Взаимодействие учителя русского языка и учителя-логопеда для получения качественного образования школьников




Шикунова Светлана Геннадьевна

учитель-логопед МБОУ «СОШ №6»

Московская Любовь Георгиевна

учитель-логопед МБОУ «СОШ №6»

Язык и литература играют ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности. Важный этап освоения языка и литературы - этап общего образования.

Русский язык и литература традиционно образуют основу отечественного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений. Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам.

Человек с детства думает и выражает свои мысли на родном языке, с его помощью он познает мир и приобщается к национальной и мировой культуре. Привычность использования языка мешает осознавать, что полноценное овладение им должно быть результатом сознательного труда и приложенных усилий. Чем лучше мы умеем применять коммуникационные и стилистические ресурсы языка, тем большего мы можем достичь, потому что умение грамотно и выразительно говорить и писать, слушать, читать и понимать является основой интеллектуального развития личности, способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области.

Освоение ресурсов языка во всём его многообразии и формирование потребности открывать для себя богатство литературных произведений связаны с развитием важных для человека навыков чтения и понимания прочитанного. Без этих навыков, без внутренне осознанной потребности читать, понимать, размышлять над прочитанным,без формирующейся на этой основе способности выражать себя в слове и вступать в диалог с другими людьми невозможно существование полноценного общества, которое помнит о своих корнях и с уверенностью смотрит в будущее. Преподавание русского языка и литературы в школе призвано обеспечивать выполнение этих задач:

1. Теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы.

2. Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:

• усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;

• формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.

3.Наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т. п.

В данной статье мы хотим показать, чтос помощью реализации современных образовательных технологий и концепций преподавания взаимодействие учителя русского языка и учителя-логопеда необходимо для успешного усвоения программы общего образования учащимися.

Эта тема всегда была актуальна в сфере образования потому, что кто как не учитель русского языка и литературы необходим ученикам для развития духовных и интеллектуальных качеств.Если рассматривать роль учителя русского языка и литературы в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом.

Речь – основное понятие, связывающее две науки. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов всех видов школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей.

Одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов. Например: язык, норма, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, развитие речи, коррекция речи, формирование, воспитание, речевые умения и навыки, звуки, буквы, слова, предложения, лексика, грамматика, текст, пересказ, чтение, письмо, общение, речевые игры, ребусы, правильность, красота речи, культура, овладение, понимание, языковое чутьё, словарь и т. д.

Перекликаются и направления работы. Логопедия и русский язык (как школьный предмет) – педагогические науки, призванные воспитывать, развивать личность посредством развития речи (в широком смысле). На тех и других занятиях учителя ставят задачи обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Учитель русского языка и учитель-логопед требуют правильной, четкой, в меру громкой и медленной речи, полного ответа на вопросы, и сами должны являться образцом для речевого подражания.

Логопедическое воздействие (как и воздействие уроками русского языка) осуществляется словесными, наглядными и практическими методами. В процессе формирования правильной речи специалисты учитывают общедидактические и методические принципы обучения (связь умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельностный подход, стимуляция речевой активности, формирование элементарного осознания языковых явлений) и опираются на принципы коррекции речи.

И тем, и другим специалистам необходимо знание и понимание практического значения основных принципов русской орфографии (фонетического, традиционного, морфологического).

Общими для логопедических занятий и уроков русского языка являются и многие темы: «Ударение», «Гласные и согласные», «Звуки и буквы», «Точка и большая буква в предложении», «Ь» и т.д. Логопеды работают на своих занятиях с сочетаниями «ши-жи», «чу-щу», с безударными гласными, предлогами и приставками. При планировании занятий логопед определяет не только логопедическую, но и грамматическую тему (сочетая материал с определенной лексикой).

Логопедическая работа ведется с учетом программного материала по русскому языку. В средних классах школ при коррекции дизорфографии в планирование включаются все основные (имеющие практическую значимость) темы соответствующего класса. Учителя русского языка могут использовать на своих уроках логопедические упражнения для закрепления определенных умений, для развития различных сторон речи.

Учителя – логопеды и учителя русского языка часто используют одни и те же игры, упражнения, задания, одинаковую литературу с речевыми развивающими играми, занимательным материалом по русскому языку (например, всем известные книги В. Волиной). Ребусы, кроссворды, загадки, занимательные рассказы о явлениях и тайнах языка являются богатейшим материалом для уроков русского языка и логопедических занятий

Похожи и некоторые виды заданий:

- найти, подчеркнуть (буквы, слова и т.). Задания:

1. Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой«Ё» и «ё»;

2. Найди одинаковые пары букв и подчеркни их;

3. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и

подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «ё» синим

карандашом.

- вставить пропущенные буквы, слова (В. Волина «Музыкальные слова», «Впишите буквы», «Авария»);

- подобрать или образовать пару(Производящее и производное слово объединены правильно в парах, укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару, укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой);

- проговорить про себя, вслух по одному, хором;

- распределить по группам (Распредели по группам слова отвечающие на вопросы: кто? что? Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти».Распредели по группам слова, у которых все согласные звуки твердые);

- составить слово (из букв, слогов), предложение (слова cоставленные из не повторяющихся букв, дидактическая игра «Собери слово»);

- найти ошибку (найди ошибку в предложении, исправьте деформированное предложение);

- выписать (выпиши слова, в которых все согласные звуки звонкие, выпиши слова из предложения в такой последовательности: односложные,из двух слогов, трёх слогов и четырёх слогов и т.д.);

и многие другие.

Учителям-логопедам и учителям русского языка очень важно работать в тесном сотрудничестве для качественного образования школьников. Учителя-логопеды и учителя, преподающие русский язык, могут организовать различные формы взаимодействия:

- создание логопедами «логопедических минуток» для использования на уроках русского языка;

- включение материала русского языка в логопедические занятия;

- проведение интегрированных коррекционных занятий;

- проведение совместных заседаний МО;

- взаимопосещение уроков;

- ведение тетрадей взаимосвязи;

- создание стендов и папок с полезной друг для друга информацией;

- совместная проверка письменных работ и техники чтения;

- индивидуальные беседы и консультации.

В кратком изложении основы работы указанных выше учителей мы попытались показать то общее, что связывает эти две науки, - формирование правильной речи как общую задачу работы специалистов по логопедии и русскому языку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: