 152 вертолета Ми-4.

 

 

На 1.01.1953 г. на аэродром было вывезено 2 вертолета Як-24. Этот «летающий вагон» в 50-е годы был самым большим в мире вертолетом. Было выпущено 2 вертолета. В 1953 году сборка вертолета Як-24 была передана другому предприятию в г. Ленинград.

 

В 1954 году завод освоил выпуск передвижных поселков буровиков «ППБ-5».
Поселок обслуживал 5 буровых установок и состоял из 110 домиков, в т.ч. 84 жилых, 11 - под культурно-бытовые нужды буровиков (школа, детский сад, столовая, мед. пункт, баня, прачечная и др. нужды), 5 домов у буровых вышек, в 7 домах разместили производственные объекты и 3 дома отвели для административно-управленческого персонала (дирекция, отделы конторы, бухгалтерия).
Так как каждый домик имел обособленные водяные, газобаллонные установки и резервуары для питьевой воды, необходимость в прокладке внешних коммунальных коммуникаций отпадала.
Всего заводом было изготовлено 8 таких поселков (880 домиков).
Эти домики также использовались для целинников и для геологов. Изготавливались они в одном из корпусов аэродромной службы завода.

 

С 4 кв.1953 года завод приступил к подготовке к производству и освоению нового самолета – всепогодного истребителя перехватчика Як-25. С 1954 по 1957 год на заводе было выпущено 483 самолета Як-25.


С целью повышения профессионального уровня мастеров-практиков на заводе в конце 1-го кв. 1952 года была организована техническая школа мастеров с 1,5 годичным циклом обучения. В агрегатном цехе № 4 ширилось движение наставничества. 26 мастеров и передовых рабочих приняли обязательство взять шефство над 40 молодыми рабочими, довести их до уровня своей квалификации и тем самым решить вопрос острого дефицита слесарей-сборщиков агрегатных цехов.

 

В декабре 1952 года на 2-м жилищном поселке заселен новый 5-ти этажный дом. Заводской пионерский лагерь «Дубки» решением ЦК Профсоюза нашего Министерства признан лучшим в отрасли и награжден Почетной грамотой.


В 1954 году введено в эксплуатацию за счет нового строительства 15 жилых домов площадью 5003 кв. м., которые были выстроены силами завода. А также приняты 7 домов жилой площадью 3909 кв.м. Были заселены в общежития молодые рабочие - одиночки 698 человек, в т.ч. выпускники ремесленных училищ - 400 человек.

 

В 1955 году, когда директором завода был назначен Дубовиков Борис Александрович, наряду с самолетами завод выпускал силосоуборочные комбайны, молотилки к зерноуборочным комбайнам, клеточные батареи для птицефабрик.
Под руководством Б.А. Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система» она получила распространение в стране, способствовала переходу к научному управлению качеством.

 

 

 

В 4 кв. 1956 года завод приступил к подготовке производства 2-х новых сложных самолетов Як-27Ф и Як-27ЖРД. Освоением и выпуском данных моделей завод занимался в 1957 году. В конце 1957 года началась подготовка производства высотного разведчика Як-27Р, а в 1959 году начато его серийное производство. Самолет Як-27Р, имел скорость 1190 км/час, потолок 19000 м, мощное вооружение. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 180 самолетов Як-27 в 7-ми модификациях.

 

 

 

В 1957 году на заводе началось серийное производство ракет морского базирования генерального конструктора Грушина П.Д. Крылатые ракеты П-5, П-5Д, П-6, П-35, «Прогресс», П-500 класса «поверхность-поверхность» создана этим КБ значительно превосходили зарубежные аналоги.

 

 

 


В 1958 году принято решение о начале выпуска на Саратовском авиационном заводе разработанной МКБ «Факел» под руководством генерального конструктора Петра Дмитриевича Грушина зенитной ракеты 11Д.


У зенитных ракет, изготовленных в Саратове, оказалась многолетняя судьба. 1 мая 1960 года у города Свердловска этой ракетой был сбит, нарушивший воздушную границу СССР, самолет-шпион У-2 (США).
О высоком качестве и эффективности этих ракет говорит то, что они поставлялись в ряд зарубежных стран и стали одной из причин больших потерь авиации США во Вьетнаме.

Не забывал завод и о гражданской продукции, о товарах народного потребления.
В 1960 году был освоен и выпущен первый широкоуниверсальный фрезерный станок модели 675П.

В 1961 году начато его серийное производство. Для чего были специально созданы конструкторские и технические отделы, механосборочный

 

В 1962 году производились силосоуборочные комбайны СК-2,6.

Экспонат музея САЗа

 

 

 

В 1963 году было начато освоение и производство клеточной батареи «КБН-2» для птицефабрик.

 

В 1964 году по кооперации изготавливалось крыло к самолету Ан-2.

В это время начато производство детских санок, алюминиевой посуды, раскладных кресел, детских игрушек.

Экспонаты музея САЗа

 

 

Экспонаты музея САЗа

 

 

Экспонаты музея САЗа

Но главным новшеством в работе Саратовского авиационного завода был переход к производству пассажирских самолетов.
Во второй половине 1965 года завод получил задание освоить производство пассажирского турбореактивного самолета Як-40 конструкции А.С. Яковлева.
28 июня 1967 г. совершил первый полет самолет Як-40, конструкции Яковлева А.С. Экипаж: первый летчик – испытатель Исаев А.М., второй летчик – испытатель Работа В.Г. бортинженер - испытатель Тарасов В.А.
В 1968 году Як-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота. Заводом до 1980 года было выпущено 1006 самолетов Як-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира. Самолет получил сертификаты летной годности Италии, ФРГ, других стран. Самолет постоянно совершенствовался, дорабатывался. Вначале он был рассчитан на 24 пассажирских места. В 1973 году начался выпуск самолета Як-40 на 32 пассажирских места. Як-40 выпускался в различных модификациях: в салонном, грузопассажирском, грузовом варианте. Для оперативного решения транспортных вопросов при заводе был создан летно-транспортный отряд, укомплектованный самолетами Як-40. За многолетнюю эксплуатацию самолет Як-40 зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. Самолет Як-40 эксплуатируется и до настоящего времени.

 

 

 

 

Производство Як-40

 

 

 

 

В сентябре 1974 года проведены летные испытания серийного образца самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, ставшего прототипом штурмовика ЯК-38.
Первая посадка двух самолетов Як-36М на авианесущий крейсер «Киев» состоялась 18 мая 1975 г.

 

 

 

 

 

Впервые на предприятии была начата и проводилась организационная работа по наставничеству и шефству кадровых рабочих и ИТР над молодыми рабочими. В 1974 году на заводе работало 1250 наставников, имеющих большой профессиональный стаж, высокую квалификацию и хороший жизненный опыт.

 

 

 

В 1976 году началось освоение и подготовка производства 120-ти местного самолета Як-42. Освоение ЯК-42 велось без прекращения производства самолетов Як-40. Это усложняло работу. Но главная трудность была в другом. Необычными для заводчан оказались большие по размерам, сложные по технологии и обработке детали. Переход к серийному выпуску Як-42 стал для завода новым рубежом технического прогресса. Пришлось провести перепланировку цехов, создать специальные участки для сборки крупных агрегатов, освоить новые материалы и технологические процессы.

 

22 декабря 1980 года началась серийная эксплуатация самолетов Як42.
31 декабря 1981 года Саратовскому авиационному заводу исполнилось 50 лет.
21 января 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники и связи с 50-тилетием Саратовский авиационный завод награжден орденом Октябрьской Революции.

 

 

Завод продолжал наращивать выпуск самолетов Як-42. Систематически проводятся работы по повышению надежности самолета, улучшаются его технические характеристики.

 

 


В 1982 году на заводском аэродроме была построена новая взлетно-посадочная полоса.
В 1983 году был принят в эксплуатацию новый корпус окончательной сборки самолетов ЯК-42.
Продолжилось освоение модификаций самолета с вертикальным взлетом и посадкой Як-38М, Як-38У. Всего их было выпущено 227 шт.

 

 


В эти годы большое внимание уделялось развитию социальной сферы. Были построены новые жилые дома, больничный комплекс, профилакторий, реконструирован Дворец культуры.
Выпускались в большом количестве товары народного потребления.

 

Выпускались дождевальные установки ДФ-120 (Днепр).

 

Экспонат музея САЗа

 

 

10 января 1991 года Совет Министров СССР принял Постановление «О преобразовании Саратовского Авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения» в коллективные предприятия с передачей в собственность трудовому коллективу имущества завода, а позднее по решению конференции совладельцев, САЗ стал акционерным обществом закрытого типа.

Закрытое Акционерное Общество «Саратовский Авиационный Завод» являлся одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающим большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.
Завод в тот период в основном сохранил профиль авиастроительного предприятия. На заводе выпускались пассажирский самолет Як-42, его варианты и модификации Як-42Д, Як-42Ф, Як-42А.
Самолет Як-42Д был сертифицирован Госавиарегистром КНР. Были осуществлены поставки самолетов в Китай, на Кубу. Всего был выпущен 171 самолет Як-42 (Як-42Д).


В 1993-1994 г.г. было освоено производство спортивно-пилотажного самолета Як-54. Всего было выпущено 15 самолетов, в т.ч. для США.

 

Проводились работы по созданию высокоэффективных экологических летательных аппаратов нового поколения «ЭКИП» на базе передовых достижений современной науки.

 

 

При заводе функционировали образовательные учреждения.

 

  1. ПТУ
  2. Филиал авиационного техникума
  3. Филиал политехнического института.

 

В том числе и дошкольные- 22 детских садов.

В ДК авиастроителей работали всевозможные кружки.

 

На месте огромные жилые микрорайоны, построенные работниками и для работников Саратовского авиационного завода.
Памятник самолета ЯК-3, стадион «Волга», дворец культуры, профилакторий, детские сады, поликлиники, больничный комплекс – это все наше, родное и нашего Саратовского авиационного завода.
Пройдут годы и мы будем рассказывать своим детям, внукам о том, как славно работали на Саратовском авиационном заводе. Показывать на дворец культуры, памятник, стадион … и говорить, что это наше, что это создано Саратовским авиационным заводом.

 

 

Без комментариев…

 

 

 

 

Стенд из музея Саратовского авиационного завода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: