Глава 1 Общее введение в налоговую политику.




Введение

 

Налоговая политика — это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Основной целью проведения налоговой политики государства является стабильное обеспечение доходной части бюджета государства путем формирования отвечающей этой цели налоговой системы. Но следует согласиться и с тем, что такая налоговая система должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Одним из документов, определяющим курс налоговой политики государства, являются Основные направления налоговой политики на текущий год и двухлетний плановый период, разрабатываемые Министерством финансов РФ и одобряемые Правительством РФ. Нормативным правовым актом этот документ не является, однако представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах.

 

 

Глава 1 Общее введение в налоговую политику.

 

Налоговая политика является важной составляющей социально-экономической политики государства. Термин "налоговая политика" получил широкое распространение в современной политической, экономической и социальной сферах. В структуре Министерства финансов РФ создан Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, обеспечивающий в т.ч. осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности (Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 169 "Об утверждении Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики"). Тем не менее законодательство РФ термин "налоговая политика" практически не употребляет, как и не раскрывает его содержание.

Более широкие подходы, представляющиеся более верными, принимают во внимание экономическую сущность и функции налогов, цели реализации налоговой политики и даже ее стратегические ориентиры. Профессор В.Г. Пансков указывает, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

В течение последних лет приоритеты в области налоговой политики состоят в создании эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Однако разработка и претворение в жизнь налоговой политики требует учета интересов не только бюджетов всех уровней, но и различных категорий налогоплательщиков. Тем не менее в преамбуле Основных направлений налоговой политики на 2012 г., впрочем, как и в Основных направлениях налоговой политики предыдущих лет, речь идет о требованиях бюджетной системы, интересах инвесторов, налоговой нагрузке по секторам экономики и многом другом, но не только о физических лицах - налогоплательщиках, их нуждах и интересах.

В январе и феврале 2012 г. поступления по налогу на доходы физических лиц составили 281,5 млрд. руб., что, в свою очередь, представляет собой 21,4% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. В 2010 и 2011 гг. поступления по налогу на доходы физических лиц составили порядка 23 и 20,5% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ соответственно. Таким образом, пятая часть налоговых доходов бюджета поступает в результате обложения доходов физических лиц. Что же предусматривают Основные направления налоговой политики в данной сфере?

В июне 2011 г. Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налоговой политики 2012 г.).

Прежде всего Основные направления налоговой политики 2012 г. подводят итоги реализации налоговой политики в 2011 г., отталкиваясь от Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденных в 2010 г. Указывается, что в отношении налогообложения физических лиц внесение изменений в законодательство о налогах и сборах предусматривалось только лишь в связи с упрощением администрирования.

Изучение текста Основных направлений налоговой политики на 2011 г. позволяет прийти к выводу, что в сфере налогообложения доходов физических лиц действительно не планировалось каких-либо значительных изменений. Исключение составляет положение о распространении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам. Однако соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ до настоящего времени внесены не были.

Таким образом, за последние 3 года наиболее существенные меры по совершенствованию обложения доходов физических лиц были предусмотрены в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Такие меры включали:

  • упрощение порядка подачи и заполнения налоговых деклараций;
  • индексацию предельных размеров суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;
  • внесение в Налоговый кодекс РФ инструмента предварительного резидентства;
  • оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;
  • уточнение в законодательном порядке перечня доходов, освобождаемых от налогообложения.

Не все из предусмотренных мер были реализованы. Основные направления налоговой политики на 2011 г., подводя итоги реализации налоговой политики в 2010 г., указывают на изменения в отношении положений, регулирующих порядок подачи налоговых деклараций, а также на значительную корректировку и существенные дополнения порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, дополнялся в течение 2011 г. Однако Основные направления налоговой политики 2012 г. в рамках мониторинга эффективности налоговых льгот все еще указывают на необходимость уточнения этого перечня, его систематизации и устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

Помимо приведенных намерений, в Основных направлениях налоговой политики 2012 г. содержатся меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. Такие меры предусматривают увеличение стандартного вычета на каждого третьего и последующего ребенка до 3000 руб. В рамках этой меры была запланирована отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., что позволяет частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми. Указанные меры налоговой поддержки были претворены в жизнь - соответствующие изменения вступили в силу с 1 января 2012 г.

Иных мер в сфере налогообложения доходов физических лиц Основные направления налоговой политики 2012 г. не содержат.

Исходя из вышеприведенных мер и степени их реализации можно сделать вывод об отсутствии единой, согласованной и обоснованной налоговой политики в сфере налогообложения доходов физических лиц. Вряд ли подобная ситуация может объясняться удовлетворенностью Министерства финансов РФ и Правительства РФ состоянием налогообложения в рассматриваемой сфере. Подтверждением тому являются современные реалии.

Так, в 2011 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 12,8% от общей численности населения (12,6% в 2010 г.). Численность населения со среднедушевым доходом до 10000 руб. в 2011 г. составила 29% населения России. Тем не менее стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., право на который имели граждане, чей доход, исчисленный нарастающим итогом, не превышал 20000 руб., был отменен.

С каждым годом растет расслоение населения по уровню доходов. Если Вы конечно живете в Киеве. Цены там демократичны. По мнению экспертов, коэффициент фондов (отношение средней заработной платы 10% занятых с наиболее высокой зарплатой к средней заработной плате 10% занятых с самой низкой заработной платой) округленно составляет 25 раз. При этом в социально стабильном государстве следует ориентироваться на достижение значения указанного коэффициента примерно в 6 раз.

С момента перехода на пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в стране не прекращаются дискуссии о необходимости возвращения к прогрессивному налогообложению таких доходов. Не вдаваясь в подробности дискуссии, хотелось бы отметить, что аргументы ратующих за прогрессивное налогообложение в целом убедительны, обоснованы и подтверждены мировой практикой. В Государственную Думу неоднократно вносились законопроекты о переходе к прогрессивной шкале подоходного налога. Однако подобные инициативы не находят отклика ни у законодателя, ни в федеральных органах исполнительной власти. Так, например, на подобные доводы заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С. Шульгин ответил, что в России создана хорошая налоговая система, которая отвечает уровню сложившихся общественных отношений. Однако С. Шульгин согласился, что плоская шкала налогообложения несправедлива.

В условиях пропорционального обложения доходов особенно важную роль играют налоговые льготы, выполняющие компенсационную функцию и обеспечивающие дифференциацию налоговых обязательств тех налогоплательщиков, которые находятся в неодинаковом состоянии. Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные и имущественные вычеты вызывают значительные нарекания, наиболее существенные из которых можно свести к следующим:

  • отсутствие необлагаемого налогом минимума;
  • предельно маленький размер стандартных налоговых вычетов, самый высокий из которых составляет всего лишь 6% прожиточного минимума;
  • размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), разработанная Министерством экономического развития РФ, но также утвержденная Правительством РФ, в частности, предусматривает:

  • расширение категорий граждан, имеющих право на использование социального вычета;
  • повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики;
  • сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов.

В свете проведенного выше анализа нет необходимости повторять, что предусмотренные Концепцией меры не находят отражения в законодательстве.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть острую необходимость в разработке и претворении в жизнь последовательной, социально и экономически обоснованной налоговой политики в сфере налогообложения доходов физических лиц, а также обратить внимание на следующие проблемы, требующие, на мой взгляд, законодательного разрешения:

  • введение необлагаемого налогом минимума хотя бы для наименее обеспеченных и социально защищенных категорий налогоплательщиков, обеспечение эквивалентности необлагаемого налогом минимума прожиточному минимуму;
  • увеличение "детского" стандартного вычета до величины прожиточного минимума ребенка;
  • закрепление в законодательстве требований об индексации фиксированных размеров стандартных налоговых вычетов с учетом инфляции, что предотвратит постоянное снижение их реальной стоимости;
  • повышение размеров социальных налоговых вычетов и предоставление определенным категориям налогоплательщиков (например, многодетным налогоплательщикам, молодым специалистам, самостоятельно оплачивающим обучение, и некоторым другим) права переноса сумм таких вычетов на следующий налоговый период;
  • ограничение права получения социальных и стандартных налоговых вычетов величиной полученного налогоплательщиком дохода либо закрепление положений, предусматривающих уменьшение размера таких вычетов с ростом дохода;
  • изменение порядка получения социальных налоговых вычетов с целью предоставления возможности их получения в течение, а не по окончании того периода, в котором произведены соответствующие расходы;
  • отмена запрета на повторное предоставление имущественного налогового вычета на новое строительство или приобретение жилья и установление периодичности его использования с ограничением права повторного использования суммарной величиной полученного налогоплательщиком дохода за этот период.

Бесспорно, реализация предлагаемых мер приведет к определенным потерям налоговых поступлений бюджета. Компенсировать снижение доходов бюджета возможно с помощью введения прогрессивного обложения доходов физических лиц, что будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет. Конечно, подобные реформы требуют скрупулезной разработки, предполагают проведение параллельных мероприятий в сфере усиления контроля за уплатой налога на доходы физических лиц, могут быть сопряжены с возрастанием политической и социальной напряженности. Однако это именно те меры налогового регулирования в сфере налогообложения доходов физических лиц, которые необходимы для эффективной борьбы с бедностью, экономическим неравенством, катастрофическим расслоением населения по уровню доходов, а также для справедливого распределения тяжести налогового бремени на различные по уровню доходов категории налогоплательщиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: