Как найти подход к каждому ученику и улучшить успеваемость в учебе




Хотите, чтобы ученик вкладывался в дело, не потому что учитель сказал «надо», а потому что «я хочу», «мне лично нужно и важно», – работайте с его учебной мотивацией и подберите индивидуальный подход. Для этого необходимо учитывать:

–как проявляется мотивация у школьника;

–как подобрать подход к каждому ученику;

–типологию учебной мотивации школьников.

 

Как проявляется мотивация у школьника

Наличие мотивации у школьника проявляется в таких качествах, как:

–самостоятельность;

–активность и инициативность;

–творчество и работоспособность;

–способность преодолевать препятствия и рутину. А отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьника это выражается в следующем:

–в скуке и безынициативности;

–в слабом волевом контроле;

–в рассеянности и забывчивости.

Как подобрать подход к каждому ученику

Для того чтобы школьник готов был учиться и вкладываться в свое обучение, преодолевать препятствия, подберите подход к каждому ученику. А именно – определите ведущую потребность его учебной мотивации и учитывайте ценностное отношение к знанию. После этого настройте образовательный процесс на присущие данному типу особенности. Определите ведущую потребность. Ведущая потребность определяет значимость для ребенка того, чем он занимается. Это может быть его дело, отношения с другими людьми, самоутверждение или саморазвитие, помощь, познание мира и наблюдение. У учеников средней и старшей школы можно выделить несколько ведущих потребностей, таких как:

–потребность в исследовании, открытии;

–потребность в самореализации;

–потребность в социальном самоутверждении;

–потребность в социальной справедливости;

–потребность в творчестве;

–потребность в социальном признании;

–потребность в преодолении и др.

Учитывайте потребности во всех образовательных ситуациях: когда вы развиваете учебную самостоятельность школьников, формируете УУД, обучаете деятельности на основе ценностей.

Учитывайте ценностное отношение ученика к знанию. В зависимости от ведущей потребности у ребенка формируется различное ценностное отношение к новому знанию и процессу его получения. Для одних знание – самоценность, другим свойственно рационально-потребительское отношение к знанию, которое выполняет вспомогательную роль в удовлетворении ведущих потребностей.

Пример. Ученики, стремящиеся к высоким отметкам и самоутверждению, личному достижению, обращаются к знанию и вкладываются в его получение тогда, когда это может способствовать успеху в конкуренции с сильными оппонентами.

Типы учебной мотивации школьников

В целом ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип учебной мотивации. На основе этой идеи нами разработана типология мотивов учения.

Выделяют пять типов школьников:

1.«Исследователь»

2.«Проектировщик».

3.«Испытатель».

4.«Активист».

5.«Призер».

Рассмотрим, какими особенностями обладают ученики с тем или иным типом мотивации и как помочь им достичь результатов в учебе и повысить успеваемость. Как определить, к какому типу мотивации относится ученик. Знание мотивационного типа учащегося нужно не только психологу и педагогу, но и самому ребенку. И чем старше ребенок, тем больше это знание нужно прежде всего ему самому. Примените готовую анкету, которая поможет определить ведущий мотив в учебе. Тип мотивации, который набрал наибольшее количество баллов, является ведущим для данного ученика. Может случиться так, что два и более типов набрали одинаковое значение баллов. Это говорит о полимотивированности учащегося.

И с таким ребенком обсудите вопрос о том, какого рода потребность (мотив) для него будет определяющей. Когда вы используете результаты анкетирования, помните, что она в строгом смысле не является диагностическим инструментом. Это профессиональный инструмент, на основе которого вы можете выстраивать взаимодействие с учеником. А обсуждение результатов с ребенком – отличный повод для разговора, совместного рассуждения. Это способствует развитию рефлексии ученика, лучшему пониманию себя и своих предпочтений. А педагогу поможет настроить образовательный процесс на его потребности и ценности.

Как мотивировать ученика подготовить проект

В качестве примера приведем, как можно использовать знание о мотивации учащихся в проектной деятельности.

Чтобы описать цель и смысл работы над проектом, используйте слова и образы, причины и следствия, которые могут мотивировать ребенка на продолжительную и не всегда простую работу.

Для каждого учащегося подберите мотивационную формулу. Когда вы выбираете формулу, то ответьте себе на вопросы:

–Что может заинтересовать ребенка?

–Какого типа проектные действия покажутся ему привлекательными?

–Ориентировать на проблему или на него самого?

–А может, на других людей?

Когда вы помогаете школьнику сформулировать цель проекта, используйте словесные формулы (глаголы), отвечающие ведущим потребностям разных мотивационных типов. Такие формулы – не просто манипуляция сиюминутным состоянием и интересом ученика, а попытка его завлечь. Это начало определенного проектного пути. Далее подберите проблему, вид проекта и форму презентации.

 

Пять типов школьников

Предлагаем вашему вниманию шпаргалки по каждому выделенному типу школьников:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для того, чтобы выяснить к какому типу принадлежит ученик:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: