Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12»
Проект
«Вредные привычки и их влияние
На современного школьника»
(Исследовательский проект по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»).
Работу выполнила: обучающаяся 9 «А» класса Федина Снежана
Руководитель проекта:
Басов В.В.,
Учитель ОБЖ.
Г. Железногорск
Г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основная часть 5
1.1. Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека 5
1.2. Вредная привычка: курение 7
1.3. Вредная привычка: наркотики 10
1.4.Вредная привычка: алкоголь 13
1.5. Вредная привычка: компьютер 16
Глава 2. Практическая часть 19
2.1.Социологический опрос учащихся 19
2.2. Способы борьбы с вредными привычками 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Приложения 25
Введение
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией, употреблением алкоголя и компьютерной зависимостью. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде подростков.
Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.
Алкоголь, курение, наркотики и компьютер – вот четыре привычки, которые подвергнутся моему исследованию.
О вреде пьянства, курения, наркомании знают все, о них пишут и говорят очень много. Эти, так называемые, вредные привычки, несут множество бед и страданий как самим зависимым от них людям, так и их семьям. Они обоснованно признаны социальным общественным злом. Ведь в результате воздействия этих вредных привычек значительно снижается продолжительность жизни, а смертность населения повышается. При этом у зависимых граждан чаще всего рождается неполноценное потомство.
|
Не менее опасна и компьютерная зависимость, это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.
Актуальность моего проекта заключается в том, что проблема “вредных привычек” является наиболее значимой в наше время, и борьба с ними - это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек” - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше начнется профилактика “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации.
Цель проекта:
- дать представление о вредных привычках и их влияния на здоровье, развитие личности и поведения человека;
- наметить пути решения проблемы вредных привычек у подростков и формирования здорового образа жизни.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) проанализировать влияние каждой исследуемой вредной привычки в отдельности;
3) определить роль и место изучаемой проблемы в жизни человека;
4) указать пути решения данной проблемы;
5) провести социологический опрос среди обучающихся.
|
Предмет исследования:
- вредные привычки в подростковой среде, их влияние на здоровье школьников; - способы борьбы с вредными привычками в подростковой среде.
Объект исследования: об учающиеся 9 класса МОУ «Лицей № 12».
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- сбор фактических данных;
- анкетирование;
- проведение исследований;
- обработка полученных данных;
- систематизация и обобщение собранного материала.
Глава 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека
Каждый человек имеет вредные привычки, что практически для всех является проблемой, которая играет далеко не последнюю роль в его жизни.
Эволюция человека обеспечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Академик Н.М. Амосов утверждает, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в обыденной жизни.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, поведения, тех привычек, которые он приобретает, умения разумно распорядиться потенциальными возможностями организма на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет. Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний.
|
Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых следует отметить:
r Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
r Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
r Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
r Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.
Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:
1). Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно
высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
2).Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.
3).Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
4).Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко попадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
5).Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
6). Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками.
Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.
Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.
Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:
r следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
r детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
r соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
r понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
r учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
r прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
r в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.