Об особенностях работы мозга до болезни Альцгеймера




У многих пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, в молодости была нормальная память. И для родственников всегда было удивительно наблюдать за тем, как такой человек начинает забывать не только бытовые вещи, но и свою личность. Кроме того, в результате нескольких скромных исследований было установлено, что люди c особой аллелью (вариантом) гена APOE — APOE4, указывающей на повышенный как минимум в четыре раза риск развития болезни Альцгеймера, имеют более высокий IQ, чаще поступают в университеты, имеют лучшие когнитивные способности (например, хорошо играют в карты и проще запоминают планы, если чем-то заняты) и т. д. Выяснилось также, что участки мозга, отвечающие за память у таких людей, гораздо более активны, чем у тех, кто живет без APOE4. Одна из рабочих гипотез заключается в том, что мозг перетруждаетсяв «свои года», поэтому в старости начинают происходить необратимые процессы разрушения личности человека.

 

Факт №4

О правильной еде

Нейроны (клетки головного мозга) формируют физическое воплощение нашей памяти. По мере накопления информации, получения нового опыта нейроны образуют функциональные сети. Их задача обеспечивать хранение знания о мире, себе или как, например, приготовить овощное рагу. Однако для надежного соединения нейронов и производства необходимых белков, для защиты от повреждений организму нужны определенные вещества, которые можно получить через еду. Например, есть ряд доказательств того, что флавоноиды, содержащиеся в голубике и какао, улучшают память. Cпециалисты авторитетной американской Mayo Clinic рекомендуют с этой целью придерживаться диеты, полезной для сердечно-сосудистой системы: есть больше фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов, продуктов с низким содержанием жира и высоким содержанием белка (рыба, нежирное мясо, мясо птицы без кожи), много пить, но не алкоголь. Также известно, что ни цинк, ни витамин E, ни витамин B12, ни ноотропы, ни многие другие лекарственные препараты и биоактивные добавки не доказали свою эффективность в улучшении памяти, несмотря на всеобщее убеждение.

 

Факт №5

О пределе возможностей

В конце 1950-х годов «магическое» число 7 появилось и в науке о памяти. Американский психолог Джордж Миллер, исследовавший закономерности запоминания, установил, что мы можем удерживать до 7 (±2) блоков информации. Но впоследствии выяснилось, что назвать точное число довольно сложно: все дело в том, сколько слогов в слове, обозначает ли оно цифры и т. д. Также результат зависит от возраста человека.

Интересные исследования проводились психологами Паркером Блаунтом и Рональдом Джонсоном в 1970-х годах. Ученые предъявляли испытуемым предложения, которые содержат одно и тоже значение, но имеют разную грамматическую конструкцию. Такое манипулирование, позволяло как улучшать способность к запоминанию (в случае с предсказуемой конструкцией), так и ухудшать (в случае когда конструкция предложения была необычной).

Конечно, память конкретного человека в большей степени определяют индивидуальные факторы: возраст, гормональный фон, интеллект, внимание. Ученые настоятельно рекомендуют тренировать внимание и способность сосредотачиваться, так как без этого запоминание крайне сильно осложняется.

 

Факт №6

О пользе забывания

Как ни парадоксально звучит, но забывание является одной из ключевых функций памяти. В истории современной психологии известны несколько случаев, когда превосходная память являлась тяжелым бременем. В отечественной практике таким был Соломон Шерешевский. Он в деталях мог восстановить события 20 летней давности. Однако простая, рутинная работа ему не давалась, так как он не мог быстро схватить всю нужную информацию для точного запоминания, а для осмысливания ему требовалось достаточно много времени по сравнению с обычным человеком, что еще больше ухудшало его социальное положение. Каждое слово, каждая деталь были для него существенны и равнозначны, он не мог выделить главное. Кроме того, у таких людей негативные эмоции, которые со временем не теряют свою яркость в воспоминаниях, могут привести к депрессии.

Однако способность к забыванию можно тренировать. Но этот навык зависит от возраста: хуже всего он бывает до 8 лет и у пожилых. Обычно 10-20 попыток хватает, чтобы заблокирвать нежелательное воспоминание. Эффект будет лучше, если заранее задуматься о том, что какое-то событие может спровоцировать нежелательные мысли, и настроиться на забывание. [4]

Процессы памяти

Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

1. невозможность припомнить или узнать;

2. неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

1. воспроизводящая память;

2. опознающая память;

3. облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. [5]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: