Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.
Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными.
Педагог должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и, старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее по ведение.
Главная составляющая подготовки и выступлению - поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.
Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит вам, если вы будете подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление от начала до конца «по бумажке».
|
На листке для такой «шпаргалки» можно выделить большие поля и на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.
В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для нас непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.). Насколько серьезно следует оратору относиться к мимике и жестам, можно судить по тому, что еще Петр I в «Духовном регламенте » (1721 г.) подчеркивал: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне вислом гребет. Не подобно руками всплескивать, в боки упирать, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать » [8]
Владение «языком движений» - это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.
|
Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв ко вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное - они должны быть мотивированы содержанием речи.
На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.
Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.
Заключение.
В результате проведённого мною анализа различной литературы и журнальных статей на тему ораторского искусства я обозначил и обобщил требования к педагогу как к оратору, а также рассмотрел, как следует вести себя преподавателю перед аудиторией. Помимо этого была определена совокупность методов, позволяющих оратору концентрировать и сохранять внимания слушателя на себе, наиболее эффективно и занимательно сообщать ту или иную информацию аудитории. Таким образом, при соблюдении педагогом обозначенных требований и выполнении указанных в работе методов по совершенствованию ораторского мастерства – преподаватель в разы улучшит коммуникативность между собой и аудиторией, создаст благоприятную атмосферу для приобретения новых знаний и заинтересует своих слушателей. Однако такого результата можно достигнуть только в случае ежедневной работы над собой и соблюдении двух основополагающих правил, которые ярко описал А.В.Лунчараский: «Можно научиться технике говоренья, но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль… Там, где имеется великолепный передаточный аппарат, но нечего передавать, дело, конечно, дрянь. Это ясно. Но и где имеется великолепный запас того, что передать, но нет передаточного аппарата, этого запаса идей для других как будто и не существует. Обе эти стороны очень значительны»
|
Список использованной литературы
1. В. И. Ленин. Поли.собр. соч., т. 25
2. А. П. Чехов. Собр. соч. в 12-ти т., т. 6. М., 1962
3. А. В. Луначарский. Собр. соч. в8-ми т., т. 7. М., 1967
4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: 2001
5. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. - М., 1996
6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М. «Логос» 2003
[1]В. И. Ленин. Поли.собр. соч., т. 25, с. 112..
[2]Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: 2001. С. 8.
[3]А. П. Чехов. Собр. соч. в 12-ти т., т. 6. М., 1962, с. 281 - 282.
[4]А. В. Луначарский. Собр. соч. в8-ми т., т. 7. М., 1967, с. 454- 455.
[5]Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: 2001. С. 10.
[6]Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: 2001. С.11.
[7]Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. - М., 1996. - С. 109..
[8]Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М. «Логос» 2003г. С.357.