Психологическое развитие




Средний возраст

Средний возраст стоит разделять на 9-10 и 11-12 лет. Ведущий вид деятельности – общение и обучение.

Особенности среднего возраста:

Очень много энергии и сил. Нужно много активных игр (бегалок) на улице в любое время года.

Коллектив

* Стремление к сплочению. Им нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную фишку, не как у всех

* Поощрение при всех! - можно делать звания (герой дня, доска почета) - помощники вожатого - грамоты, медальки

* Самый лучший способ влияния на них общий отрядный разговор

* Конфликты! (их будет очень много) То, что они наконец-то осознали себя в коллективе, еще не значит, что они научились в этом коллективе взаимодействовать. Важно транслировать детям, что конфликт - это норма, и что нужно учиться их решать цивилизованно.

Лидерство

*Не выделять любимчиков (!) – у них идет активная борьба за лидерство

*Важно выявить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником.

*Девочки часто «рулят» отрядом.

*Этих детей надо делить на маленькие группы (распределять на команды), тогда их работа будет эффективной

*Назначать ответственных! Это они прям обожают.

*Не могут руководить друг другом. (могут, но совсем не долго) Дать задание и уйти на час – через 15 минут возникнет «конфликт интересов». Поэтому надо немного помогать в плане руководства действиями (распределение обязанностей)

Мотивация

Необходимо мотивировать детей на активность, деятельность, попробовать себя в спорте или еще чем-то. Они могут не знать, как это и поэтому деятельность будет вызывать отторжение. Очень горят системой мотивации.

 

Личное мнение

У них появляется свой взгляд на мир вокруг. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. Важно, уметь услышать и принять их мнение. А также стараться следовать их желаниям и идеям, либо, если это невозможно, четко аргументировать, почему сейчас вы не можете принять их позицию.

Ритуалы

Настраивать на позитив. Очень любят всякие ритуальные фишки (сказки/легенды/ просто почитать чью-то книжку вслух). Общеотрядные традиции (петь песенки, что-то кричать перед столовой, как-то приветствовать вместе другой отряд и тд)

  Особенности 9-10 11-13
  физиология ж сильнее м (часто) половое созревание девочек
хорошо управляют своим телом не всегда контролируют свое тело
  м/ж м vs ж м -> <-ж
  авторитет естественный вожатый – наставник продавливание границ
  разум Любят интеллектуалки нужно следить за "сложностью" заданий можно и нужно брать сложные загадки и игры
любят говорить о том, что понимают обсуждение морально-нравственных тем
  идеи миллион идей могут довести идею до воплощения
  юмор как у малышей понимают ваши шутки, шутят сами, нет самоиронии
  интересы Любознательные (любят слушать) очень много знают (любят, рассказывать)
  коллектив я -личность, я -часть коллектива хотят быть частью целого
мнение вожатого важно мнение коллектива важно
  включенность легкие на подъем "не хочу, не буду"
быстро перегорают могут долго на одном концентрироваться
  манипуляция вы что маленькие? будем круче чем старшие

Отличительные черты средне-младшего (9-10) и средне-старшего (11-13) возрастов
Поясняющая таблица для таблицы выше.

  * рост девочек опережает рост мальчиков * как малыши отлично управляют своим телом * Вожатые должны быть личностно зрелыми людьми, готовыми оказать психологическую поддержку в этих ситуациях. * Иногда происходит сильный скачок в физиологическом росте детей. Часто они еще не успели привыкнуть, что руки и ноги теперь гораздо длиннее. Часто спотыкаются, бьются обо все, с координацией бывает беда. (Это происходит не всегда! Но надо быть к этому готовым)
  Борьба полов: мальчики с девочками в конфронтации в основном Не стоит особенно настаивать, если мальчики и девочки поделились на команды по половому признаку. Но нужно учить их взаимодействовать не навязчиво за счет игр и совместной деятельности. Наконец то осознают, что противоположный пол не обязательно «враг». Учатся налаживать отношения с противоположным полом (чаще всего посредством дразнилок и драк). Необходимо говорить с ними о чувствах и эмоциях. Про любовь и нравственность. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”, показать личный пример.
  - Естественный авторитет ещё присутствует (по аналогии с младшими), но стоит его поддерживать, потому что они уже достаточно умные чтобы заметить ваши «слабости» - Нет особых проблем с дисциплиной - Вожатый – руководитель (но стоит больше, слушать что говорят и предлагают они) - Будут проверять границы дозволенного, проверять, что можно делать, а что нельзя. В эти моменты очень важно сразу же их останавливать, тогда они будут понимать, что вы взрослый и с вами такое недопустимо.
  * Можно проводить интеллектуалки (они уже могут их высидеть), но нужно следить за уровнем сложности вопросов * любят говорить о том, что понимают (свечки) (история про свечку от Че) * Интеллектуалки и загадки можно уже брать сложные, они умные и почти всегда догадываются. * Уже можно и нужно взывать к разуму! Говорить о серьезных вещах. Обращать внимания на моральные качества.
  МОЗГОВОЙ ШТУРМ! Вовлекать их в деятельность! Во всю. Рисовать, танцевать, придумывать. Уже можно устраивать мозговой штурм. Но(!) они могут накидать миллион идей, но оформить их чаще всего не могут. Тут нужен вожатый, который покажет, как реализовать любую идею. И сюда же Чередование Творческих Поручений (ЧТП). Могут «оформить» идеи в конкретные действия и пути реализации.
  Он есть, но очень примитивный из разряда: «брызнуть кому-то на штаны водой, а потом весь день смеяться, что он описался». Важно учить детей, что юмор тоже может быть очень обидным. И что юмор показывает уровень воспитания и культуры человека. Юмор должен быть ДОБРЫМ ЮМОР! Начинают понимать ваши шутки (аккуратнее с этим в общении с напарником), и сами тоже шутят не плохо. Но (!) очень плохо все с самоиронией. Смеяться над собой не умеют практически. Нужно быть осторожным, можно сильно обидеть)
  Всё ещё любознательные, как дети более младшего возраста. Нужно рассказывать им всякие супер интересные факты об этом мире. И вообще надо знать много всего! (начиная от сказок и прибауток и заканчивая законами физики) Обожают всякие мастер классы и делать что-то своими руками! Очень много знают и хотят делиться своими интересами с вами. Важно почаще спрашивать их об их увлечениях. Скорее всего в некоторых областях они будут гораздо более подкованы чем вы. Важно уметь поощрять это и поддерживать. Тут уже зайдут мк не только прикладные, но и на мозги (тип ораторское искусство или игротехника)
  * Начинают осознавать себя в коллективе (т.е. я как индивидуальность и я как часть коллектива) - * Больше ценят мнение вожатого и стараются заслужить похвалу именно вожатого, мнение сверстников менее важно. * Тянутся к коллективу, нужно много игр на сплочение и просто взаимодействие в коллективе. (хотят быть частью целого). + Игры на тактильные ощущения (хотят, но стесняются) - * Больше ценят мнение сверстников (любят тайного ангела), стараются произвести впечатление друг на друга и быть уважаемым
  Легкие на подъем, но могут быстро перегореть, устают довольно быстро от одного вида деятельности. Важно, как можно чаще менять спокойную деятельность и активную. Игры не затягивать. опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание пофигизма (не хочу, не буду). Говорите "ну и не надо", не уговаривайте. Вот увидите - прибежит сам и попросится участвовать. Дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость. (Система мотивации в помощь)
  Они НЕ МАЛЕНЬКИЕ! Манипуляция: Вы что как малыши? Мне относиться к вам как к детям? Я верю, что вы уже взрослые и можете отвечать за свои слова и поступки. Покажите мне это. Совсем не маленькие. Стремятся к старшим, пытаются подражать, но не дотягивают. Пытаются казаться взрослыми. Сразу в начале смены строго обозначьте все рамки дозволенного, очертите систему наказаний (что оно будет неотвратимо). Можно манипулировать «будем круче чем все»

 

 

Психологическое развитие

o Формирование самосознания (Большая опора на внутренние критерии, а не на оценки взрослых)

o Уход от прежних интересов ребенка

o Протест по отношению к взрослым

o Самостоятельность

o Содержательные и разнообразные отношения с другими людьми

o Расширяется сфера деятельности

o Растет социальная активность

o Я концепция

Наряду с психическими изменениями, обусловленными гормональным воздействием, у подростков возникает стремление утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. В подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, и старается перенять взрослые.
В этот период нужно много разговаривать с ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним нельзя использовать категоричные формы, не стоит показывать его интеллектуальную незрелость, и точно нельзя быть навязчивым.

4. Субкультуры
В этом возрасте многие становятся личностями, которые выбрали временный образ жизни, мыслей и культуру (например, эмо/готы и т.д)
Задача: Уважать выбор ребенка, постараться понять, что заинтересовало его в этой культуре (музыка, одежда, способы выражения своих чувств). Как взрослые люди, зачастую мы относимся скептически к этому. Как вожатые, мы должны понимать, что они личности и имеют право на самовыражение (но если оно не мешает другим детям. Например: громкая рок музыка мешает другим детям – просим выключить).
Но тактичное принятие выбора ребенка поможет вожатому улучить отношения с ним.
Так же огромное влияние сейчас на них оказывают социальные сети (блогеры, синий кит и т.д). Нужно уметь замечать какие-то ненужные влечения, ибо их головки сейчас наполнены на 70% «мемасиками» из интернета. Даже если это так, то направить в нужное и интересное русло. (Конкурс тех же мемов)

5. Самооценка
У многих детей в этом возрасте заниженная самооценка, например, из-за прыщей. Многие не уверены в себе, и лишь единицы слишком самоуверенны. Задача: Хвалить, делать положительные акценты на их внешности, давать возможность перевоплощаться. ОСОБЕННО ДЕВОЧКАМ.
Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние. ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН В ЭТОМ ПОМОЧЬ. ПОДЕЛИТЬСЯ СОВЕТОМ, как красиво заплести волосы, как правильно накраситься, какие упражнения делать во время зарядки, чтобы держать в тонусе тело – любые штуки, которые могли бы помочь детям чувствовать себя чуточку привлекательнее.
Важно: помочь ребятам побороть негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать.

Для этого возраста главное разговор-личный пример, они слушая вас что было с вами в такой то ситуации, понимают что нужно делать им, ну или хотя бы их это веселит и они успокаиваются. И ситуация в которой кажется все мальчики плохие, после вашей грустной истории о несчастной любви кажется самой смешной.

6. Авторитет вожатого
Старшие дети обращают большое внимание на образ вожатого. Они оценивают возможность вожатого дать им новую полезную информацию.
Например, зная, что в этом возрасте у ребят повышенный интерес к самому себе и их волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья – можно заинтересовать детей, проводя им какие-то психологические тесты (их много в интернете) или рефлексию на подсознательные образы. Для детей это будет в новинку, а вожатому +100 к авторитету.

ВАЖНО СКАЗАТЬ: И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Задача вожатого – разуверить ребят. Умеете танцевать брейк – тацуйте. Любите путешествовать? Расскажите, как это было. Умеете кататься на скейте – отлично! Поделитесь. Очень важно дать детям какие-то новые ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ истории и новые знания. Поэтому очень заранее стоит подумать, а чем именно вам удастся заинтересовать ребенка.

Вредные привычки взрослых (родителей чаще, но и вожатых может быть) моментально находят отражение в детях.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители кричат друг на друга, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же. Поэтому, работая на старших и средних детях, вожатый не должен напоказ выставлять отрицательные качества.

Основной вид деятельности – интимно-личностное общение. Девочки и мальчики объединяются в группы по 5 – 6 человек и общаются все свободное время, стараясь произвести впечатление друг на друга.

Характер:

· Испытывают внутренне беспокойство

· Мальчики и девочки дразнятся и подшучивают друг над другом

· Мнение сверстников более важно

· Дисциплина страдает из-за группового «авторитета»

· Чувствительны к критике

· Отчуждаются от взрослых

· Стремятся утвердить свою самостоятельность

· Стремятся к активной деятельности

· Проявляют энтузиазм, но быстро угасают, если стремление не подкрепляется

· Формируется своя точка зрения

· Развивается самооценка, стремятся определить свое место среди сверстников

· Не принимают на веру все, что говорят взрослые

· Способны противостоять мнению окружающих и воздействовать на сверстников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: