Технологическая карта
Совместной дополнительной образовательной деятельности с детьми
По окружающему миру
Студента: Сыропятова Анастасия
Тема: «Труд людей осенью»
Возрастная группа: средняя.
Форма совместной деятельности: конструктивная, коммуникативная, игровая, познавательная, речевая.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, парная.
Учебно методический комплект: программа «Успех»
Средства:
Наглядные: презентация
Литературные: загадка, физкультминутка (без автора).
Оборудование:
Словарная работа: активизация в речи детей названий
Цели: Формирование у детей знаний о труде людей осенью.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей |
Образовательные: - Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. - Систематизировать знания детей о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму. Развивающие: - развивать стремление к познанию, любознательность; - развивать речь, внимание, наблюдательность, пространственные представления Воспитательные: - воспитывать эмоционально-положительное, доброжелательное отношение у детей друг к другу, умение договариваться в процессе совместной деятельности; - воспитывать желание работать в соответствии с общим замыслом. | Дети, которым необходимо оказать индивидуальную помощь. Могут выполнить дополнительные усложнённые задания при необходимости. |
№ | Этапы, продолжительность | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, формы, приемы | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап Цель: Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия | Здравствуйте, дети. Я вижу, что у вас очень хорошее настроение. Сейчас мы с вами все улыбнемся и посмеемся. Меня зовут Анастасия Сергеевна! | Дети приветствуют друг друга | Художественное слово | У детей вызван интерес и внимание | |
Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы Цель: Создание проблемной ситуации, формулировка ее в доступной для детей форме | - Сегодня к нам пришел в гости Лунтик. Ему баба Капа и деда Шер прислал посылку. И он хочет узнать от куда баба Капа и деда Шер это взял. - Давайте расскажем Лунтику, как взрослые все вырастили. Какие работы выполняли люди в саду и в огородах. - Дети, а какое время года сейчас у нас? (Осень) - А какие изменения происходят в природе осенью? (Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеваются в золотой наряд, а потом сбрасывают его. Многие птицы улетают в теплые края.) - А как вы думаете, чем осенью занимаются люди? (Люди собирают богатый урожай: фрукты, овощи, грибы и зерновые культуры) - Правильно, сегодня мы с вами поговорим о труде людей осенью. Осенью трудятся все: птицы, насекомые и звери. Люди тоже очень много трудятся, чтобы подготовится к суровой зиме. | (Ответы детей) Внимательно слушают (Ответы детей) | Сюрпризный момент Проблемная ситуация Вопросы к детям | Принятие детьми проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом Цель: Расширение объема знаний и представлений | - Назовите предметы, которые вы видите на слайде. (Лейка, ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка) - Где и для чего они применяются? (Для работы в саду, огороде.) - Действительно, с помощью этих предметов люди могут работать в саду и огороде. - Как мы назовем эти предметы одним словом? (Садовый инвентарь) - Что делают люди осенью в садах и на полях садовым инвентарем? Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей и фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. Какие работы выполняют люди в парке, сквере, на улице летом? (В это время в городах с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, ежедневно поливают и зеленые насаждения на улицах и в скверах). - Какие заготовки делают люди осенью? (Закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи.) Воспитатель напоминает детям, что овощи и фрукты можно не только заготовить дома, но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилища. | Внимательно слушают и выполняют установки воспитателя Дети выполняют действия | У детей будет вызван положительный эмоциональный настой У детей будет сформировано представление | |
2.3. | Этап практического решения проблемы Цель: Овладение действиями, способами решения проблемной ситуации | Физкультминутка Иван, Иван вырывай бурьян (дети наклоняются и обеими руками вырывают «сорняки») Чтоб росла редиска, - имитируют посев семян. (берут из левой руки семечко и втыкают в землю) Чтоб росла морковка, зеленел лучок Не ленись, дружок! Чтобы была репка сладкая и крепкая – (имитируют работу граблями.) Чтоб капусты кочанок рос с большущий чугунок. (делают широкий круг руками.) -Многие из вас были на даче у своих бабушек и дедушек. Лунтик хочет послушать, что у них выросло. - Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте, и отгадывайте. - Сидит дед - в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук). - Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь). - Лепесток на лепестке зелены заплатки, целый день на животе нежится на грядке (капуста). - На кусте как фонари растут красные шары (помидоры). - Круглое румяное я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки (яблоко). - Любит воду и тенёк, Носит жёлтенький цветок, Усы зелёные растит, И на зубах всегда хрустит! (Огурец) - Дети, а что делают люди, чтобы сохранить свой урожай? (закладывают на хранение фрукты, овощи в овощехранилища, консервируют овощи дома и на консервных заводах – демонстрация картинок). - А сейчас мы с вами сделаем каждую свою заготовку. Игра «Делаем заготовки на зиму» (дети раскладывают картинки с изображением овощей и фруктов к маркерам с изображением ящиков, банок, бутылей и рассказывают какую заготовку они сделали). | (Ответы детей) Дети выполняют действия | Вопросы к детям | У детей будет вызван положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность У детей будет сформировано умение работать в команде, договариваться. |
Заключительный этап Цель: Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Молодцы, дети! Хорошо мы подготовились к зиме? Лунтик, теперь понял, как деда Шер и баба Капа сохранили овощи и фрукты. Лунтик говорит вам большое спасибо. Много потрудились люди, недаром говорится: «Труд человека кормит, а лень портит». «Человек трудом велик». «Славен человек не словами, а делами». | (Ответы детей) | Рефлексия Вопросы к детям | У детей будут сформированы представления и сформированы навыки самооценки |