МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей




МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

Задание 1

Самостоятельно изучить теоретическую часть по разделам

Методика словарной работы и ознакомления детей с окружающим.

1.1 Понятие и значение словарной работы. Особенности усвоения словаря детьми дошкольного возраста. Методы и приёмы словарной работы.

1.2 Виды и методика занятий по рассматриванию предметов. Использование картин и картинок на занятиях по формированию словаря.

1.3 Методика использования дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей в разных возрастных группах. Специальные лексические упражнения и методика их проведения.

1.4 Составление и отгадывание загадок, методика обучения отгадыванию в разных возрастных группах. Использование загадок в педагогическом процессе.

Методика воспитания звуковой культуры речи.

2.1. Понятие, значение и задачи воспитания звуковой культуре речи. Особенности усвоения детьми звукового строя речи. Формирование правильного звукопроизношения. Этапы обучения.

2.2. Методика обучения правильному звукопроизношению в младшем возрасте. 2.3. Методика обучения правильному звукопроизношению в средней группе.

2.4. Методика обучения правильному звукопроизношению в старшем возрасте.

Методика формирования грамматического строя речи.

3.1. Общие понятия о грамматическом строе речи. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста грамматического строя русского языка. Пути и средства формирования грамматических навыков.

3.2 Методика формирования навыков словоизменения.

3.3 Методика формирования синтаксических навыков.

3.4.Методика формирования навыков словообразования.

 

 

4. Методика обучения детей связной речи.

4.1 Задачи, содержание и приёмы формирования разговорной речи. Беседы в детском саду. Методика их проведения.

4.2 Задачи и содержание обучения рассказыванию. Типы рассказов. Приёмы обучения рассказыванию. Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений.

4.3 Методика обучения рассказыванию по предметам и игрушкам в разных возрастных группах.

4.4 Методика обучения детей рассказыванию по картине. Виды рассказывания по картинам. Структура занятий по картине.

4.5 Обучение детей пересказу. Требования к детскому пересказу. Произведения для пересказа и требования к ним. Методика обучения детей пересказу. Виды занятий, их структура, приёмы работы.

4.6 Методика обучения детей рассказыванию из опыта. Обучение детей творческому рассказыванию. Условия проведения этого вида рассказывания. Виды, тематика рассказов. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию на разных этапах обучения.

Методика ознакомления детей с художественной литературой.

5.1 Значение, задачи и содержание ознакомления с художественной литературой. 5.2 Подготовка воспитателя к занятиям по художественному чтению.

5.3 Методика чтения художественных произведений.

5.4 Методика заучивания стихотворений в дошкольном возрасте.

5.5 Формы работы с книгой в детском саду. Литературные вечера досуга и их значение. Виды и содержание литературных вечеров досуга. Методика проведения вечеров в разных возрастных группах.

Подготовка детей в детском саду к усвоению грамоты.

6.1 Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, его основы и сущность. Пути усовершенствования звукового аналитико-синтетического метода. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в детском саду.

6.2 Ознакомление детей с предложением. Приёмы анализа и синтеза словесного состава предложения. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.

6.3 Обучение слоговому анализу и синтезу слова. Ознакомление дошкольников с буквой. Обучение чтению слогов и слов. Структура занятия по обучению чтению.

Задание 2

Выполнить контрольную работу на выбор

1 вариант

Тема: Методика словарной работы и ознакомление детей с окружающим

План:

1.Значение словарной работы. Особенности усвоения словаря детьми дошкольного возраста.

2.Задачи словарной работы в дошкольном образовательном учреждении, приемы словарной работы.

3.Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению с окружающим.

4.Методика проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста.

5.Написать конспект экскурсии на любой объект с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Методические рекомендации:

В контрольной работе надо раскрыть значение словарной работы для дальнейшего развития ребенка, показать задачи словарной работы в детском саду, приемы, которые используются при ознакомлении детей с новыми словами. Раскрывая третий вопрос надо описать виды занятий на которых ведущей задачей является словарная работа (экскурсии, занятия по рассматриванию предметов, игрушек и картин и др.), методику поведения этих занятий раскрывать не надо. Отвечая на четвертый вопрос, надо подробно раскрыть методику проведения экскурсий за пределы детского сада, включая подготовку воспитателя и детей к экскурсии. Выполняя практическую часть, надо написать конспект экскурсии за пределы детского сада. В нем указать программное содержание, методические приемы, используемые в процессе экскурсии, включить художественное слово, дидактические упражнения.

2 вариант

Тема: Методика обучения детей пересказыванию художественных произведений

План:

1. Понятие пересказа, его значение в развитии связной речи детей.

2. Требования к текстам для пересказа.

3. Требования к детскому пересказу.

4. Методика проведения занятий по пересказыванию художественных произведений в дошкольном образовательном учреждении.

5. Написать конспект занятия по пересказыванию художественного текста, текст произведения приложить.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, надо показать какое значение имеют занятия по обучению детей пересказыванию, какое влияние оказывает пересказ на общее развитие ребенка.

Затем надо раскрыть требования, которые предъявляются к текстам для пересказа и привести примеры произведения каких авторов можно брать для занятий по пересказыванию.

Необходимо перечислить требования, которые мы будем предъявлять к детским пересказам, чего мы от них должны требовать при пересказе.

Раскрывая пятый вопрос, надо описать методику проведения занятий по пересказыванию и обязательно отметить усложнения в проведении занятий в старших группах.

В практической части надо написать конспект занятия по пересказыванию художественного произведения, где указать программное содержание, методические приемы и ход занятия.

3 вариант

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи

План:

1.Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду.

2.Этапы обучения правильному звукопроизношению.

3. Роль дидактических игр, упражнений, артикуляционной гимнастики, заучивания чистоговорок, скороговорок в процессе обучения звукопроизношению.

4.Методика проведения занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

5. Написать конспект занятия по звуковой культуре речи для одной из возрастных групп (на выбор).

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, надо раскрыть задачи работы по звуковой культуре речи (формирование правильного произношения, четкая дикция, интонационная выразительность, речевой слух и речевое дыхание). Затем представьте особенности работы над звуками в соответствии с этапами, принятыми в логопедии: 1 – подготовительный, 2 – становление звуков речи, 3 – автоматизация звуков, 4 - -дифференциация звуков. При ответе на третий вопрос опишите отдельные дидактические игры, упражнения, приведите примеры чистоговорок, скороговорок. Далее нужно подробно раскрыть методику проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи и отметить особенности проведения занятий в разных возрастных группах.

В практической части напишите конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи для одной из возрастных групп детского сада.

4 вариант

Тема: Развитие монологической речи у дошкольников

План:

1. Задачи работы по обучению детей монологической речи.

2. Виды рассказывания, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

3. Приемы обучения рассказыванию, используемые в детском саду.

4. Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах детского сада.

5. Написать конспект одного занятия по обучению детей рассказыванию по игрушкам.

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос надо раскрыть задачи детского сада по обучению детей монологической речи. Затем необходимо описать виды рассказывания, используемые в детском саду (рассказывание по восприятию, по памяти, по воображению). Далее нужно показать приемы, которые использует воспитатель в обучении детей разным видам рассказывания. При ответе на последний вопрос надо отметить особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам (занятия можно проводить в форме дидактической игры, например, «Магазин игрушек», в форме выставки и традиционно). В практической части необходимо приложить конспект занятия по обучению рассказыванию по игрушкам в одной из возрастных групп детского сада.

5 вариант

Тема: Методика обучения рассказыванию детей дошкольного возраста по картине

План:

1. Роль картин в речевом развитии детей дошкольного возраста.

2. Типы картин, используемые в ДОУ для обучения рассказыванию.

3. Виды рассказов детей по картине.

4.Методика проведения занятий по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста по картине в разных возрастных группах.

5.Написать конспект занятия по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста по картине.

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, нужно показать роль картин в развитии словаря детей, диалогической, монологической речи, выразительности речи детей. Далее надо описать типы картин, используемые в ДОУ для обучения рассказыванию (предметные. сюжетные и др.), привести примеры картин мастеров искусства. При ответе на третий вопрос необходимо описать виды рассказов детей по картине (варианты описательных, повествовательных рассказов). Отвечая на четвертый вопрос, нужно подробно изложить методику обучения детей рассказыванию по картине с указанием того, какие приемы наиболее эффективны в разных возрастных группах. В практической части необходимо приложить конспект занятия по обучению рассказыванию по картине в одной из возрастных групп детского сада.

6 вариант

Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

План:

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений.

2. Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

3. Методы ознакомления дошкольников с художественной литературой.

4. Использование художественной литературы вне занятий.

5. Написать конспект литературного развлечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: