Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, в установленном специальным законодательством порядке.
Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующие основные цели:
1. Политическую – появление слоя собственников;
2. Экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;
3. Фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов;
4. Социальную – соблюдение интересов населения при разделе государственного имущества.
Начиная с 1991г было принято несколько законов о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ
Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.
В качестве объектов приватизации могут выступать:
1. предприятия и другие имущественные комплексы;
2. земельные участки;
3. здания, сооружения, нежилые помещения;
4. жилые помещения;
5. акции открытых акционерных обществ[17].
Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимого имущества.
Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами [18]. К их числу относятся п.1 ст.16 Закона о приватизации:
1. При приватизации предприятий и других имущественных комплексов:
Ø преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акции либо с сохранением за публичным собственником продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;
|
Ø выкуп арендованного имущества;
Ø внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ[19];
2. При приватизации жилых помещений:
Ø их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан;
3. При приватизации земли:
Ø возмездная или безвозмездная передача в собственность граждан либо юридических лиц земельных участков установленного размера;
4. При приватизации акций открытых акционерных обществ:
Ø продажа на специализированных аукционах;
Ø продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий;
Ø отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций, в соответствии с правилами ст.24 Закона о приватизации.
Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленным специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.
Заключение
Значение государственной собственности как объекта управления очень велико. То негативное отношение к государственной собственности, которое часто встречается в прессе, продиктовано воспоминаниями советского периода, когда государственная власть и собственность были слиты воедино, а государственная собственность имела приоритет над остальными формами собственности (собственно, само понятие форм собственности существовало весьма условно). Говоря о слиянии государственной власти и собственности, следует иметь в виду два принципиальных момента. Первый момент: термин “власть” одинаково употребим как по отношению к институту государства, так и по отношению к институту собственности. Государство обладает политической властью, но собственность — это тоже власть, вещная и абсолютная. Таким образом, по своей основополагающей природе государственная власть и власть собственника тождественны, но служат различным интересам: одна — политическим, другая — хозяйственным. Второй момент: когда государство одновременно с властью политической осуществляет власть собственника, эти интересы складываются. Государство осуществляет полномочия собственника, оставаясь при этом носителем политической власти, поэтому определенное смешение экономической и политической власти неизбежно. Сила данного смешения определяет общее отношение государства к экономике и правовому регулированию института права собственности.
|
Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво. Комплексный и разноотраслевой характер института права государственной собственности обусловливает необходимость разработки его публично-правовых механизмов. Публично- правовое обеспечение рыночной экономики предполагает поддержание баланса между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования экономических отношений и отношений собственности.
|
Список использованной литературы
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
4. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
5. Приложение №1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
6. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л. 1948.
7. Гражданское право. Учебник/под ред. Гришаева С.П., М.2003.
8. Гражданское право. Часть первая: Учебник/под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М. 1997г.
9. Гражданское право. Том1: Учебник/ под ред. Орловского П.Е., Корнеева С.М., СПб. 2002
10. Гражданское право. Том 1: Учебник /под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М. 2000.
11. Гражданское право России. Часть 1: Учебник/под ред. З.И. Цыбуленко, М., 2002.
12. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999.
13. Мурзина Н.Ю. К вопросу о субъективном праве собственности/ Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М. 2003.
14. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2003.
15. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М. 1991.
16. Суханов Е.А. Российский закон о собственности, М. 1993.
17. Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008
18. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР, Изд. Ленинградского Университета, 1955
Приложение 1
Незаконный отказ в приватизации жилого помещения
Верховный суд Российской Федерации
Определение
от 30 июня 2009 года № 67-В09-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей: Гуцола Ю.А., Гетман Е.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 июня 2009 г. гражданское дело по заявлению Н., Н.И. к мэрии г. Новосибирска о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности по заключению договор приватизации жилого помещения, по надзорной жалобе Н., Н.И. на определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 сентября 2008 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Супруги Н. и Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа мэрии г. Новосибирска в передаче им в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, ссылаясь на то, что в указанном доме занимают квартиру <...>, которая была им предоставлена с разрешения администрации МУ "Центр" социальных услуг. Жилой дом, в котором они проживают, является общежитием и ранее состоял на балансе ПО "Север". В 1998 году дом передан в муниципальную собственность г. Новосибирска. Их просьба о передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации оставлена без удовлетворения. Просили признать отказ в приватизации квартиры незаконным и обязать мэрию г. Новосибирска заключить договор о передаче в собственность занимаемой квартиры. Ответчик считал отказ в приватизации законным, указывая, что занимаемое истцами жилое помещение расположено в общежитии и в силу закона приватизации не подлежит.
Решением Искитимского районного суда от 7 июня 2008 г. требование истцов были удовлетворены: отказ в приватизации признан незаконным, на мэрию г. Новосибирска возложена обязанность по заключению с истцами соответствующего договора.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 сентября 2008 г. решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В надзорной жалобе истцами поставлен вопрос об отмене кассационного определения от 23 сентября 2008 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции от 7 июня 2008 г.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2009 г. надзорная жалоба вместе с истребованным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия находит надзорную жалобу обоснованной.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В надзорной жалобе истцы утверждают, что кассационная инстанция допустила существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела. С этим утверждением следует согласиться.
Вынося новое решение по делу, кассационная инстанция сослалась на статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в которой содержится запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях. Исходя из того, что спорное жилое помещение находится в общежитии, условия для изменения статуса которого отсутствуют, к отношениям по пользованию таким жилым помещением неприменимы нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
По мнению истцов, кассационная инстанция не учла положения статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Таким образом, граждане, которые занимают жилые помещения в указанных домах, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что на основании постановления Главы администрации Новосибирской области N 218 от 14.04.1997 г. объекты жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в хозяйственном ведении ПО "Север", были переданы в муниципальную собственность г. Новосибирска (л.д. 9, 10). Постановлением мэрии г. Новосибирска N 128 от 12.02.1998 г. в муниципальную собственность были приняты жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся на балансе ПО "Север", в том числе общежитие по адресу: <...> (л.д. 6 - 8). После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. от 189-ФЗ статус общежития данным жилым домом утрачен в силу закона и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1, что учитывал суд первой инстанции, но не принял во внимание суд кассационной инстанции.
Нельзя согласиться с доводами кассационной инстанции о том, что целевое назначение спорного жилого помещения, его особое местоположение на территории данного оздоровительного лагеря, за пределами городской черты, препятствует его приватизации, так как дом 2 по ул. Тимуровской в с. Морозове представляет собой часть единого оздоровительного комплекса, что исключает возможность передачи жилого помещения в собственность. Законом не ограничено право граждан на приватизацию жилого помещения, использовавшегося ранее в качестве общежития, исходя из его особого месторасположения. Формальное сохранение ответчиком статуса общежития дома N 2 по ул. Тимуровской в с. Морозове нарушает их право на приватизацию, закрепленное в ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
С учетом изложенного следует признать, что кассационная инстанция без достаточных оснований отменила решение суда первой инстанции и вынесла по делу новое решение, допустив при этом неправильное применение норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 сентября 2008 г. отменить. Оставить в силе решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июня 2008 г.
[1] Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР, Изд. Ленинградского Университета, 1955
[2] Пункт 3 статьи 214 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[3] Статья 125 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[4] Пункт 2 статьи 214 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[5] Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. С. 79
[6] Гражданское право в 4-х томах. Том 2. Учебник/Отв.ред. Е.А. Суханов. Стр. 27
[7] См.: Там же.
[8] Статья 209 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[9] См.: Там же
[10] Мурзина Н.Ю. К вопросу о субъективном праве собственности/ Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов.С. 87
[11] Гражданское право. Часть первая: Учебник/под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева., С. 113
[12] Гражданское право России. Часть 1: Учебник/под ред. З.И. Цыбуленко, С. 203
[13] Статья 233 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[14] Приложение №1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
[15] Статья 9. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
[16] Статья 225 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
[17] Статья 1 ранее действовавшего Закона о приватизации предприятий относила к объектам приватизации также лицензии и патенты, «доли в капитале АО», принадлежавшие публично-правовым образованиям или приватизируемым предприятиям.
[18] П.5 ст.29. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
[19] Ранее действовавшие законодательство в качестве особого способа приватизации предусматривало также продажу с торгов имущества ликвидируемых государственных или муниципальных предприятий.