ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ




РЕФЕРАТ

 

 

Общая психология, история и методология психологической науки

Тема: «Рефлексия»

 

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

 

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ.. 5

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рефлексия от позднелатинскогоreflexio - обращенный назад, этомыслительный (рациональный) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

Понятие рефлексия возникло в философии, когда возросла ценность человека как личности. Уже в схоластической[1] философии рефлексия понималась как обращенность разума на свои собственные состояния. Этапы развития понятия «рефлексия» связаны с первыми шагами к развитию свободы индивидуального самоопределения, которые были сделаны во времена эпохи Возрождения.

Итак, процесс рефлексии направлен на анализ, знание, понимание, осознание субъектом самого себя: собственных действий, задач, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений, назначенияи выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особаяформа рефлексии— предметно-рефлексивные отношения.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороныдругого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте.У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. У подростков рефлексия становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. По Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?». В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) рефлексия рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Рефлексия связана понятийно, процессуально и функционально с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием.

Общая проблема рефлексии в современной науке остается актуальной и является предметом изучения в различных отраслях научного знания - философии, психологии, педагогике. Нередко выделяют рефлексию языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.В отечественной психологии рефлексия изучается с четырех основных позиций: кооперативной (А.В. Карпов, В.Е. Лепский, Г.П. Щедровицкий и др.); коммуникативной (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.); интеллектуальной (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов И.С. Ладенко др.) и личностной (Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.). При этом первые два направления представляют собой исследования коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессов общения, а другие два – исследования индивидуальных форм проявления мышления, сознания и самосознания.

Для понятия рефлексии характерна неопределенность его понятийного статуса и места в системе психологических понятий. Это вызвано широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии.Такая широта понимания рефлексии нередко приводит к противоречиям ее трактовок, особенно там, где разные аспекты рефлексивной проблематики сталкиваются между собой. Наиболее отчетливо данное противоречие проступает в рамках проблемы соотношения интеллектуальной и личностной рефлексии, где соприкасаются на первый взгляд две независимые психологические реальности: метакогнитивная регуляция познавательной деятельности и смысловая интеграция мотивационно-потребностной сферы личности. Однако прояснить их соотношение оказывается возможным, если обозначить то промежуточное звено, посредствам которого эти сферы психического взаимодействуют. Таким звеном может являться понятийное мышление человека (теоретические основания этого положения были заложены в работах Л.С. Выготского) - именно оно генетически связывает рефлексивное мышление и личностную рефлексию воедино.

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ

Кажется, что человек рефлексировал испокон веков. Формула «познай себя» и утверждение Аристотеля о том, что «разум мыслит самого себя» принадлежит античности. Но даже задолго до античной науки в Шумеро-Вавилонской математике можно (при соответствующей реконструкции) усмотреть элементы рефлексивной деятельности (по Н.Г.Алексееву): затруднения в решении задач, остановку, отстранение, объективацию, анализ совершенной деятельности, наличие двух разных позиций, сопоставление знаковых форм и объектов. Итак, рефлексия была всегда. Однакоизвестно, что рефлексия появилась только в Новое время.

В первой половине XVIIвека понятие рефлексии вошло в науку с именем Р. Декарта(1596-1650 гг.), описавшего рефлекторную функцию головного мозга человека. Р. Декартотождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться насодержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.

Дж. Локк (1632-1704 гг.) разделил ощущение и рефлексию.Он утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Дж. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Он заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.

Философия И. Канта (1724-1804 гг.)основана на исследовании человеческого интеллекта в общезначимых схемах, не зависящих от эмпирического опыта отдельного человека. Предметом его исследования стали чувственность, рассудок, разум, воля человека. Особенность подхода И. Канта состояла в мысли, что освоение мира происходит в ситуации коллективной деятельности индивидов, действующих в особых субъективных формах, организующих его психическую работу. Ученый заложил основы рефлексивного мышления, моделирующего или творящего понятия и образы, причем моделирование происходит при наличии исходного материала, созданного человеком.

Феномен рефлексии стал предметом специального изучения в психологии благодаря А. Буземану (1925-1926 гг.), который трактовал ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» и предложил выделить специальную область психологической науки - психологию рефлексии, которая бы изучала рефлексивные процессы и сознание.

В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева (1907-1972 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.). Ученые рассматривают рефлексию как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. Принято считать, что рефлексия - это компонент структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Благодаря рефлексии происходит отражение во внутреннем плане осуществляемой деятельности, это дает субъекту материал, который можно наблюдать, подвергать критике и изменять. Рефлексия делает возможным совершенствование деятельности как во внутреннем плане, так и во внешнем. Рефлексия дает способность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и как необходимая составляющая часть развитого интеллекта. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. A.Н. Леонтьева и других авторов заложены основы изучения рефлексии в когнитивном, генетическом, личностном и коммуникативном аспектах.

В научных трудах П.К. Анохина (1898-1974 гг.), Н.А. Бернштейна (1896-1966 гг.), А.Р. Лурия (1902-1977 гг.) в термине «рефлексия» подчеркивается ее особенность, заключающаяся в универсальности механизма ее действия, в основе которой лежит принцип обратной связи, проявляющийся на разных уровнях саморегуляции индивида: от нейрофизиологического уровня до личностного.Представители естественно-научного подхода к исследованию рефлексии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов) принцип обратной связи рефлексии обнаруживали в выполнении ею регулятивной и конструктивной функции. Рефлексия здесь отождествляется с самоощущениями собственного тела в процессе реальных двигательных актов. Ученые А.Н. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн принцип обратной связи рефлексии видели в рефлексивных процессах самосознания, которые выполняли регулятивную и конструктивную функции и обеспечивали целостность и динамизм внутреннего духовного мира человека.

Г.П. Щедровицкий (1929-1994 гг.), изображая рефлексию как процесс и особую структуру в деятельности, представляет ее как механизм и закономерность «естественного развития самой деятельности» [4, с. 487]. Кроме того, он подчеркивает, что «это процесс и механизм воспроизводства деятельности» [3]. Г.П. Щедровицкий ведет речь о рефлексивном воспроизведении производящих основ деятельности и ее механизмов. В споре с Г.П. Щедровицким формируется представление о рефлексии у В.А. Лефевра (1936 г. рождения). Рефлексия - это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» [5, с. 10]. Автор рассматривает рефлексивные процессы как феномен, определяющий специфику взаимоотношений объектов-исследователей. Важным достижением В.А. Лефевра является введение им понятий «рефлексивной системы» и «рефлексивного управления». Под рефлексивным управлением, в частности, понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [5, с. 11-14]. Идеи Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра оказали большое влияние на развитие научной мысли в разработке проблематики рефлексии в философии, в психологии, педагогике и управлении.

Наряду с понятием «рефлексия» в научной литературе встречаются понятия рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивные возможности, рефлексивные умения, рефлексивно-перцептивные умения, рефлексивная культура, рефлексивная компетентность, рефлексивные ожидания. Среди названных понятий лишь понятие рефлексивность получило необходимое теоретическое обоснование в работахА.В. Карпова (1956 г. рождения), который предлагает рассматривать рефлексивность как один из модусов рефлексии, как психическое свойство личности, два других ее модуса - рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. А.В. Карпов предложил не только теоретический конструкт, но и разработал процедуру и содержание методики диагностики рефлексивности. Согласно А.В.Карпову, «рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [6, с. 48]. В связи с этим рефлексию как индивидуальное психическое свойство, допускающее квантификацию и диагностирование, автор выделяет особо и предлагает называть рефлексивностью.

Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Процесс изучения рефлексии шел непоследовательно и сложно. Влияния бихевиоризма и когнитивизма в двадцатые годы ХХ века привело к утрате интереса к проблеме рефлексии в психологии. Но в когнитивной и гуманистической психологии рефлексия все же изучалась и рассматривалась как один из действенных факторов интеллектуального и личностного развития человека. Конец ХХ века характеризуется повышением интереса к данной проблематике.

Рефлексию изучали многие авторы, но в настоящий момент понятие«рефлексия» не получило в научной литературе однозначного толкования. Вслед за учеными И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым можно констатировать существование в современной психологии трех уровней понимания рефлексии: как объяснительного принципа психических явлений, как существенного компонента психических процессов и как предмета специального психологического исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: