ВВЕДЕНИЕ
Нарушения памяти является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, над решением которой работают и неврологи, и нейропсихологи, и, в некоторых случаях, врачи-психиатры. Важность данной проблемы обусловлена широкой распространенностью данного заболевания в популяции, что связано со значительным ростом числа лиц пожилого возраста. Это происходит, в основном, за счет увеличения продолжительности жизни человека и совершенствования качества оказания медицинской помощи населению, к сожалению, среди пожилых людей распространенность когнитивных нарушений особенно велика.
Смертность среди пациентов с нарушениями памяти достоверно выше, чем среднестатистическая смертность среди лиц пожилого возраста.
Заболевание прогрессирует исподволь и на начальных стадиях нарушений памяти больные могут быть вполне адаптированы у себя дома и в пределах ближайшего к дому района города. Однако, при наличии у пациента объективных расстройств памяти, подтвержденных результатами нейропсихологических методов исследования, в сочетании с ограничением повседневной активности, диагноз легких когнитивных нарушений вполне правомерен.
В тех же случаях, когда когнитивные нарушения не влияют на повседневную активность, речь идет о синдроме умеренных когнитивных нарушений в пожилом возрасте. Такие пациенты нуждаются в динамическом наблюдении и повторных клинико-психологических обследованиях, так как составляют группу повышенного риска развития нарушений памяти в будущем. [1.]
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКАЕ ПАМЯТЬ? РОЛЬ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Память – это психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений), чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его приспособление. [2]
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
И. М.Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит. [3]
Шесть фактов о памяти
Факт №1
О том, как память нас обманывает
В 1986 году произошла катастрофа, в которой погиб весь экипаж шаттла «Челленджер». На следующий день профессор психологии УльрикНайссер попросил своих студентов максимально подробно описать обстоятельства, при которых они узнали о катастрофе. Через 2,5 года он предложил тем же самым студентам еще раз записать, что произошло в тот день. Несмотря на абсолютную уверенность всех участников исследования в точности своих воспоминаний, только у 7% испытуемых она оказалась высокой. Всего было пять вопросов: «Откуда вы узнали об этом?», «Где вы были?», «Что вы делали?», «Кто был с вам?», «Что вы почувствовали?» У 25% воспоминания о проишествии кардинально изменились, то есть совпадение было равно нулю. У остальных совпадение было всего по нескольким параметрам.
Такой феномен легко объясняется реконсолидацией — базовым механизмом памяти. Извлекая информацию о событии, которое имело место 5, 10 лет назад или вчера, наш мозг закрепляет в памяти воспоминание, однако с другой стороны след памяти искажается под действием новых ассоциаций, знаний, впечатлений, актуальной ситуации и эмоционального состояния.
С помощью этого механизма уже предлагается проводить качественно новую психотерапию. Процесс реконсолидации начинает протекать только спустя 3-10 минут после «запуска» старого опыта, и тут главное не упустить момент. Ведь при грамотно спланированном воздействии можно устранить даже детские страхи и фобии, заменив их нейтральными или положительными переживаниями.
Факт №2
О ложных воспоминаниях
В начале 1990-х психолог Элизабет Лофтус провела простой и наглядный эксперимент. Группе студентов раздали четыре рассказа, написанные их родственниками, о событиях их раннего детства. Всех участников спросили, помнят ли они эти случаи? Чаще всего ответы оказывались положительнымы. Но дело в том, что один из этих рассказов был о событии, которое никогда не происходило. Такие истории «вспомнило» около четверти студентов.
Лофтус хотела продемонстрировать, что наша память не просто далека от идеала, она еще и легко поддается искажению. Просто потому, что мы всегда помним гораздо меньше, чем нам кажется. Мы помним общую схему ситуации и в меньшей степени — точные детали. Это социо-культурный механизм экономии ограниченных ресурсов памяти. Нам и так нужно помнить слишком много, поэтому все, что можно упростить, наш мозг упрощает. Именно поэтому нам очень легко внушить ложное воспоминание, путем наводящих вопросов, правильной интонации, или легкого убеждения. В прошлом году Элизабет Лофтус добилась того, что Верховный суд Нью-Джерси (США) официально предупредил присяжных: показания очевидцев могут быть искажены из-за свойств памяти.
Интересно, что один американский психолог даже разработал четырехэтапную стратегию имплантации ложного воспоминания:
1. Выбрать жертву из круга близких знакомых.
2. Придумать воспоминание, которому как минимум год и которое не вызывает сильных эмоций.
3. Продумать дополнительные детали (во что человек был одет, что еще произошло в тот день) и обзавестить подтверждениями (например, отредактированной фотографией).
4. Привести план в действие.
Факт №3