Значение взаимодействия с родителями воспитанников по вопросу подготовки к школе




 

В предыдущем параграфе мы рассмотрели сущность и необходимость подготовки детей к школе.

Практика и научные исследования говорят о том, что существуют причины неуспешности детей в подготовке к школе. Они зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей.

Для того, чтобы подготовка к школе была успешной, важно соблюдать единство требований к ребенку в ДОО и в семье. Эти задачи успешно решаются в дошкольных образовательных организациях, но, как показывает практика и проведенные исследования в данной сфере, родители иначе понимают сущность подготовки к школе. Это противоречие решается посредством взаимодействия между семьей и ДОО.

Взаимодействие педагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Взаимодействие родителей и педагогов рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей (Бабаевой Т.И., И.И. Игнатович, Е.Е. Алексеевой, И.А. Хоменко, Т.А. Березиной, М.Н. Поляковой).

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.

В основу союза партнерства должно быть положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОО. Играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.

Как отмечает О.Л. Зверева[26], новыми современными подходами к взаимодействию педагогов и родителей являются: переход к сотрудничеству на основе диалога, безоценочный стиль отношений, позитивное безусловное принятие другого человека, учет личного опыта родителей, конфиденциальность в общении, принцип открытости детского сада для родителей, реализация принципа «Семья – детскому саду», открытость детского сада «внутрь»(то есть вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада), открытость детского сада «наружу» (то есть открытость микро- и макро- социуму), формирование у родителей педагогической компетентности и рефлексии и др.

Т. Н. Доронова отмечает, что главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - «личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. [19]

Несомненно, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Как показывают исследования Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой и других, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего: от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду; от инициативы администрации; от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Как отмечает О.Л. Зверева, современные родители достаточно грамотны, образованны. У них имеется доступ к педагогической информации. Педагогические знания "обрушиваются" на них из разных источников: теле - и радио программ, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов интернет. [26]

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.).

Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в оказании родителям педагогической помощи возрастает, её ничем нельзя заменить. Общение педагога с родителями воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличие «обратной связи» между педагогами и родителями. Педагог владеет информацией о конкретных детях, посещающих группу, где он постоянно с ними общается изо дня в день, видит их достижения и недостатки, проблемы в развитии.

Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению, учителя и родители подростков должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, так как перед ними стоит важная цель — воспитать хорошо развитого ребенка

Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», оказание родителям методической, психолого-педагогической и консультативной помощи.

Термин «Взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» в статье 44. [53]

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (за 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс. [52]

В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

В соответствии со Стандартом дошкольного образования взаимодействие предполагает информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Рекомендуется краткая презентация Программы, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

Взаимодействие рассматривается сегодня как обязательное условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов.

Почему необходимо взаимодействие между педагогами и родителями воспитанников?

Ведущая цель взаимодействия - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если ДОО знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. В процессе взаимодействия много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается неразвивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей – развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать

эти изменения в своей педагогической практике.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания - семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат.

Основными задачами взаимодействия ДОО с родителями при подготовке детей к школе являются:

1. Знакомство родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития у дошкольника самостоятельности, навыков безопасного поведения.

2. Знакомство родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развитие позитивного отношения к будущей школьной жизни ребенка.

3. Ориентация родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

4. Помощь родителям в создании условий для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствованию развития начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.

5. Способствованию развития партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развития положительной самооценки, уверенности в себе, знакомство родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,

обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в

бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей

умений безопасного поведения -дома на улице, в лесу, у водоема,

· Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности

отношения детей к окружающим людям, природе, предметам

рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание,

заботу о взрослых и сверстниках.

· Познакомить родителей с условиями развития познавательных

интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье.

Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе,

желание занять позицию школьника.

· Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по

развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой

деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в

природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление

довести начатое дело до конца.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу еще необходимо и потому, что в настоящее время имеется расхождение между запросами родителей в подготовке детей к школе и данными психологической и педагогической науки. Исследование М.Н. Поляковой выявило рассогласование приоритетных целей подготовки. Оно показало, что для родителей и воспитателей приоритетом в подготовке к школе является интеллектуальная готовность. [40]

Родители считают, что уровень подготовки будет выше, если ее осуществлять сразу в нескольких местах: детский сад, курсы, кружки. Родителями недооценивается социально-личностная готовность, особенно развитие мотивации и воли.

Так, ученые отмечают, что форсированная подготовка к школе вытеснила специфические виды детской деятельности в дошкольных учреждениях. Они уступают место обучению на занятиях. Даже появился термин «ошколивание» дошкольного обучения.

Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. говорят о негативных последствиях форсированного усвоения дошкольниками учебных знаний на специальных занятиях в детском саду, репетиторства.

В то же время, В.Т. Кудрявцев говорит о том, что не надо налагать запрет на освоение ребенком элементарных умений навыков счета чтения и письма. Все эти умения должны стать инструментами ориентации ребенка в будущей социальной ситуации развития.

Иногда родители предъявляют к педагогу необоснованные требования, отражающие их видение проблемы. Как известно, для современных родителей характеры престижные установки в образовании детей, они требуют от специалиста обучение детей чтению, решение задач, обучение иностранным языкам и др. Иногда они запугивают ребенка школой. Родители не имеют представления о структуре школьной готовности, о сущности общей готовности ребенка к школе. [25]

Как показало исследование О.Л. Зверевой, родители гордятся тем, что их ребенок считает до ста на русском языке и до двадцати на английском, хотя и пропускает некоторые предметы (но главное – считает!), умеет пользоваться компьютером и современными электронными устройствами, может войти в скайп, скачать игры, ребенок даже извлекает квадратные корни, но при этом не умеет себя обслужить, не умеет общаться со сверстниками и со взрослыми, у него отсутствуют элементарные знания об окружающем, навыки культуры поведения. [25]

С целью выявления отношения родителей к обучению в школе, О.Л. Зверевой были проведены опросы, сочинения. Анализ ответов показывает, что родители обращаются с вопросами как о содержательной стороне подготовки к школе (объем знаний, пути подготовки к школе), так и по общим вопросам (готов или нет, в какую школу отдать). Наибольшее число обращений связано с обучением ребенка чтению, т.е. с вопросами специальной подготовки, а также с тревогой родителей о том, готов ли ребенок к школе. [25]

В то же время исследования ученых показывают, что форсированная целевая специальная подготовка к школе порождает искажение мотивации к учению, неврозы, угасание самостоятельности, творческой активности, наблюдается тревожная динамика ухудшения здоровья детей. У детей появляется тревога, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться. М.М. Безруких считает, что навыки письма и чтения «быстренько» сформировать невозможно. Мозг должен научиться «сливать» отдельные буквенные знаки в слоги и слова постепенно. По мнению ученого, неверно детей заставлять писать, не отрывая ручку от бумаги. В итоге руку от усталости сводит судорога, поднимается артериальное давление, учащается пульс. [2]

Если в семье не созданы необходимые условия, то дети отстают в своем развитии от сверстников, посещающих дошкольные учреждения.

В результате неправильной форсированной подготовки дети приходят в начальную школу с навыками чтения и счета, при этом у них не развита мелкая моторика, устная речь, умение организовать свою деятельность.

Для оптимизации подготовки ребенка к школьному обучению необходимо целенаправленно развивать, прежде всего, социально личностную готовность, развивать творческое воображение. Как отмечает В.Т. Кудрявцев, дети с развитым воображением открыты и жизнерадостны, избирательны и критичны.

В то же время авторы считают, что возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить специализированное обучение началам грамоты и математики в рамках общего режима детского сада.

Проблема разной подготовленности детей к школьному обучению существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса, вынуждает родителей искать способы натаскивания ребенка к школе, что отрицательно сказывается на их здоровье и развитии. Очевиден разрыв в требованиях к степени подготовленности ученика, предъявляемый учителями начальной школы и требованиях, предъявляемых к выпускнику детского сада. Сегодня наметилась высокая потребность в репетиторах, к услугам которых прибегают родители на этапе подготовки ребенка к школе. На сайтах Интернет - ресурсов и порой в книгах встречается слово «быстрая», «ускоренная», «интенсивная» подготовка детей к школе. Интернет изобилует рекламой в данном направлении.

Н.И. Гуткина, ссылаясь на проведенные исследования в этой области, говорит о том, что не следует измерять готовность ребенка к обучению в школе по формальному уровню умений и навыков, таких, как счет, письмо, чтение. Систематическое обучение детей 6-ти летнего возраста не способствует у них познавательной мотивации, но, наоборот, приводит к усилению игровой мотивации. [15]

Несистематическое обучение ребенок получает в общении с близкими людьми, с детьми, с природой, с животными, игрушками. Важной составляющей такого обучения является активность ребенка.

Как говорят учителя начальных классов, не страшно, если ребенок не умеет читать или писать, нетрудно будет его научить за короткий срок. Плохо, если у ребенка не сформированы нравственно – волевые качества, как самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, доведение дела до конца, дисциплинированность и др.

Все компоненты психологической готовности вызревают естественным путем, подразумевающем, что ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми. То есть в широком смысле на подготовку к школе в семье влияет игра, вернее, все виды игр, изобразительная деятельность, конструирование, двигательная деятельность, чтение и др.

Специально организованные занятия в дошкольных организациях помогают детям подготовиться к школе, но, тем не менее, эта подготовка не будет качественной без помощи родителей. Воспитание в семье не могут заменить ни дошкольные организации, ни начальные школы. Многие полезные навыки прививают в дошкольной организации, учат счету, учат рисовать, учат чтению и письму. Ребенок не стремится исправить свои ошибки, работать лучше, преодолевать трудности в работе, если занятиями ребенка родители не интересуются, не поощряют усердие и прилежания, и не придают этому должного внимания. Дети перестают быть откровенными и искренними, так как такое невнимание своих родителей глубоко и сильно их обижает. А вот если имеется интерес родителей к успехам и делам детей, то это придает особое значение всем достижениям ребенка. Когда возникают трудности при выполнении любого занятия, помощь родителей принимается всегда с огромной благодарностью и способствует близости детей и родителей.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:

групповые собрания для родителей будущих первоклассников;

«Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников

издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;

педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу»,

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

 

 

Вывод по первой главе

Подготовка ребенка к школе – это трудный процесс для воспитателей и родителей в первую очередь родителей. Подготовка детей к школе включает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.

Поскольку семья и дошкольная образовательная организация являются важными социальными институтами, важно установить их взаимодействие, единство требований к детям в вопросах подготовки к школе. Взаимодействие между школой и ДОО, и воспитателем и родителями поможет к подготовке ребенка к школе. Взаимодействие с родителями по данному вопросу еще необходимо и потому, что в настоящее время имеется расхождение между запросами родителей в подготовке детей к школе и данными психологической и педагогической науки. Исследование М.Н. Поляковой выявило рассогласование приоритетных целей подготовки. Оно показало, что для родителей и воспитателей приоритетом в подготовке к школе является интеллектуальная готовность.

Итак, результаты анкетирования родителей, позволили сделать нам следующие выводы:

 

1. у родителей имеются недостаточные представления о содержании понятия «готовность ребенка к обучению в школе»;

 

2.имеющиеся у них представления отражаются в семейной практике подготовки детей к обучению в школе: родители целенаправленно обучают ребенка навыкам чтения, письма и счета, которые считают основными;

 

3.родители уделяют недостаточно внимания такой важной стороне готовности ребенка к обучению в школе как мотивационная готовность;

 

4.родители считают необходимыми занятия по подготовке к обучению в школе не только в условиях детского сада, но и на специальных занятиях при школах, в группах кратковременного пребывания и т.д.

 

5. отмечаются жалобы на нежелание учиться и отсутствие интереса к занятиям по подготовке к школе, они встречались в анкетах чаще всего. То есть, основные трудности можно характеризовать как сниженная мотивационная готовность, а также, недостаточно развитая произвольность таких психических познавательных процессов как память, внимание.

 

6. большинство родителей считают подготовку ребенка к школе в детском саду достаточно эффективной, однако, по мнению 11 из них, ее следует дополнять специальными подготовительными занятиями в школе и подготовкой дома. Остальные 6 родителей, считают более эффективной подготовку, осуществляемую в домашних условиях, в группах кратковременного пребывания, на специальных подготовительных занятиях в школе.

 

7. наименее важным при подготовке к школе родители считают наличие у ребенка высокого уровня физического развития, произвольности поведения и стремления узнавать новое.

 

наиболее значимыми для родителей являются такие позиции как умение читать, писать, владение навыками счета, а также хорошее физическое и психическое здоровье. Таким образом, родители ориентированы на вопросы специальной (овладение навыками чтения, письма и счета) готовности, а также здоровья ребенка. Приоритет обучения ребенка навыкам чтения у родителей, вероятно, связан с требованиями, предъявляемыми негласно школами к ребенку, поступающему в первый класс.

 

Большинство родителей (28) считают, что их ребенок готов к обучению в школе, в качестве критерия называя овладение навыками чтения, письма и счета. Также назывались такие критерии, как «любит узнавать новое», «развито мышление и внимание», «хочет пойти в школу», «здоров и развит по возрасту». Двое родителей считают, что их ребенок не готов к обучению в

 

школе, мотивируя свой ответ тем, что ребенок недостаточно овладел навыками чтения, письма и счета. Таким образом, для родителей основным критерием готовности выступает специальная готовность.

 

Подводя итоги изучения мнения родителей о подготовке детей к обучению в школе на основе результатов анкетирования, мы можем отметить, что наименьшее внимание уделяется родителями мотивационной и физической готовности, в приоритете находится готовность специальная (навыки чтения, письма и счета). Вопрос готовности ребенка к обучению в школе является актуальным для всех родителей с детьми 6-7 лет.


Глава П. Содержание и формы взаимодействия ДОО с родителями по вопросу подготовки детей к школе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: