Наиболее реальным (слово «реальным» - грубо… Зачем сразу начинать с такого утверждения? Мягче надо…) субъектом внутриэлитных процессов в регионах является «элитная группа» - связанная между собой часть элиты, имеющая общие интересы.
В политической жизни любого общества значительную роль играют региональные, или местные, элиты. Эта роль обусловлена прежде всего тем, что такие элиты являются самостоятельными и влиятельными субъектами политического процесса, имеющими собственные интересы и немалые ресурсы для их отстаивания. Как показывает опыт России, не считаться с этими интересами – значит провоцировать в обществе социальную напряжённость и конфликты.
Местные правящие элиты являются проводниками общенациональной политики в регионах, служат опорными основаниями всего государственного механизма. Без тесного взаимодействия этих элит с общенациональными невозможно нормальное функционирование государства. Добавим, что процессы консолидации, оформления интересов элит «на местах» проходят, как правило, быстрее, чем в центре.
Одним из субъектов внутриэлитных процессов в регионах является «элитная группа» - связанная между собой часть элиты, имеющая общие интересы.
На политической сцене любого региона, как и в стране в целом, действуют много акторов: и те, кто располагает реальной властью, и те, кто ей оппонирует, и те, кто создаёт эмоциональную атмосферу. Таким объектом является правящая политическая элита.
Единственным надёжным критерием определения границ этой группы является степень непосредственного участия её членов в принятии политико-управленческих решений. Применительно к Ханты-Мансийскому автономному округуМАО это означает, что к указанной группе нужно отнести тех, кто принимает наиболее важные политико-управленческие решения на окружном и местном уровнях, тех, деятельность которых затрагивает непосредственно интересы населения ХМАО в целом или отдельных её частей.
|
С учётом этого критерия в состав правящей политической элиты Югры были включены: из структуры Губернатора – Губернатор, первые заместители, руководитель аппарата;; из Думы округа – его Председатель, заместители Председателя и начальник секретариата; председатели государственных комитетов, а также главы администраций городов округа. Всего – 61 человек.
При всём этом возможны какие-то ошибки в оценке степени влияния в системе властных отношений конкретных лиц. Но вряд ли такие ошибки могут изменить общую характеристику анализируемой группы.
Формирование элитарных групп в Ханты-Мансийском автономном округе происходит несколькими способами. Первый способ это назначение губернатора Президентом Российской Федерации - реформа исполнительной власти РФ 2004 года. Формальное закрепление вышеуказанная реформа получила в федеральном законе «О внесении изменений в федеральный закон № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и в федеральный закон № 67 от 11.12.2004 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятом Государственной Думой РФ 11.12.2004 г.
Согласно данному закону, высшее должностное лицо, т.е. глава исполнительной власти субъекта федерации, назначается представительным органом субъекта федерации по представлению президента. Таким образом, как нетрудно догадаться, имеет место фактическое назначение губернатора главой страны.
|
При этом, правящая партия «Единая Россия» создает рабочую группу для подбора кандидатур на должности глав субъектов РФ, руководить этим процессом председатель бюро Высшего совета партии Борис Грызлов.
Заместителем руководителя рабочей группы бюро Высшего совета партии по выработке предложений и подбору кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ назначен секретарь президиума Генсовета "Единой России" Вячеслав Володин. В состав рабочей группы также вошли руководитель центрального исполнительного комитета "Единой России" Андрей Воробьев и член Высшего совета партии Олег Говорун.
Такое решение руководство "Единой России" приняло в соответствии с федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положением о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, утвержденного указом президента Российской Федерации от 23 апреля 2009этого года.
Согласно закону, разработанному по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева, кандидатуры на посты глав субъектов РФ президенту будет представлять победившая на региональных выборах партия.
|
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была сформирована в 1994 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
6 апреля 1994 года состоялось первое заседание Думы автономного округа первого созыва. Председателем Думы был избран Собянин Сергей Семенович. Основополагающим направлением деятельности стало формирование правовых основ государственного и муниципального строительства Ханты-Мансийского автономного округа.
26 апреля 1995 года принят Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа. В Думой первого созыва были приняты законы о статусе депутата, о Счетной палате, о выборах Губернатора, о флаге и гербе автономного округа, о статусе Ханты-Мансийска, об общих принципах местного самоуправления.
Выборы в Думу Ханты-Мансийского автономного округа второго созыва состоялись 27 октября 1996 г. Председателем Думы автономного округа был избран Собянин Сергей Семенович, первым заместителем Председателя Думы Югры – Волостригов Петр Станиславович, заместителем по социальной политике - Чистова Любовь Александровна, заместителем по делам малочисленных народов Севера – Сондыков Василий Семенович. Важным достижением этого периода стало создание нормативно-правовой базы для эффективного природопользования и охраны окружающей среды, а также принятие законов ориентированных на социально-экономическое развитию региона.
В декабре 1996 была создана Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера при Думе автономного округа, которая активно участвовала в разработке и принятии нормативно-правовых актов, законов и программ, защищающих права народов ханты и манси.
14 января 2001 года на основании Закона "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа" состоялись выборы Думы третьего созыва. 30 января 2001 года Председателем Думы был избран Сондыков Василий Семенович. Первым заместителем Председателя Думы автономного округа был избран Титов Александр Викторович, заместителями Председателя Думы – Чистова Любовь Александровна, Айпин Еремей Данилович.
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры четвертого созыва была избрана 12 марта в составе 28 депутатов.
Из общей численности депутатов избраны: 14 депутатов Думы четвертого созыва по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, 11 депутатов избраны по одномандатным территориальным избирательным округам, три депутата, по единому трехмандатному избирательному округу.
Председателем Думы автономного округа четвертого созыва был избран Сондыков Василий Семенович, заместителями – Сальников Александр Иванович, Сидоров Александр Николаевич, Айпин Еремей Данилович.
Дума Югры четвертого созыва продолжила работу по совершенствованию законодательной базы автономного округа, регулирующей развитие отраслей экономики и социальной сферы, реализацию приоритетных национальных проектов, повышение качества жизни населения, рост эффективности государственного управления, продолжение административных, бюджетных преобразований и реформу местного самоуправления.
Дума четвертого созыва Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югры в понедельник единогласно утвердила Наталью Комарову в должности губернатора региона.
Ппрезидент России Дмитрий Медведев 8 февраля 2010 года. внес на рассмотрение Думы ХМАО кандидатуру Натальи Комаровой для наделения ее полномочиями губернатора.
Дума четвертого созыва Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югры единогласно утвердила Наталью Комарову в должности губернатора региона.
За Комарову проголосовали все 28 депутатов законодательного органа. На сегодняшнем заседании парламентарии присутствовали в полном составе,
Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пятого созыва была избрана 13 марта на пять лет в составе 35 депутатов.
Из общей численности депутатов Думы пятого созыва избраны: 18 депутатов по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями; 14 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам; 3 депутата – по многомандатному избирательному округу, которым является территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
По итогам выборов в окружной парламент, партия «Единая Россия» набрала 44,07% голосов. На втором месте ЛДПР – 23,56%, партия «Справедливая Россия» получила 13,88% голосов избирателей. За КПРФ проголосовали 13,38 % населения Югры.
В Думе пятого созыва парламентское большинство представляют 25 депутатов от политической партии "Единая Россия". В составе депутатского корпуса 5 депутатов от ЛДПР, 3 – от «Справедливой России», 2 - от КПРФ.
Председателем Думы автономного округа пятого созыва избран Хохряков Борис Сергеевич, заместителями – Дегтярёв Сергей Юрьевич, Сальников Александр Иванович, Айпин Еремей Данилович
В настоящее время можно отметить две основные формы институционализации участия бизнеса в региональной политике: 1) избрание представителя деловых кругов главой региона, что обычно влечет за собой волну назначений выходцев из бизнес-элиты на руководящие должности в структурах исполнительной власти; 2) избрание предпринимателей депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации ФС РФ и региональных парламентов. Если раньше наличие весомой бизнес-составляющей среди региональных законодателей было характерно главным образом для территорий, где доминируют крупные бюджетообразующие структуры (так, в Ханты-Мансийском АО руководители нефтегазовых корпораций являются депутатами Думы не первый срок), то сегодня онаэто присутствует в большинстве субъектов РФ.
В принципе, состав политической элиты, представленной думой Ханты-Мансийского автономного округа является и бизнес-элитой региона.
Основной состав – топ - менеджеры нефтегазовых предприятий округа, которых более 50% Думы, представлен следующими должностями:
- генеральный директор ОАО "Юганскнефтегаз
- генеральный директор ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой".
- генеральный директор ООО "Газпром переработка" ОАО "Газпром".
- генеральный директор закрытого акционерного общества «Колек-Еганнефть»
- начальник Казымского ЛПУ МГ филиала ООО "Газпром трансгаз Югорск" ОАО "Газпром".
- генеральный директор ООО "Газпром Трансгаз Югорск" ОАО "Газпром".
- генеральный директор ОАО "Титан-НВ".
- вице-президент ОАО "ЛУКойл" − генеральный директор ЗАО "ЛУКойл-Транс".
- председатель совета директоров ОАО "Сургутгазстрой".
- заместитель генерального директора по общим вопросам ООО "ЛУКойл-Западная Сибирь".
- начальник управления экологической безопасности природопользования ОАО "Сургутнефтегаз".
- директор филиала ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", "ТНК-ВР Западная Сибирь" в г.Нижневартовске.
- первый заместитель генерального директора - главный инженер ООО "ЛУКойл – Западная Сибирь".ЕР
Таким образом, можно сделать вывод, что правящей элитой округа являются руководители нефтегазовых предприятий региона, средний возраст которых более 50 лет, образование высшее техническое. Женщин в окружной элите 3 человека. в окружной Думе?
Из представленного состава можно сделать вывод, что представители «Сургутнефтегаза» одной из крупнейших нефтегазовых компаний России не идут«влезают» в окружной парламентбольшую политику, предпочитая продвигать свои интересы через другие источники. Это спорное утверждение! Сальников был председателем профкома СНГ! Сложил свой пост только в связи с тем, что является депутатов на освобожденной основе – зам. пред… Но связь с СНГ у него очень крепкая, на мартовских выборах его руководство СНГ серьезно поддерживало… В ХМАО политическую элиту составляют представители «Газпрома» и «Лукойла».
Далее рассмотрим состав политической ую элитыу, представленной ая Правительством Югры.
Как уже было сказано выше, Губернатор округа Наталья Комарова назначает состав Правительства.
В лице первого Заместителя является представитель политической элиты, «присланныйназначенный» из Москвы – Петров Илья Сергеевич, который в 2005-2008 г. являлся заместителем руководителя Секретариата Первого тогда еще заместителя Председателя Правительства РФ Медведева Д.А.
В его ведении находятся следующие службы:
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Службау по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Службау по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Службау жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Ветеринарнаяую службу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Кроме Петрова представителем Москвы является руководитель Аппарата Губернатора - заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ермошин Виталий Александрович. Координирует и контролирует деятельность органов государственной власти автономного округа, находящихся в его ведении, дает им поручения, издает распоряжения. Обеспечивает взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа с иными органами государственной власти автономного округа, а также с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в округе сложилась политическая элита в основном из представителей государственно-партийного аппарата, сильное нефтегазовое лобби.
Тоже, ни к чему так грубо!!! Это опосредованные выборы. Лучше напиши о роли руководства ЕР в вопросе выбора кандидатур глав субъекта!!! Закон-то изменился!!! Будет желание, встретимся, расскажу как формировались списки кандидатур в рег. отделение и как поступил ген.совет ЕР. Новый губернатор соответственно формирует свою команду, в политике появляются новые люди. Так происходит формирование одной из важных элитарных групп в регионе.
В марте 2010 года Международный институт политической экспертизы обнародовал результаты исследования "5 лет системе назначения глав регионов в РФ". Объединив мнения близких к власти, а также независимых экспертов, исследователи сделали вывод, что система назначения глав регионов решила вовсе не те задачи, которые были обнародованы при реформе органов власти, последовавшей в 2004 году за терактом в Беслане, пишет "Коммерсант". А на конкретные назначения зачастую влияют не открытые критерии, а субъективные факторы, роль групп и отдельных личностей в политике. Второй способ формирования региональной и местной элиты округа происходит посредствам выборов.В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических акторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории. Взамен утраченных возможностей оказывать общефедеральное влияние главы регионов получили гарантии экономической и иной помощи из центра при условии политической поддержки региональными элитами позиций центра в ходе федеральных выборов. В качестве предпосылок процесса институционализации политической элиты регионов России на современном этапе можно выделить следующие: проведение административно–правовой реформы 2000 года, в результате которой произошло перераспределение политического влияния в отношениях “центр – регионы” в сторону усиления федеральной элиты; рост политической активности регионального и федерального бизнеса, который способствует снижению идеологической подоплеки политических действий региональной элиты и возрастанию прагматических настроений в отношениях региональной политической элиты и центра; заметное снижение публичности конфликтов в отношениях «“центр – регион»”; принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.
Изучение региональной элиты и тех отношений, которые складываются между ее различными группировками, выходит далеко за рамки собственно регионоведческой проблематики. Для многонациональной страны со сложным административно–территориальным устройством, каковой является Российская Федерация, формат взаимодействия центра и регионов, федеральной и региональной элитных групп в значительной степени определяет ключевые особенности российского политического режима. Анализ процессов, происходящих в субъектах РФ, помогает осознать многомерность российской политической жизни, органической частью которой являются многообразные региональные сообщества[6].
На региональном уровне новая политическая элита формировалась в различных субъектах в различное время. Этот процесс был связан с переходом к выборной системе формирования региональной элиты. Главы исполнительной власти в Москве и Ленинграде, а также президент Татарской АССР были избраны 12 июня 1991 г. После провала путча 21 августа 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР в краях, областях и округах вводилась должность главы администрации как руководителя исполнительной власти. Указом президента от 25 ноября 1991 г. был определен порядок назначения глав администраций. К январю 1992 г. новая власть установилась практически во всех краях, областях и автономных округах. Правда новой она была лишь частично. Половина глав администраций была назначена из числа бывших руководителей органов исполнительной или представительной власти, примерно пятая часть состояла из работников советского аппарата более низкого уровня и лишь треть состояла из новых назначенцев - директоров предприятий, работников научных учреждений и других представителей неполитической сферы.
В автономных республиках главой являлся президент, избираемый на всенародных выборах, что способствовало трансформации советской модели в демократическую. К концу 1994 г. большинство руководителей автономных республик были избраны всенародным голосованием.
В 1992-1993 гг. происходила борьба между президентом и Верховным Советом за влияние на формирование глав региональных администраций. Эта борьба завершилась после роспуска представительного органа власти принятием указа президента «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономных округов, городов федерального значения», изданный 7 октября 1993 г. В указе говорилось, что главы администраций назначаются и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по представлению правительства Российской Федерации.
Однако выборные тенденции набирали силу. Поэтому в ряде регионов в порядке исключения еще в 1992-1993 гг. верховная власть разрешила проведение выборов глав администраций. Этот процесс продолжал развиваться и закончился принятием 17 сентября 1995 г. указа президента, который определял срок выборов назначенных президентом глав администраций субъектов федерации – декабрь 1996 г. Так был осуществлен переход к выборной системе руководителей исполнительной власти субъектов федерации. Последнее назначение главы администрации состоялось в июле 1997 г. в Кемеровской области.
Формирование региональной элиты продолжили выборы народных представительств, которые после роспуска в конце 1993 г. советов всех уровней, стали полноценными законодательными органами власти. Выборы стали одним из самых значительных достижений демократии в России, что привело к глубоким изменениям во всей политической системе. Последствия такого перехода имели как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, создавалась база для разделения властей, формирования гражданского общества, создания равноправных субъектов федерации. С другой стороны, выборность глав субъектов дестабилизировала политическую ситуацию, позволив губернаторам стать независимыми от центра. Появилась опасность новой волны «парада суверенитетов», которая могла закончиться распадом страны. У федеральной власти практически не осталось рычагов влияния на региональную элиту.
В декабре 1995 г. изменился принцип формирования Совета Федерации. В соответствии с новым положением верхняя палата российского парламента стала формироваться путем делегирования двух руководителей субъекта федерации – глав исполнительной и законодательной власти. В Совете Федерации стали образовываться межрегиональные ассоциации по территориальному и экономическому принципам, что грозило центру утратой политического и финансового контроля.
Чтобы предотвратить негативные тенденции, новый президент В. В. Путин инициировал политические реформы с целью укрепления властной вертикали. В 2000 г. изменился порядок формирования Совета Федерации: в верхнюю палату парламента стали делегировать по одному представителю от исполнительной и законодательной власти субъекта федерации, но не первых лиц, как было ранее. В конце 2004 г. был принят федеральный закон, изменивший порядок избрания глав субъектов федерации: они стали избираться соответствующими законодательными собраниями по представлению президента страны. Последние всенародные выборы главы администрации состоялись в марте 2005 г. в Ненецком автономном округе.
В итоге власть федерального центра была восстановлена, а главы регионов стали полностью зависимы от президента. Опасность распада страны была преодолена за счет отказа от демократической процедуры всенародных выборов. Анализ региональных руководителей свидетельствует о том, что подавляющее число губернаторов попало в элиту задолго до своего назначения на пост главы региона. Так по данным, приведенным в исследовании О. В. Крыштановской, в 2002 г. среднее число пребывания в элите региональных руководителей до момента их назначения (избрания) главой региона составлял 15 лет, а среднее число лет пребывания на посту руководителя субъекта федерации – 6 лет.
Средний возраст регионального руководителя при Л. И. Брежневе составлял 59 лет, при М. С. Горбачеве – 52 года, при Б. Н. Ельцине – 49 лет, при В. В. Путине – 54 года. Вес советской номенклатуры остается до сих пор очень высоким. В 2002 г. 65,9% глав субъектов федерации прежде состояли в советской номенклатуре (в 1992 г. – 78,2%, в 1997 г. – 72,7%).
Как отмечает О. В. Крыштановская, «парадокс состоит в том, что не выборы, а назначения привели наверх новых людей»[7].
Характеризуя профессиональные качества региональной политической элиты, многие исследователи отмечают ее редистрибутивное (рентное) отношение к экономической деятельности. В то же время следует отметить такую тенденцию, как выдвижение влиятельного слоя интеллектуальных, политических культурно-профессиональных, высокообразованных лидеров, которые составляют ядро региональной политической элиты. Как отмечает С. А. Грановский, «номенклатурные истоки нынешней власти, от которых нелегко избавиться, представляют собой тормоз реформ, препятствующий подлинной демократизации общества, преобразованию не только политической, но и всех других сфер нашей жизни. В России еще не сложилась элита, которая соответствовала бы уже проявившей себя новой государственности»[8].
Важной характеристикой элиты является ее ментальность. Практические ориентации и их реальное воплощение в делах региональных политико-административных элит отражаются как в их собственном мировосприятии, так и в оценках населения. Характеризуя ментальные особенности региональных административно-политических элит следует отметить их федералистское мышление, основными параметрами которого являются сохранение целостности Российской Федерации, проблемы равноправия всех субъектов, приоритет федеральных законов над республиканскими.
Можно констатировать значительное ослабление центро-патерналистских надежд среди региональной политической элиты. В сознании элит надежды на возможности центра и собственные силы в развитии экономики и хозяйственных связей почти уровнялись. Во многих регионах уже превалирует настроение «опоры на собственные силы». Таким образом, этнофедералистские, экономико-федералистские и политико-федералистские факторы оказываются сопряженными в один комплекс и действуют сейчас одновекторно, способствуя более быстрому формированию федералистской парадигмы мышления. С другой стороны, в качестве важнейших характеристик политической ментальности правящей элиты многие исследователи подчеркивают ее беспринципность и «холопство» Так, О. В. Гаман-Голутвина отмечает, что «преклонение перед силой остается доминирующей установкой поведения и центральной, и региональных властей, и населения»[9]. Это приводит к безоговорочной преданности Президенту, с одной стороны, и устойчивому приоритету клановых интересов над общенациональными, с другой.
Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Так, Т. Заславская полагает, что элите «удалось создать такие правила игры, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти»[10].
Региональная элита – это, как правило, очень узкая группа людей. По происхождению – продукт общественных трансформаций, которые имели место в России в начале 90-х годов и были связаны с масштабным переделом власти и собственности. В нее вошли и адаптировавшаяся к переменам советская номенклатура, и новый бизнес, и выходцы из силовых структур. Растет доля нового чиновничества, которое сформировалось уже в постсоветский период. Характер и состав региональной элиты – сложный и разношерстный: одна из главных ее особенностей – имманентная раздробленность. Региональная элита постоянно делится на враждующие группировки. Многие из них сложились еще в советские времена, и некоторые линии противостояний в регионах восходят даже не к 90-м, а к 80-м годам. Региональная ситуация весьма консервативна – консервативнее, чем на общефедеральном уровне, где ротации элит шли быстрее. Во многом это связано с пассивностью регионального сообщества.
Опа! По делу, все? А где анализ статистики по рег. элите? Можно было проанализировать составы нескольких окружных Дум: откуда они, сколько созывов или лет, пол, возраст, в том числе средний, образование, из бизнеса или проф. политики, партийная принадлежность, кого больше, из каких корпораций и т.д…
Тоже можно сделать по окружному правительству, замам губернатора, самому губернатору, руководителям департаментов… Очень интересно, кто они??? Сейчас модно приглашать из Полпредства и Москвы!!! Где анализ???
Какими способами рекрутируются окружные элиты?
А главное, хоть намекни, кто из них более влиятельнее, почему, какова роль депутатов, а какова влиятельность членов окружной администрации (правительства)… Народ хочет знать, кто круче??? Я утрирую, но все же… Где роль, место, значение, элит… Какими способами принимаются важные решения, какие связи сильнее: формальные или наоборот???
Вопросов осталось много!!!
В настоящее время можно отметить две основные формы институционализации участия бизнеса в региональной политике: 1) избрание представителя деловых кругов главой региона, что обычно влечет за собой волну назначений выходцев из бизнес-элиты на руководящие должности в структурах исполнительной власти; 2) избрание предпринимателей депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации ФС РФ и региональных парламентов. Если раньше наличие весомой бизнес-составляющей среди региональных законодателей было характерно главным образом для территорий, где доминируют крупные бюджетообразующие структуры (так, в Ханты-Мансийском АО руководители нефтегазовых корпораций являются депутатами Думы не первый срок), то сегодня она присутствует в большинстве субъектов РФ. (Голутвина).
Эксперты: назначение губернаторов не оправдало надежд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.vl.ru/world/2010/03/19/sistema_dala_sboj/
3.2. Элиты Югры в отражении общественного мнения и информационной повестке региона
Отношение населенияе к элите Югры в последнее время характеризуется безразличием, связанное с тем, что народ воспринимает власть ХМАО как отражение деятельности правящей элиты Российской Федерации.
Одним из примеров равнодушия населения округа к власти является отражаетсяпроявляется по явкеи избирателей на выборах.
[1] Лапина Н.Ю. Региональные элиты: процессы формирования и механизмы взаимодействия в современном российском обществе. Автореферат. М. 2004.
[2] Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 133.
[3] Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С. 100.
[4] Гаман-Голутвина О.В. Бюрократия или олигархия? // Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность. М., 2000. С. 172.
[5] Правящая элита современной России / Н. А. Баранов // Без темы. – 2006. – № 2(2). – С. 142-150. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beztemy.usu.ru/?base=mag/0002(02_2006)&xsln=showArticle.xslt&id=a20&doc=../content.jsp -
Научный Общественно-политический журнал.
[6] Лапина Н.Ю. Региональные элиты: процессы формирования и механизмы взаимодействия в современном российском обществе. Автореферат. М. 2004.
[7] Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 133.
[8] Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С. 100.
[9] Гаман-Голутвина О.В. Бюрократия или олигархия? // Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность. М., 2000. С. 172.
[10] Правящая элита современной России / Н. А. Баранов // Без темы. – 2006. – № 2(2). – С. 142-150. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://beztemy.usu.ru/?base=mag/0002(02_2006)&xsln=showArticle.xslt&id=a20&doc=../content.jsp -
Научный Общественно-политический журнал.