Причины принятия Конституции.




Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в государственном устройстве СССР. Перемены были нескольких типов и связаны с образованием новых союзных республик, с изменением государственно-правовых форм различных автономных образований и с усилением роли центра, союзных органов власти в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

В 1925 г. в состав СССР были приняты Туркменская и Узбекская ССР, а в 1931 г. Таджикская ССР. Таким образом, к началу 30-х гг. в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. Определенные изменения в национальном устройстве СССР произошли и на республиканском уровне. Были уточнены границы союзных республик: к Белоруссии отошли от РСФСР отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской областей, а к Таджикистану часть территорий Узбекской ССР; получило дальнейшее оформление автономий в составе РСФСР: были преобразованы в автономные республики Бурят-Монгольская и Карельская АССР (1923), Чувашская АССР (1925), Мордовская и Удмуртская АССР (1934) и т. д.

Схожие процессы происходили и в других республиках. В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская АССР. В Закавказье статус автономии получили Нагорный Карабах (1923) и Нахичеванский край (1924) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР. Еще большим было количество образованных в конце 20-х - начале 30-х гг. национальных округов: 10 только в РСФСР. Вместе с тем у отдельных народов на Северном Кавказе был понижен статус автономий.

С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счет сужения компетенции республик. Росло количество союзных и союзно-республиканских предприятий, с 1930 г. все кредитование сосредоточилось в союзных органах. В 1929 г. было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь они должны были вносить их предварительно в СНК СССР. В Конституциях РСФСР, ЗСФСР и ТССР отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР.

Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезд Советов постепенно терял свое значение, с 1927 г. он собирался раз в два года вместо прежних ежегодных съездов. Важнейшие решения уже зачастую принимались не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Доклады правительства и наркомов на съездах были отчетными и информационными, а не постановочными. СНК, по-прежнему являясь важным органом исполнительной и законодательной власти, фактически подчинялся Президиуму ЦИК СССР. Законодательные функции СНК сужались.

Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1934 г. был ликвидирован РВС, а Наркомат по военно-морским делам реорганизован в Наркомат обороны СССР. Серьезной реорганизации были подвергнуты органы государственной безопасности и общественного порядка. 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов коллегии и Прокурора Верховного Суда СССР. В 1927 г. ОГПУ было предоставлено право рассматривать ряд дел во внесудебном порядке, при этом прокуратуре запрещалось самостоятельно возбуждать дела против работников ОГПУ. В ознаменование заслуг перед государством 14 декабря 1927 г. ОГПУ было награждено орденом Красного Знамени. 24 апреля 1930 г. было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, в феврале 1931 г. переименованное в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Страна стала покрываться сетью новых строящихся лагерей и колоний.

Расширение прав ОГПУ продолжалось и после образования ГУЛАГа. В конце 1931 г. управление милицией и уголовным розыском окончательно закреплялось за ОГПУ, где была создана Главная инспекция по милиции и уголовному розыску (с 1932 г. Главное управление милиции). В 1932 г. в областях, краях и республиках вводились специальные военные прокуратуры ОГПУ (ликвидированы лишь в 1954 г.). Вместе с тем 25 июня 1932 г. ЦИК СССР вынужден был принять постановление "О революционной законности", где осудил нарушения закона в ходе коллективизации органами ОГПУ.

Критика органов ОГПУ, наряду с требованием сталинского руководства централизовать всю работу правоохранительных органов, привела в 1934г. к образованию Наркомата внутренних дел СССР. В НКВД СССР вошло полным составом ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление госбезопасности. В структуру наркомата также входили Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, ГУЛАГ, Главное управление пожарной охраны и другие организации. Вместо судебной коллегии ОГПУ было создано Особое совещание при наркоме НКВД. Картину усиления полномочий карательно-репрессивных органов власти дополнила реформа прокуратуры СССР. 20 июля 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР, при этом прокуроры республик подчинялись Прокурору СССР, а в дальнейшем, с 1936 г., и назначались им.

Изменения в системе госучреждений в 1930-е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного строя с мощным карательно-репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые изменения в составе госучреждений СССР. На протяжении 20-30-х гг. Сталин неуклонно придерживался провозглашенного им принципа "кадры решают все", последовательно формируя аппарат личной власти.[18]

К середине 30-х гг. во всех сферах жизни СССР произошли существенные перемены. Изменился социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе госучреждений и в сфере национально-государственного строительства. Официально было провозглашено о построении основ социализма в СССР.

В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране изменения. 7 февраля 1935 г. создается Конституционная комиссия из 31 человека во главе с И. В. Сталиным. В процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости новой Конституции. По словам Сталина, она должна была стать "регистрацией и законодательным закреплением этих завоеваний, которые уже добыты и обеспечены". К лету 1936 г. был подготовлен проект Конституции, опубликованный для всенародного обсуждения, а 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию.[19]

Таким образом, можно сделать вывод, что причинами редакции Конституции стали:

1. Социально – экономические изменения, произошедшие в стране, требующие законодательного закрепления.

2. Переход к тоталитарному режиму требовал легитимности.

3. С увеличением Союзного Государства происходят изменения в гос. аппарате, которые также требуют закрепления в Конституции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: