Руководство
По организации учебного процесса
По дисциплине
«Ландшафтно-визуальный анализ»
(методические рекомендации для преподавателя)
При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
(в ред. Федерального закона «Об образовании» от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»
Под качеством преподавания дисциплины понимается:
1) соответствие содержания преподавания дисциплины требованиям образовательного стандарта, рабочей программы, потребителей и других заинтересованных сторон;
2) стиль (образ действий), при котором, в рамках отведенного времени и принятых образовательных технологий, достигается
§ результативное и эффективное восприятие материала занятий, имеющее итогом приобретение необходимых знаний, навыков и умений;
Качество преподавания обеспечивается знаниями преподавателя, методическим обеспечением и сопровождением дисциплины, а также самим процессом взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией, его компетентностью и личными качествами, так как для студента восприятие дисциплины формируется через личность преподавателя.
ПОСТАНОВКА ОБЩЕЙ ЗАДАЧИ
Общей задачей для студентов и преподавателя является осуществление процесса изучения дисциплины в заданные сроки, ритмично и с заданным качеством результатов. Преподаватель выступает в роли руководителя и наставника, а студент является участником процесса обучения.
|
При этом рекомендуется сочетание лекционного изложения материала с последующим закреплением его при выполнении контрольных работ и подготовке реферата. Процесс сопровождается непрерывным отслеживанием и анализом процесса и получаемых результатов (оценкой).
ЦЕЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Цель и место дисциплины в подготовке градостроителя-проектировщика отражены в рабочей программе дисциплины «Ландшафтно-визуальный анализ». При этом главная задача преподавания дисциплины может трактоваться как «освоение методики анализа среды градостроительного объекта в целях его дальнейшего проектирования при условии его устойчивого развития ».
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
На первом занятии рекомендуется выдать студентам календарный план дисциплины и дать по нему краткие комментарии. Наличие календарного плана у студента позволяет видеть полное содержание курса, отслеживать и контролировать процесс изучения курса, планировать свои действия во времени.
В ходе реализации плана возможны его оперативные изменения и улучшения. Об этом необходимо предупредить студентов и учесть в будущем планировании.
Рекомендуется отслеживать ход работы каждого студента по выполнению календарного плана с помощью «Контрольного листа участия», в котором предусмотрено два раздела: «Участие в аудиторной работе (посещение занятий)» и «Результаты выполнения контрольных и практических работ».
|
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формой итогового контроля по дисциплине является зачет. Порядок выставления зачета и иных контрольных мероприятий, регламентируемый «Положением о промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине», рекомендуется объявить на первом занятии. Само «Положение» следует выдать студентам вместе с «С календарным планом занятий» и «Вопросами для самостоятельной подготовки к контрольным работам». Процесс оценивания результатов изучения дисциплины должен быть простым, четким и понятным и устанавливаться в самом начале изучения дисциплины.
ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве основы для изложения содержания дисциплины рекомендуется изучение специальной литературы, перечисленной в Программе, освоение всех доступных публикаций по методике предпроектного анализа, и как одной из разновидностей – ландшафтно-визуального анализа. А также законодательной и нормативной литературы по развитию и формированию населённых мест, расселению, социальным вопросам. Необходим также постоянный анализ процессов, происходящих в развитии населённых мест, градостроительстве и архитектуре и проектной деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫВ ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По завершении лекционной части темы или раздела выполняется практическая работа в часы аудиторных занятий. Работа завершается в часы самостоятельной работы и сдается преподавателю как контрольная на следующем занятии. В ходе изучения дисциплины предполагается выполнение шести контрольных работ по темам:
|
1. Ландшафтно-визуальны анализ (ЛВА) в системе предпроектного анализа в целях разработки проектов генеральных планов поселений и городских округов.
2. Место ЛВА в системе предпроектного анализа в целях разработки проектов планировки (ПП) элементов планировочной структуры, градостроительного комплекса.
3. Учет условий восприятия в архитектурно-пространственном построении градостроительного комплекса.
4. Состав комплексного ЛВА градостроительного узла (по представленному образцу).
5. Методика проверки сочетания сложившейся и проектируемой застройки.
6. Методика построения зон композиционного влияния и зон видимости объекта охраны – памятника архитектуры.
Контрольные работы оцениваются по системе: выполнена – «зачет», не выполнена – «не зачет».
Контрольным фактом является также выполнение и публичная защита реферата на предложенную тему. Примерная тематика рефератов:
- Ландшафтно-визуальный анализ природного комплекса (системы особо охраняемых природных территорий, озеленения общего пользования и др.) города на Урале (по выбору).
- Методика ландшафтно-визуального анализа в оценке экологического состояния среды (для объектов различного градостроительного уровня – по выбору).
- Ландшафтно-визуальный анализ как инструмент градорегулирования.
- Ландшафтно-визуальный анализ элемента городского пространства при оценке видимости планируемого объекта нового строительства в сложившейся городской среде (на предложенном примере).
- Особенности выполнения аналитических работ при архитектурно-ландшафтном проектировании трасс движения: Основные принципы согласования автомобильной дороги с ландшафтом.
- Применение методов ЛВА для анализа объемно-пространственной структуры объектов ландшафтного искусства.
Реферат оценивается экспертным путем коллективом студенческой группы. Критерии оценки:
- соответствие темы и содержания;
- полнота ответа на тему;
- логика изложения;
- иллюстрирование доклада;
- форма подачи материала (четкость, понятность доклада).
Реферат оценивается по пятибалльной системе. Каждая из перечисленных позиций имеет оценку – один балл.
ЗАЧЁТ
Зачёт рекомендуется проводить по результатам выполнения контрольных работ и реферату. Успешно выполнившие контрольные работы, защитившие реферат и имеющие удовлетворительную посещаемость получают автоматический зачет. Оценка зачета по пятибалльной системе в соответствии с экспертной оценкой реферата. Для не выполнивших условия автоматического зачета предлагается опрос по содержанию курса в соответствии с опубликованными ранее вопросами..
Приложение А