Тема: Понятие о деятельности. Структура деятельности.




Литература: Дубровина И. В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

Задание: внимательно прочитать материал лекции и записать в тетрадь выделенные моменты и схему структуры деятельности.

 

Личность человека проявляется и формируется в процессе собственной активности.

В словаре по психологии дается такое определение активности. Это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; или присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс)

Т. о., активность - всеобщая характеристика живых существ, направленная на обеспечение жизненно значимых связей с окружающим миром.

Вся живая материя обладает активностью – растения растут и развиваются, у животных и человека наблюдается органическая активность – работа внутренних органов, биологическая – сон и бодрствование, физическая – работа мышц, психическая активность – работа мозга. Одной из форм активности, свойственной только человеку, является деятельность.

Деятельность - внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение целей, потребностей и интересов. Например, мы размышляем, считаем в уме, формулируем вопрос или ответ на него – это примеры внутренней активности. Когда мы слушаем, выполняем физические упражнения, пишем, читаем, рисуем – мы проявляем внешнюю активность. Но всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, есть лишь отдельные движения и действия.

Рассмотрим в сравнении деятельность человека и активность животных.

Деятельность человека Активность животных
носит продуктивный, творческий, созидательный характер носит потребительский характер, не создает, не производит ничего нового
используются материальные средства в качестве инструментов для удовлетворения потребностей и как средство собственного развития не существует никаких средств для удовлетворения потребностей
помогает совершенствоваться человеку, развивать способности, изменять условия жизни ничего не меняет в них самих, ни во внешних условиях жизни
является продуктом исторического развития в ее разнообразных формах и средствах реализации выступает как результат их биологической эволюции
не дана человеку с рождения, ее надо формировать, ей надо обучать и воспитывать задана генотипически, т.е. все действия запрограммированы от рождения

Деятельность имеет огромное значение:

1. Позволяет человеку познавать окружающий мир, исследовать его, делать открытия в науках.

2. Человек изменяет окружающий мир (+ и -).

3. Создает материальные ценности (вещи, продукты, мебель) и духовные ценности (пишет музыку, стихи...)

4. Раскрывается сам человек, богатство его духовной жизни.

5. Формирует самого человека, его сознание.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельность. Все основные виды деятельности – игровая, учебная и трудовая деятельность – присутствуют в жизни каждого человека, через эти виды деятельности происходит развитие психики и личности человека.

Деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности человека на определенном возрастном этапе называется ведущей. Рассмотрим некоторые характеристики основных видов деятельности.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра - вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, их взаимоотношений. Мотивом игровой деятельности является интерес, а результатом – удовлетворение этого интереса.. Ребенок играет где хочет, когда хочет, с кем хочет.

В младшем, среднем и старшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность - процесс приобретения и закрепления знаний и способов их усвоения. Основным мотивом является чувство долга, ответственности. Результатом уроков, лекций семинаров, факультативов и т. д. являются знания, умения и навыки и процесс их получения, подготовка к трудовой деятельности, к взрослой жизни.

Труд взрослого как целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности и имеющая своим результатом создание материальных и духовных ценностей, совершенствование мира, тоже имеет своим мотивом чувство долга, ответственности.

Все эти виды взаимодействуют между собой, обогащают друг друга, создавая новые перспективы развития личности, их осуществляющей.

 

 

Структуру деятельности можно представить в следующей схеме.



Тема для самостоятельного изучения - Виды деятельности (3 часа). Можно использовать интернет – источники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: