Цель программы: освоение педагогами дополнительного образования педагогических позиций для реализации модели открытого дополнительного образования в Югре.
Работа в группах проходит в формате открытого образовательного пространства, которое представляется как сеть взаимодополняющих друг друга образовательных блоков, взаимосвязанных между собой смысловым наполнением, структурой блока и фиксацией результатов.
Блоки представляют собой короткие модули (8 академических часов), в течение которых участники знакомятся с одной их технологий открытого образования и узнают о сопутствующих педагогических техниках.
Перечень ведущих технологий и сопутствующих техник по направленностям программ представлен в таблице 1. 1 поток - преобладающая деятельность детей в данных коллективах – индивидуальное движение. Для этого движения важны персональные цели, замысел, воля. Виды деятельности – сопровождение, эвристическое мышление, визуализация
2 поток – преобладающая деятельность детей в данных коллективах – групповое (командное) взаимодействие. Для этих направлений и технологии определены с этой ведущей деятельностью. Для этого взаимодействия важны общие правила и цели группы (команды). Виды деятельности – проект, игры, сотрудничество.
Каждый блок ведут три разных педагога, но в общей структуре работы группы:
1. Со-определение цели деятельности в группе
2. Представление технологии
3. Отработка отдельных элементов технологии
4. Практическая работа в целостной технологии
5. Проектирование собственного образовательного события в данной технологии
6. Оценка образовательных достижений (рефлексия)
Блок строится не в дидактической логике, основанной на последовательном изложении шагов освоения предмета, а на одновременном разворачивании всей полноты практики, представляющей осваиваемую технологию. Каждый участник обязательно включается в процессы перемасштабирования или переформатирования. В качестве навигаторов для участников семинара выступят Рабочие тетради с блок-схемами всех 12 технологий (техник).
Таким образом, участвуя в так называемой «вертушке», каждый участник познакомится со всеми технологиями открытого образования, осознает цели участников открытого образования как субъектов образовательного процесса; познакомится с методами формирования новых образовательных потребностей у учеников;обнаружит возможность индивидуального образовательного маршрута через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия; испытает на себе мобильные перемещения участников по образовательным позициям (исследователя-аналитика, проектировщика, эксперта и др.); включится в современные формы мышления, коммуникации и деятельности; исследует рефлексивные формы фиксации образовательного содержания.
В каждом блоке по мере возможности будет предусмотрено включение в качестве образовательного материала ситуации городского, регионального, федерального и (или) мирового уровней, решение таких образовательных задач, которые имеют статус «настоящих» (то есть актуальных и практически значимых) для всех ее участников.
При активном участии результатами освоения программы могут стать:
1. Понимание открытого образовательного пространства системы дополнительного образования Югры как совокупности нелинейных условий, в которых могут происходить ежегодные сетевые образовательные события.
2. Знакомство с типом деятельности в открытом пространстве, в котором возможны принципиально новые действия и новые понимания (прототипом такой деятельности является современная, сложно организованная, социальная, культурная, профессиональная практика, в которой участник должен увидеть результат своего действия непосредственно и самооценить его).
3. Апробация действующих правил социальных отношений, в рамках которых допускается и даже приветствуется, что участник самостоятельно делает нечто, чего ещё не делал никогда, при этом он обсуждает с педагогом своё понимание процесса изготовления и готов к обсуждению и фасилитации с другими обучающимися.
4. Использование в практике символических форм (профессиональный педагогический язык), позволяющих обсуждать версии замысла действий и версии понимания, соответствующие реальным прототипам деятельности и социальности 21 века.
5. Проектирование образовательного события в открытом пространстве как эффективной формы оценки образовательных достижений обучающихся.
6. Провокация на поиск дополнительных возможностей для реализации собственных замыслов в реальной педагогической практике.
Таблица 1. Перечень ведущих технологий и сопутствующих техник по направленностям программ
Направленность/ Ведущие технологии, вспомогательные техники | Ведущие технологии | Вспомогательные техники | |
1 поток | Техническая | Тьюторство, Технологии критического мышления (с элементами ТРИЗ), Визуализация | Образовательное путешествие, Теория решения инженерных задач (ТРИЗ), Эмоциональный интеллект |
Естественнонаучная | Технологии критического мышления (с элементами ТРИЗ), Тьюторство, Визуализация | Теория решения инженерных задач (ТРИЗ), Эмоциональный интеллект, Образовательное путешествие, | |
Художественная | Визуализация, Тьюторство, Технологии критического мышления (с элементами ТРИЗ) | Эмоциональный интеллект, Теория решения инженерных задач (ТРИЗ), Образовательное путешествие, | |
2 поток | Физкультурно-спортивная | Геймофикация, Проектная деятельность, Фасилитация | Кейс-стади, Самоуправление, Социальный проект |
Туристско-краеведческая | Проектная деятельность, Геймофикация, Фасилитация | Социальный проект, Кейс-стади, Самоуправление, | |
Социально-педагогическая | Фасилитация, Геймофикация, Проектная деятельность | Социальный проект, Кейс-стади, Самоуправление, |
Приложение 2
к письму Депобразования и молодежи Югры