Поэтика – это
А) раздел литературоведения; Б) вспомогательная литературоведческая дисциплина;
В) раздел истории литературы; Г) раздел теории литературы.
4. Укажите понятие, которое не является объектом изучения в теории литературы:
А) предмет и задачи литературоведения; Б) идейное содержание произведений современной литературы;
В) деление литературы на роды и жанры; Г) литературоведческая терминология.
5. Фразеологическая точка зрения в тексте – это:
А) текстовая категория, которая связана с выражением авторской позиции через проблему именования персонажей, а также способом организации повествования;
Б) текстовая категория, которая связана с выражением авторской позиции через взаимное расположение частей произведения;
В) текстовая категория, которая связана с выражением авторской позиции через пространственно-временные параметры произведения;
Г) текстовая категория, которая связана с выражением авторской позиции через изображение психологического состояния человека.
6. Укажите лишний способ выражения состояния человека при внутреннем психологизме:
А) внутренний монолог; Б) портретная характеристика;
В) сны персонажа; Г) воспоминания героя и его дневники.
7. Хронотоп литературного произведения – это:
А) единство категорий пространства и времени в тексте;
Б) несовпадение категорий пространства и времени в тексте;
В) условность изображения категории пространства при достоверности создания категории времени;
Г) условность изображения категории времени при достоверности создания образа пространства.
Рассказчик – это
А) условное воображаемое лицо, которое не является персонажем произведения, ведет повествование от третьего лица и является связующим звеном между художественной реальностью и читателем.
Б) условное воображаемое лицо, от имени которого передаются внутренние состояния человека в произведении;
В) один из персонажей произведения, который наделен чертами конкретного биографического автора и ведет повествование от его лица;
Г) один из персонажей произведения, который является свидетелем или участником событий и рассказывает о них от своего лица.
Литературоведение – это
А) наука о художественной словесности, ее происхождении и развитии.
Б) наука о литературе, ее происхождении и основных этапах развития.
В) наука о произведениях, имеющих письменную фиксацию, а также об их происхождении и авторстве.
Г) наука о формах повествования в художественных произведениях.
Эвристика – это
А) раздел теории литературы, занимающийся созданием терминологического аппарата;
Б) раздел истории литературы, изучающий литературные направления и стили;
В) вспомогательная литературоведческая дисциплина, занимающаяся установлением канонического текста произведения.
Г) вспомогательная литературоведческая дисциплина, занимающаяся установлением авторства и места создания произведения.
Сюжет литературного произведения – это
А) порядок рассказывания о художественных событиях.
Б) хронологическая последовательность событий в произведении.
В) взаимное расположение частей произведения относительно друг друга.
Г) способность текста передавать фактическую, концептуальную и подтекстовую информацию.
Сюжетная мотивировка – это
А) ассоциативные связи внутри художественного произведения;
Б) взаимообусловленность всех предыдущих и последующих событий в произведении;
В) совокупность всех художественных событий произведения;
Г) противоречие интересов, изображенных в художественном произведении.
Текст в культурологи – это
А) любая связная последовательность знаков, созданная человеком;
Б) письменная или печатная фиксация речевого высказывания в противоположность устной реализации.
В) любая связная последовательность знаков, обладающая внеситуативной ценностью.
Г) Минимальная единица речевой коммуникации, обладающая внутренним единством и автономией относительно других текстов.
II. Укажите термин, обозначающий данное литературоведческое явление:
14. О каком компоненте сюжет идет речь в определении: «Этот компонент сюжета характеризуется свободным положением в структуре сюжета, выполняет ознакомительную функцию и показывает расположение действующих лиц до начала основного действия»?
15. О каком роде литературы Аристотель говорит: «Можно подражать одному и тому же одними и теми же средствами, но так, что автор или то ведет повествование со стороны, то становится в нем кем-то иным подобно Гомеру»?
16. Как называется разновидность лирического героя, в которой образ биографического автора совпадает с тем лицом, от имени которого передаются внутренние переживания?
17. Какой тип конфликта имеется в виду в данном определении: «Это противоречие интересов, возникающее на основе имущественного неравенства»?
18. Какой эпический жанр обладает следующими параметрами: «повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка»?
19. Какой драматический жанр имеется в виду в определении: «жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, как правило основанный на противоречии интересов между человеком и более могущественными силами»?
III. Определите поэтический размер стихотворения и количество стоп в нем:
20. Подумаешь, тоже работа, -
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое. (А. Ахматова)
21. Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит. (М. Лермонтов)
22. Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. (А. Блок)
23. Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца. (О. Мандельштам)
24. Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы? (М. Цветаева)
25. Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы. (И. Бродский)26. О домовитая ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь краснобела, касаточка,
Летняя гостья, певичка! (Г. Державин)
27. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. (В. Маяковский)